Урок истории по теме: "Первопечатник Иван Федоров"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • выяснить предпосылки книгопечатания на Руси
  • познакомить детей с личностью Ивана Фёдорова и способом книгопечатания
  • развивать умение работать с учебным текстом, сравнивать, сопоставлять факты, анализировать, делать выводы
  • развивать творческие способности учащихся
  • воспитывать интерес к истории родной страны

Оборудование: учебная книга для учащихся 3 классов История России (авт. Студеникин М. Т. ) - М. : Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; иллюстрации с изображением царских палат, типографии в Москве, первого печатного станка, памятника Фёдорову в Москве, портреты Ивана Грозного, Ивана Фёдорова, дополнительные тексты на каждого ученика, кроссворд на каждую парту, образец кроссворда на доске, демонстрационные изображения буквиц

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Учитель. Вспомним, о правлении какого царя мы говорили на предыдущих уроках?

Дети. Ивана Грозного.

Учитель. Почему в народе его прозвали Грозным?

Дети. За время его царствования погибло много людей, которых тысячами казнили по приказу царя. За эту жестокость Ивана IV прозвали Грозным.

Учитель. Можете ли вы объяснить откуда такая жестокость в характере Ивана IV? Дети рассказывают о детстве и юношестве царя, о его воспитании.

Учитель. Но во времена правления Ивана IV совершались и великие для нашей родины дела и события. Какие?

Учащиеся говорят о присоединении новых земель: в Московское государство вошли 3 ханства -

Казанское,

Астраханское,

Сибирское.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ещё об одном событии, которое произошло во времена правления Ивана Грозного мы будем говорить и сегодня.

Но прежде, проверим знания по истории и , вместе с тем, вспомним факты и события, которые помогут в изучении новой темы. Сегодня мы будем говорить о книгопечатании.

III. Вводно-мотивационная часть

Необходимо разгадать кроссворд, в котором зашифровано название первой книги, напечатанной на Руси.

Учитель. Разгадываете кроссворд, работая в парах. Во время работы можно пользоваться учебником, словарём.

Вопросы к кроссворду:

1. Князь, который окрестил Русь. (Владимир)

2. Запись событий по годам. (Летопись)

3. Во время правления этого князя было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. (Ярослав)

4. Земля, завоевателем которой считается Ермак. (Сибирь)

5. Кто был создателем “Повести временных лет”? (Нестор)

6. Как в народе называли Ивана IV ? (Грозный)

7. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл)

После самостоятельной работы в парах заполняется кроссворд на доске. Учитель. Итак, как называется первая печатная книга , изготовленная на Руси? Дети. Апостол. Учитель. Кто знает значение этого слова?

Дети пытаются объяснить значение этого слова. В случае затруднений и для проверки пользуются словарём.

Учитель. К этой книге мы ещё вернёмся, а сейчас мы вплотную подошли к новой теме. Откройте учебник на с. 104 и прочитайте, как в учебнике сформулирована тема урока.

Дети читают. Первопечатник Иван Фёдоров. Записывают тему в тетрадь.

Учитель. Объясните смысл слова первопечатник.

Дети предлагают свои варианты объяснения лексического значения данного слова.

Учитель. Исходя из темы, иллюстраций, названий статей в учебнике попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы будем сегодня искать ответы.

Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске в краткой или знаковой форме.

Учитель. Я дома готовилась к уроку и тоже постаралась сформулировать такие вопросы. Многие из них совпали с вашими, но мне показалось, что прежде чем говорить о печатании книг на Руси, нужно выяснить:

  • как раньше изготавливали книги;
  • как было изобретено книгопечатание;
  • почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании.

IV. Собственно-учебная деятельность

Учитель. У вас на столах лежат тексты, которые помогут найти ответы на поставленные вопросы.

3 вопроса распределены между тремя рядами учащихся. Каждый ряд будет работать с одним из предложенных текстов.

Варианты текстов:

Как раньше изготавливались книги.

