Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам"

Разделы: Начальная школа


В соответствии с темой целями урока являются:

  • Выделение в речи слов – действий, через развитие умения ставить к ним вопросы.
  • Развитие аналитического мышления, устной речи, обогащение и усложнение словарного запаса
  • Содействие воспитанию культуры общения.
  • Создание условий для здоровьесбережения и здоровьесохранения обучающихся.

В ходе достижения целей решаются задачи:

1. Организовать пространство поиска, диалога через выявление субъективного опыта путём постановки вопросов, выстраивать на их основе изучение нового материала.

2. Использовать различные источники сообщения: словарь, карточки для группового исследования, опорная таблица, инструкция для испытывающих затруднения.

3. Анализировать все предлагаемые способы решения проблем, оценивать не только результат, но и процесс выполнения задания.

4. Создавать условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным.

5. Осуществлять общение с учащимися на принципах содружества

6. Обеспечивать включение элементов здоровьесберегающей направленности в процесс организации урока.

В структуре урока выделяются следующие основные этапы:

  • установление контакта;
  • вхождение в тему;
  • постановка проблемы;
  • поиск решения и выражение решения;
  • реализация продукта деятельности;
  • рефлексия.

Оборудование: карточки – картинки; карточки со словами для игры “Найди слову место”, “Подбери слово”; карточки для работы с опорной таблицей; инструкция для определения слова – признака, слова – предмета; карточки с заданием для исследования; цветные карточки для анализа основных видов работ.

Ход урока

I. Установление контакта

- Ребята, закройте глаза, представьте зелёный луг. Тёплый ветерок качает траву, бабочки перелетают с цветка на цветок. Солнечные лучи касаются вашего лица.

Откройте глаза. Я вижу улыбки на ваших лицах. Повернитесь к соседу по парте и поделитесь своей улыбкой. Я надеюсь, что хорошее настроение мы сохраним на весь урок.

II. Вхождение в тему

а) - Я показываю картинку, вы записываете слово. (Морковь, картофель, карандаш, топор, капуста, берёза.)

(Открываю запись на доске. Самопроверка.)

- Встаньте, кто написал без ошибок… Кто допустил одну ошибку… Я не сомневаюсь, что ребята, допустившие ошибки, повторят эти слова и в следующий раз не ошибутся.

- Что общего между этими словами? (слова-предметы, отвечают на вопрос что?)

- Какие ещё слова вы знаете? (слова-признаки)

- Образуйте от этих слов слова-признаки.

б) - Расскажите о словах-предметах и о словах-признаках. Опорная таблица вам поможет.

(Слова в опорной таблице “рассыпались”.)

  Слово-предмет Слово-признак  
обозначает признак предмета название предмета  
отвечает на вопрос кто? какой? какое? что? какая? какие?  

- Что-то не так? Исправьте.

(Расставляют слова на места. Рассказывают о слове-предмете, слове-признаке.)

Физминутка (предлагают и проводят дети)

в) – Вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков и легко справитесь с заданием, которое я хочу вам предложить. Игра “Найди слову место”.

- Вы будете, передавая жетон, выходить к доске и распределять слова на группы.

(Дети снимают слова на карточках с сенсорного круга.)

слово-предмет слово-признак
зверёк скользкий
оса белый
дерево золотая
снежинка тихий
звонок глубокое

(Последняя карточка со словом “звонит”.)

(По мере необходимости проводится работа над постановкой ударения. Дети обращаются к словарю.)

III. Постановка учебной задачи

- В какой столбик поместим это слово? Проверьте по опорной таблице и сделайте вывод.

(Работа в парах. Детям, испытывающим затруднения, даю инструкцию.)

  1. Это слово обозначает название предмета и отвечает на вопрос кто?
  2. что?
  3. Это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?
  4. Сделай вывод. Это слово-предмет? Это слово-признак?

- Мы уже знаем, что это за слово? (нет)

- Это и будет главный вопрос нашего урока.

(Помещаю вопрос в опорную таблицу.)

  Слово-предмет Слово-признак ?
обозначает название

предмета

признак

предмета

 
отвечает на вопрос кто? что? какой? какая? какое? какие?  

IV. Поиск решения проблемы и выражение решения.

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо проделать серьёзную работу, но я уверена в вас. Вы справитесь!

