В соответствии с темой целями урока являются:
- Выделение в речи слов – действий, через развитие умения ставить к ним вопросы.
- Развитие аналитического мышления, устной речи, обогащение и усложнение словарного запаса
- Содействие воспитанию культуры общения.
- Создание условий для здоровьесбережения и здоровьесохранения обучающихся.
В ходе достижения целей решаются задачи:
1. Организовать пространство поиска, диалога через выявление субъективного опыта путём постановки вопросов, выстраивать на их основе изучение нового материала.
2. Использовать различные источники сообщения: словарь, карточки для группового исследования, опорная таблица, инструкция для испытывающих затруднения.
3. Анализировать все предлагаемые способы решения проблем, оценивать не только результат, но и процесс выполнения задания.
4. Создавать условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным.
5. Осуществлять общение с учащимися на принципах содружества
6. Обеспечивать включение элементов здоровьесберегающей направленности в процесс организации урока.
В структуре урока выделяются следующие основные этапы:
- установление контакта;
- вхождение в тему;
- постановка проблемы;
- поиск решения и выражение решения;
- реализация продукта деятельности;
- рефлексия.
Оборудование: карточки – картинки; карточки со словами для игры “Найди слову место”, “Подбери слово”; карточки для работы с опорной таблицей; инструкция для определения слова – признака, слова – предмета; карточки с заданием для исследования; цветные карточки для анализа основных видов работ.
Ход урока
I. Установление контакта
- Ребята, закройте глаза, представьте зелёный луг. Тёплый ветерок качает траву, бабочки перелетают с цветка на цветок. Солнечные лучи касаются вашего лица.
Откройте глаза. Я вижу улыбки на ваших лицах. Повернитесь к соседу по парте и поделитесь своей улыбкой. Я надеюсь, что хорошее настроение мы сохраним на весь урок.
II. Вхождение в тему
а) - Я показываю картинку, вы записываете слово. (Морковь, картофель, карандаш, топор, капуста, берёза.)
(Открываю запись на доске. Самопроверка.)
- Встаньте, кто написал без ошибок… Кто допустил одну ошибку… Я не сомневаюсь, что ребята, допустившие ошибки, повторят эти слова и в следующий раз не ошибутся.
- Что общего между этими словами? (слова-предметы, отвечают на вопрос что?)
- Какие ещё слова вы знаете? (слова-признаки)
- Образуйте от этих слов слова-признаки.
б) - Расскажите о словах-предметах и о словах-признаках. Опорная таблица вам поможет.
(Слова в опорной таблице “рассыпались”.)
Слово-предмет | Слово-признак | ||
обозначает | признак предмета | название предмета | |
отвечает на вопрос | кто? какой? какое? | что? какая? какие? |
- Что-то не так? Исправьте.
(Расставляют слова на места. Рассказывают о слове-предмете, слове-признаке.)
Физминутка (предлагают и проводят дети)
в) – Вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков и легко справитесь с заданием, которое я хочу вам предложить. Игра “Найди слову место”.
- Вы будете, передавая жетон, выходить к доске и распределять слова на группы.
(Дети снимают слова на карточках с сенсорного круга.)
слово-предмет | слово-признак |
зверёк | скользкий |
оса | белый |
дерево | золотая |
снежинка | тихий |
звонок | глубокое |
(Последняя карточка со словом “звонит”.)
(По мере необходимости проводится работа над постановкой ударения. Дети обращаются к словарю.)
III. Постановка учебной задачи
- В какой столбик поместим это слово? Проверьте по опорной таблице и сделайте вывод.
(Работа в парах. Детям, испытывающим затруднения, даю инструкцию.)
|
- Мы уже знаем, что это за слово? (нет)
- Это и будет главный вопрос нашего урока.
(Помещаю вопрос в опорную таблицу.)
Слово-предмет | Слово-признак | ? | |
обозначает | название предмета |
признак предмета |
|
отвечает на вопрос | кто? что? | какой? какая? какое? какие? |
IV. Поиск решения проблемы и выражение решения.
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо проделать серьёзную работу, но я уверена в вас. Вы справитесь!