Техника письма была очень сложной. Сперва каждую страницу разлиновывали. Затем начиналось срисовывание букв. Каждая буква выписывалась в несколько приёмов. На полях делались рисунки. Дело двигалось очень медленно: в день писалось 2-3 листа. Переписчики очень уставали. У них ныла спина, немели руки. Дописав книгу до конца переписчики радовались, иногда, не страшась наказания делали приписку к тексту: “ Кто книгу эту переписал, достоин, чтобы в рай попал”.

Один человек мог за жизнь переписать 10-20 книг. До конца 14 столетия ежегодно в России изготавливалось в среднем по 50 экземпляров книг. Получалось, что были города, где в середине 16 века было всего 5 книг, да и те хранились за семью печатями в храме.

Как было изобретено книгопечатание.

Как любое изобретение книгопечатание было придумано не вдруг. Вы, наверное, удивитесь, но мысль о печати подал человеку оттиск пальца. Испачканный палец оставляет след. Раньше неграмотные люди вместо подписи оставляли под документами отпечаток пальца. В незапамятные времена мастера умели вырезать на камне изображение или знак. Его можно было приложить к мягкой глине и надавить на неё, оставался оттиск.

В странах Дальнего Востока мастера вырезали на доске рисунок, а потом, покрыв краской, печатали на ткани. Пробовали позднее печатать и буквы.

В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гуттенберг придумал буквы - литеры, оставляющие на бумаге чёткий отпечаток. Гуттенберг отливал выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв - литер строчки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

Почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании.

Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало.

В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.

Книги были очень дорогие, то есть не были доступны всем. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров. Монастырь, владевший книгами, хранил их бережно. Книги приковывали цепями к полкам.

После крещения Руси потребовалось много церковных книг (не случайно первой печатной книгой стал “Апостол”).

Накопленные знания нужно было сообщать людям. Книги были нужны и для того, чтобы люди могли учить грамоту, узнавать законы.

Учитель. Ваша задача прочитать, понять прочитанное и подготовить краткий пересказ. Пересказ должен быть понятен и доступен тем детям, которые его не читали.

Дети работают в группах:

  • читают самостоятельно
  • проговаривают ответ в группе
  • договариваются, кто отвечает, а кто дополняет ответ

После самостоятельной работы учитель просит детей ответить на поставленные вопросы:

1. Как изготавливали книги до изобретения книгопечатания?.

2. Как было изобретено книгопечатание?

Учитель. К тому времени, о котором мы говорим, в Европе уже 100 лет, как научились печатать книги, а на Руси их всё ещё переписывают.

Но. . . Тихо!. . Представим царские палаты. . . (На доске появляется иллюстрация с изображением царских палат. ) И бояре, и челядь ходят на цыпочках, боясь помешать царю. А вот и сам Иван Грозный. (Портрет Ивана IV. ) Он сидит за дубовым столом, хмурит брови и нетерпеливыми перстами листает рукопись. Вдруг он прерывает чтение и бешено сверкает очами. Ох, недаром Иоанна Васильевича прозвали Грозным!

“Опись к описи прибавляется,- гремит царь, - Опять писцы нерадивые священное слово исказили!”

Давайте-ка скроемся от царского гнева и попытаемся выяснить, в чём дело

Дети отвечают на третий вопрос, подготовленный самостоятельно по предложенному ранее тексту:

3. Почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании?

Учитель: На этот раз гнев царя оказался не к худу, а к добру. Повелел он книги печатать, как давно уже делали в Италии, Греции, Германии. . .

Прочитайте текст на странице 104 и одно предложение на стр. 105. Выпишите имена собственные.

Дети читают и выписывают Иван Фёдоров

Печатный двор

Кремль

Учитель. Кем был Иван Фёдоров?

Дети. Церковным служителем.

Учитель. Для чего царь велел строить печатный двор?

Дети. Чтобы на Руси появились печатные книги

Учитель. Где решили построить Печатный двор?

Дети. Поблизости от Кремля.

Учитель. Это место называлось Китай-город.

Дети записывают название в тетрадь.

