Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, что бы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или бизнеса, чтобы состоялся как личность, что бы чувствовал себя свободно и уверенно. Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на правильное высказывание, умение выражать свои мысли, некоторые родители внимания не обращают.
С самого начала работы по подготовке к школе, желательно познакомить ребенка с правильным построением предложения, с графическим его изображением. Слова в предложении обозначаются прямоугольником, только у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что обозначает начало предложения. Составлять предложения ребенок учиться с использованием сюжетных картинок. Прежде чем составлять графическую модель предложения, дети рассматривают сюжетную картинку, разбирают количество и последовательность слов в предложении, записывают графическую схему.
Далее каждое из слов делится на слоги (ребенок отхлопывает каждый слог всех слов поочередно), слоги обозначаются полосками бумаги меньшей длины, другого цвета (3-я строчка схемы), затем анализируется каждый слог, а количество звуков слога фиксируется квадратиками бумаги (4-ая строчка схемы). Таким образом, анализ звучащей речи ребенок производит на уровне предложения, слова, слога, звука.
- _________________
- _________________
- __ __ __ __ __ __ __
- .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..
И вот перед ребенком появилась схема предложения, каждый элемент которого наглядно обозначен. Речь для малыша как бы материализовалась – стала не только слышимой, но и видимой.
Закончив раскладку символов, проверяем, как наш школьник ориентируется в схеме. Задаем вопросы: “Покажи, где здесь у нас слова (слоги, звуки (буквы); покажи первое (последнее) слово, первый (последний) слог определенного слова; первую букву первого слога первого слова; что это за слово, как ты его прочитаешь?” и т.д.
Всеми этими вопросами (а аналогичные вы придумаете сами) мы помогаем ребенку разобраться в “иерархии” (а для него, может быть, загадочной путанице) предложения, слова, слога, звука. Он видит, что из чего состоит, что за чем следует, запоминает составляющие предложение, слово, слог, элементы, учиться операциям анализа и синтеза на наглядно представленном материале. Сравнивая элементы, он видит, что слово- часть предложения, а слоги и звуки – часть слов, слогов. В этих упражнениях закрепляются представления ребенка о целом и его частях. Он ведь на глазах разлагает и складывает речевые элементы. Действия (кладет полоску бумаги, квадратик, палочки разного размера, ставит фишку и т.д.) выполняются последовательно, одно за другим. Такая работа и познавательна, и интересна для маленького школьника.
После подробного анализа (от предложения до звуков) включим в работу разрезную или магнитную азбуку. Из ее букв выложим предложение или сначала какую-то его часть; число квадратиков-полосок должно совпасть с количеством букв. Можно заменять квадратик на букву, накладывать их друг на друга. Это упражнение подкрепит предыдущий звуко-буквенный анализ. Вот теперь уже можно предложить переписать заданное предложение в тетрадь, с обязательным проговариванием во время письма; ребенок как бы поддиктовывает себе при письме.
При таком подходе, если его осуществлять длительно и кропотливо, языковая работа из скуки и докуки становится для ребенка увлекательно-интересной, а овладение операциями анализа и синтеза речи происходит в более короткие сроки оказывается более полноценным.
Упражнения можно значительно разнообразить, сохраняя основной принцип- введение символики вместо буквенных обозначений. Символ можно задавать как в целом предложении, слове, так и в их частях – слоге, звуке. Работа облегчается использованием интонирования: определенный элемент произносится с голосовым выделением, подчеркнуто, утрированно. Интересны и полезны упражнения по заполнению слова символами, начиная, например, со второго слога (первый слог при этом обозначен буквами разрезной азбуки), по обозначению символами количества букв в слове (не деля его предварительно на слоги); еще много вариантов вы, наверное, сможете придумать сами.
В дальнейшем наш ученик может не выкладывать схемы из полосок бумаги, а вычерчивать их, одной длинной чертой обозначая предложение, несколькими более короткими- слова, под каждым из слов обозначая количество слогов в слове, а ниже, точками,- количество букв в каждом из слогов. Здесь предстоит более сложная работа, поэтому такого рода задания полезно давать только после того, как будет хорошо усвоено более простое выкладывание схемы из готовых элементов.