а) – С каким словом-предметом сочетается слово “звонит”? (телефон)
(На доске запись: звонит телефон.)
- Вспомним уроки информатики. Что помогает нам определить предмет? (признаки предмета, состав предмета, действие предмета)
- Что в нашем случае помогло определить слово-предмет “телефон”? (действие)
- Сделайте вывод. (слово “звонит” обозначает действие)
- Действительно, слово “звонит” обозначает действие предмета.
Показываю карточку:
действие предмета |
- Помогите поместить её в опорную таблицу.
(Дети помещают в таблицу.)
- Как назовём такое слово? (слово-действие)
(Соответствующую карточку дети помещают в опорную таблицу.)
Слово-предмет | Слово-признак | Слово-действие | |
обозначает | название предмета |
признак предмета |
действие предмета |
отвечает на вопрос | кто? что? | какой? какая? какое? какие? |
- Ребята, слово-действие в русском языке называют глаголом.
б) – Всё ли мы знаем о словах-действиях? (не знаем, на какие вопросы они отвечают)
- Это нам предстоит узнать.
- Чтобы это узнать, надо заняться исследовательской работой в группах. Но прежде чем вы приступите к исследованию, давайте повторим правила работы в группе (работаем дружно, соблюдаем тишину, выслушиваем мнение каждого)
Задания для исследования:
1 группа | .2 группа. | ||
|
|
||
3 группа. | |||
|
(Анализируем результат работы групп, представители групп помещают вопрос в опорную таблицу.)
- В парах расскажите по опорной таблице всё, что вы узнали о слове-действии.
(Один ученик говорит, второй – консультант.)
- Кто желает рассказать всему классу?
- Молодцы, я очень горжусь вами!
- Как вы думаете, могут слова-действия отвечать на другие вопросы ?
(могут)
- От чего это зависит ?
(Предполагаю затруднение)
- Об этом мы поговорим на следующем уроке.
V. Реализация продукта интеллектуально – творческой деятельности.
а) – Хотелось бы вам поиграть? Предлагаю игру “Подбери слово”.
Я говорю слово-предмет и бросаю мяч, вы – ловите мяч, называете подходящее по смыслу слово-действие и возвращаете мне мяч. Будьте внимательны!
(Учитель – учит, солнце – светит, птица – летит, …, голубой – (?). Выясняют, что это слово – признак, к нему нельзя подобрать слово – действие.)
б) (По классу развешаны слова: танцует, хоровод, задрожал, морской, победил, рисование, мокнет, земля, тянул, выльет.)
- Предлагаю вам найти слово-действие и задать к нему вопрос. Каждое слово вместе с вопросом запишем в тетрадь.
в) – Ребята, назовите слова, обозначающие действия, которые вам очень часто приходится совершать.
VI. Итог урока. Рефлексия.
а) (Мостик к следующему уроку: на доске слова “снежинка”, “прозрачная”, “кружит”)
- Составьте предложение к схеме. (Снежинка кружит.)
|____ (что делает?).
- С каким словом связано слово-действие “кружит”. (со словом – предметом “снежинка”)
- О связи слова – предмета и слова-действия мы будем говорить на следующем уроке.
б) – Пользуясь опорной таблицей, расскажите, что нового вы узнали на уроке.
в) – Какие моменты на уроке порадовали вас?
- Кто из ребят более активно помогал работе?
- Кто испытывал трудности?
(Идёт анализ основных видов работ)
- Игра “Найди слову место”.
- Что обозначает слово-действие.
- Работа в группах.
- Игра “Подбери слово”.
- Выбор слов-действий.
(В процессе анализа приклеиваю листы разного цвета у тех видов работ, в ходе которых дети испытывали затруднения.)
- Запомните цвет и на перемене впишите своё имя.
г) Содержательная оценка работы учащихся на уроке.
д) Домашнее задание.
- Подберите как можно больше слов-действий к слову “снежинка”, запишите получившиеся предложения.
Спасибо за работу на уроке!