Учитель. А теперь перенесёмся на несколько лет вперёд и узнаем, что вышло из идеи печатать книги на Руси. За это время в Китай-городе целый Печатный двор выстроили. В нём уже трудятся мастера с подручными. Понаблюдаем. . . (Иллюстрация Печатного двора, на которой изображены мастер с подручным у печатного станка. )

Учитель делает краткие пояснения к иллюстрации.

Учитель: Прочитайте первый абзац на стр. 105. Выпишите дату и событие соответствующее этой дате.

Дети читают и выписывают: 1564 - напечатана первая страница книги “Апостол”.

Учитель. Какие ещё интересные сведения вы узнали из этого отрывка? Дети. Откуда пошло понятие “красная строка”.

Учитель. Рассмотрите иллюстрации на стр. 104-105, прочитайте подписи к ним. . Дети читают. 1. Буквицы “3” и “В”

2. Страница из первопечатной книги “Апостол”, 1564 г.

Различные варианты изображения буквиц учитель демонстрирует на доске.

Учитель. Вот и опять мы вернулись к разговору о книге “Апостол” На доске появляется портрет Ивана Фёдорова.

Учитель. Вглядитесь в умное, благородное лицо человека, который держит в руках свежеотпечатанный экземпляр “Апостола”. Это и есть Иван Фёдоров -удивительный мастер, художник, писатель. Издавна к его имени принято добавлять почётное слово первопечатник.

Прочитайте текст на стр. 109-110.

Составьте порядок действий по созданию печатной страницы.

Дети читают вслух текст “Как Иван Фёдоров начинал печатать книги”.

Учитель. Представим, как трудятся Иван Фёдоров и его помощники и составим порядок их действий. Можно пользоваться текстом.

В ходе беседы на доске появляется следующий алгоритм:

1. Нарисовать буквы, (в зеркальном изображении).

2. Вырезать рисунки.

3. Изготовить формы (для отливки).

4. Отлить буквы из олова.

5. Вырезать на деревянной доске изображение буквиц, рисунков и узоров.

6. Выложить на специальной доске строки и страницы из литер.

7. Сделать оттиск на листе бумаги.

Учитель. Что называется литерой?

Дети. Буквы, отлитые из олова.

Учитель. С каким словом у вас ассоциируется слово литера?

Дети. Со словом литература.

Учитель. Прежде, чем мы узнаем, как царь отреагировал на работу Печатного двора, давайте вспомним кого называли священниками, а кого боярами.

Дети. Священник - служитель культа православной церкви, бояре - в древности старшие дружинники, затем самые богатые и знатные люди, занимавшие высшие должности.

Учитель. Дочитайте текст на странице 105-106 и найдите ответ на вопрос “Почему бояре и священники стали дивиться красоте книги Ивана Фёдорова лишь в угоду Ивану Грозному”?

Дети читают текст и высказывают свои предположения.

Учитель. Ни боярам, ни священникам не выгодно было развивать книгопечатание. В те времена разные небылицы рассказывали о жизни первопечатника. А священники и бояре помогали распускать злые слухи об этом человеке. Обмануть народ было легко, ведь люди в основной своей массе были неграмотные.

Далее учитель кратко рассказывает о пожаре в печатне.

Более подробно вы можете узнать об этом, прочитав дома в статью учебника “Пожар в печатне”.

V. Обобщение изученного материала

Учитель. Заслуги Фёдорова не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Фёдорову. К подножию памятника было возложено 99 венков. Фотография памятника на стр. 109. Послушайте, что написал об этом поэт Луговсеой. Читает ребёнок.

Врезан в сияющий свод небесный, Стоишь ты, дьяк, у стены старинной. Лоб величав, бронзово чист, Ты для России, для Украины Держишь первый печатный лист.

Учитель предлагает рассмотреть выставку книг об Иване Фёдорове.

VI. Домашнее задание

1. Стр. 104-110 Составить план рассказа о первопечатнике Иване Фёдорове

2. Творческая работа:

  • создать буквицу начальной буквы вашего имени или
  • придумать свой способ печатания и напечатать пословицу о книгах, о пользе чтения и т. п. с помощью этого способа