И в том, и в другом случае важно проследить, что бы ребенок во время работы, непременно рассказывал в слух, что и в каком порядке он делает, то есть что бы речь сопровождала действия. Когда это будет освоено, можно “укрупнить” этот рассказ, называя только основные действия, а затем и работать молча, сообщая только о конечном результате деятельности, например: “В предложении три слова: первое- девочка, второе – поливает, третье – цветы” и т.д.
После того как ребенок научится безошибочно составлять схемы, можно начинать учиться чтению схем. Собственно говоря, мы этим уже занимались во время их составления, когда проверяли, как запомнил отдельные части схем. Теперь же чтение схем становиться самостоятельной задачей. Можно предложить такие виды заданий- игр: перед ребенком выкладываются предметные картинки. Под ними обозначены слоговые схемы слов. Один слог написан, другой обозначен только графически. Предлагается буквами разрезной азбуки (готовыми элементами воспользоваться легче, чем, например, написать те же буквы) дополнить схему.
Задание можно усложнить, убрав картинку и предложив заполнить заданную схему слова буквами, а после заполнения её найти соответствующую картинку. При этом слова и картинки можно подобрать так, что это будет не совсем простой задачей, особенно в тех случаях, когда слова различаются только одним слогом, а другой у них общий (например, рама и рана, липа и лимон, ворона и ворота и т.д.)
Можно разнообразить упражнения и так: к одному слогу нужно добавить разное количество слогов или букв с тем, что бы получились разные слова (сто- столы, столб, столбы и т.д.). Можно предложить под одну из схем подобрать как можно больше слов: (каток, сурок,полет и т.д.). Или, например, объяснить что надо закончить предложение, ориентируясь на данную схему: У Вовы ____ ____ ___. Подобраны разные картинки, среди которых соответствующие данной схеме: ма-ши-на, ло-па-та, ку-би-ки, га-зе-та и т.д. Ребенок находит подходящие к схеме картинки или называет слова по памяти.
Еще интереснее и вам, и ребенку станет, если подобрать разного рода занимательный материал: зашифрованные письма, ребусы, рассыпанные слова, слова – перевертыши, лото, домино, перестроение слов, звуков, (букв), слогов добавление или исключение элементов: (пар-парта, дуга-радуга, мак-гамак и т.д.) Упражнения предварительно обсуждаются: чем слова, слоги похожи и чем отличаются.
Разумеется, ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять предметы быта, игрушки, картинки и т.д. Именно в этом – основа для работы с языковым материалом. Сопоставления будем проводить, сначала имея предметы перед глазами, а затем и по памяти. В первую очередь научим ребенка различать далекое и непохожее, а затем постепенно станем замечать все более тонкие отличия.
Полезно будет и сопоставление рассказов по серии последовательных сюжетных картинок. Хотя на первый взгляд эта работа значительно отличается от задач рассматриваемых нами, тут есть и определенные общие закономерности. Вот какие: и в том, и другом случае формируется мысленная деятельность, развивается контроль за процессом и результатом деятельности. И значительно легче будет перейти от работы с сюжетными картинками к выкладыванию последовательности элементов в схеме предложения.
Значительный эффект бывает и при использовании в работе парных или серийных картинок “Чем похожи, чем отличаются…”, “нелепых” картинок (определить неправильности в изображениях), картинок, отличающихся незначительными деталями, головоломок. Эти упражнения способствуют развитию у ребенка наблюдательности, внимания, восприятия, аналитико-синтетических процессов, которые создают фундамент для прочного овладения грамотой.
Работа над схемами, введение символизации в занятия с детьми откроют перед ними новые перспективы наблюдения над языком, помогут освоить звуко-буквенный анализ, создадут предпосылки для более плодотворного развития фонематического восприятия. Все это окажет влияние на грамотность письменной речи, предупредит появление ошибок. А может быть, на всю жизнь сделает познание языка интересным и увлекательным.