а) – С каким словом-предметом сочетается слово “звонит”? (телефон)

(На доске запись: звонит телефон.)

- Вспомним уроки информатики. Что помогает нам определить предмет? (признаки предмета, состав предмета, действие предмета)

- Что в нашем случае помогло определить слово-предмет “телефон”? (действие)

- Сделайте вывод. (слово “звонит” обозначает действие)

- Действительно, слово “звонит” обозначает действие предмета.

Показываю карточку:

действие предмета

- Помогите поместить её в опорную таблицу.

(Дети помещают в таблицу.)

- Как назовём такое слово? (слово-действие)

(Соответствующую карточку дети помещают в опорную таблицу.)

  Слово-предмет Слово-признак Слово-действие
обозначает название

предмета

признак

предмета

действие предмета
отвечает на вопрос кто? что? какой? какая? какое? какие?  

- Ребята, слово-действие в русском языке называют глаголом.

б) – Всё ли мы знаем о словах-действиях? (не знаем, на какие вопросы они отвечают)

- Это нам предстоит узнать.

- Чтобы это узнать, надо заняться исследовательской работой в группах. Но прежде чем вы приступите к исследованию, давайте повторим правила работы в группе (работаем дружно, соблюдаем тишину, выслушиваем мнение каждого)

Задания для исследования:

1 группа .2 группа.
1. Задай вопрос.

( … ?) звонил

( … ?) сидел

( … ?) плыл

( … ?) скулил

2. Сделай вывод.

1. Задай вопрос.

( … ?) звонит

( … ?) сидит

( … ?) плывёт

( … ?) скулит

2. Сделай вывод.

3 группа.
1. Задай вопрос.

( … ?) позвонил

( … ?) сел

( … ?) поплыл

( … ?) заскулил

2. Сделай вывод.

(Анализируем результат работы групп, представители групп помещают вопрос в опорную таблицу.)

- В парах расскажите по опорной таблице всё, что вы узнали о слове-действии.

(Один ученик говорит, второй – консультант.)

- Кто желает рассказать всему классу?

- Молодцы, я очень горжусь вами!

- Как вы думаете, могут слова-действия отвечать на другие вопросы ?

(могут)

- От чего это зависит ?

(Предполагаю затруднение)

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.

V. Реализация продукта интеллектуально – творческой деятельности.

а) – Хотелось бы вам поиграть? Предлагаю игру “Подбери слово”.

Я говорю слово-предмет и бросаю мяч, вы – ловите мяч, называете подходящее по смыслу слово-действие и возвращаете мне мяч. Будьте внимательны!

(Учитель – учит, солнце – светит, птица – летит, …, голубой – (?). Выясняют, что это слово – признак, к нему нельзя подобрать слово – действие.)

б) (По классу развешаны слова: танцует, хоровод, задрожал, морской, победил, рисование, мокнет, земля, тянул, выльет.)

- Предлагаю вам найти слово-действие и задать к нему вопрос. Каждое слово вместе с вопросом запишем в тетрадь.

в) – Ребята, назовите слова, обозначающие действия, которые вам очень часто приходится совершать.

VI. Итог урока. Рефлексия.

а) (Мостик к следующему уроку: на доске слова “снежинка”, “прозрачная”, “кружит”)

- Составьте предложение к схеме. (Снежинка кружит.)

|____ (что делает?).

- С каким словом связано слово-действие “кружит”. (со словом – предметом “снежинка”)

- О связи слова – предмета и слова-действия мы будем говорить на следующем уроке.

б) – Пользуясь опорной таблицей, расскажите, что нового вы узнали на уроке.

в) – Какие моменты на уроке порадовали вас?

- Кто из ребят более активно помогал работе?

- Кто испытывал трудности?

(Идёт анализ основных видов работ)

  1. Игра “Найди слову место”.
  2. Что обозначает слово-действие.
  3. Работа в группах.
  4. Игра “Подбери слово”.
  5. Выбор слов-действий.

(В процессе анализа приклеиваю листы разного цвета у тех видов работ, в ходе которых дети испытывали затруднения.)

- Запомните цвет и на перемене впишите своё имя.

г) Содержательная оценка работы учащихся на уроке.

д) Домашнее задание.

- Подберите как можно больше слов-действий к слову “снежинка”, запишите получившиеся предложения.

Спасибо за работу на уроке!

Приложение