Урок русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: Закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
  2. Развивать речь, мышление, внимание, воображение, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, хакасской культуре, умение работать в коллективе, учить детей слушать друг друга, вести диалог, доказывать своё мнение, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: карточки с буквами, фотографии, магнитофон, аудиокассета “Звуки природы”, набор карточек со словами из текста, энциклопедии “Животный мир”, художественные книги, сказки о медведе

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, какое у вас настроение?

Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Здравствуй, друг! (Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.)

Как ты тут?

Ты пришёл?

Хорошо!

(Взаимное рукопожатие с соседом слева и справа).

II. Минутка чистописания.

На доске написан ряд букв: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.

Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква - Ь, т. к. не обозначает звука).

А ещё какую букву можно исключить (Букву И, т. к. остальные йотированные буквы).

Верно. Однако у этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. А пока минутка чистописания. Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке:

lььь lьь lь…

Напишите цепочку, состоящую из элементов шрифта и букв в указанном порядке, до конца строки.

Сформируйте тему сегодняшнего урока полностью.

(Учащиеся формируют тему урока: "Обозначение мягкости согласных на письме").

Отталкиваясь от темы урока, сформируйте его цель. (Дети сами формируют цели урока - обозначение мягкости согласных звуков на письме)

III. Сообщение темы и цели урока.

Как на письме обозначают мягкость согласных звуков? (Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами я, и, ю, е, е.

Сегодня мы продолжим работу, но сначала поработаем с новым словом, правописание которого вам нужно запомнить, с этим словом связана история нашего города.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

(Карточки расположены по всему классу в разных местах, дети должны найти их и принести к доске и составить словарное слово).

(Дети по классу ищут карточки и несут к доске, где составляют слово вместе)

Какое слово вы составили? (медведь)

Кто такой медведь? (медведь – крупное хищное животное)

Какие признаки этого животного вы можете назвать?

(Показ фотографии с изображением медведя)

(У него длинная шерсть, толстые ноги, острые когти).

Расскажите об этом животном.

(Медведь – это крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами).

Каким медведь изображается в сказках?

(В сказках он неуклюжий, косолапый, глуповатый).

На самом же деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своёй добыче, ни одна веточка не хрустит под его лапами. У нас в Хакасии тоже водятся бурые медведи. Медведь – герой сказок не только в России. Во многих странах мира он, если не баловень судьбы, то некий живой амулет силы, могущества, власти.

Знаете ли, вы, что у хакасов месяцы носили название животных: февраль – месяц медведя, март – бурундука, апрель кукушки и т. д.

В каком еще смысле употребляется слово медведь?

(Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека).

А еще медведь – это мед едящий (от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов. (Пишу на доске: мед едящий (еда).) Глядя на слова “мёд едящий (еда) образовалось слово медведь.

Скажите, как вы его напишите? (Дети произносят слово медведь так, как оно пишется.)

Запишите слово медведь в тетрадь.

Какую букву надо подчеркнуть и запомнить? (Букву е)

Сколько букв в слове медведь?

Сколько звуков?

Почему букв больше, чем звуков? Докажите.

Какую роль выполняет мягкий знак?

V. Закрепление изученного.

- О медведе вы знаете много загадок, стихов и даже есть песни.

(тихое звучание музыки).

- Ребята, я буду читать фразеологические обороты, а вы соотнесите по смыслу.

Фразеологические обороты – это устойчивые выражения. На доске записаны фразеологические обороты, а смысловое продолжение нужно найти по классу.

  1. Медведь на ухо наступил.
  2. Сосать лапу.
  3. Медвежья услуга.
  4. Медвежий угол.
  5. Делить шкуру неубитого медведя.

(Дети должны прочитать и объяснить значение, а потом найти по классу смысловое продолжение фразеологизма и соотнести по смыслу написанное, рядом прикрепить смысловое продолжение)

  1. Голодать, скудно питаться.
  2. Отдалённое глухое место.
  3. Отсутствие музыкального слуха.
  4. Попытка сделать что-либо хорошее с плохим результатом.
  5. Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено

Записать выражения в тетрадь, подчеркнуть буквы на месте мягких согласных звуков.

1 ряд Сосать лапу.

2 ряд Медвежья услуга.

3 ряд Медвежий угол.

Проверка задания.

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. (Взаимопроверка)

Vi. Физминутка.

Игра “У медведя в бору”.

VII. Закрепление (продолжение).

Работа в группах (используется аудиозапись “Звуки природы”).

У каждого ребенка на столе по 1 фишке (изображение белого медведя, бурого, панды, олимпийского медвежонка и сказочного). С помощью этих фишек класс делится на 5 групп (команды).

Каждой группе выдаётся индивидуальное задание. За 5-7 минут должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.

1 группа.

1. Напишите, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков.

2. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы:

человек, ряд, время, звезды, берёза.

3. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные:

Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша.

2 группа.

1. Напишите, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков.

2. Найдите среди слов пары слов, отличающиеся только одним звуком:

мал, кит, рад, кот, мел, ряд, бил, был.

- Назовите, какие буквы отличаются в этих парах. А какие звуки?

Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?

3. Подчеркните в словах твердые согласные:

лист, гуси, поле, рис.

3 группа.

1. Подчеркните в словах мягкие согласные:

пень, сито, ягода, малина.

2. Познакомьтесь с диктантом, который написал один ученик. Выясните, какие ошибки допущены в диктанте. Как их нужно исправить?

В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.

3. Напишите слова с мягкими согласными.

4 группа

1. В предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

В праздничный день мы гуляли по любимому городу.

2. Подчеркните главные члены в этом предложении.

3. Разделите слова для переноса:

Деньки, крыльцо, пальто, львы, олень, пальцы.

5 группа

1. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами.

Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат.

- Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом ?

2. Исключите из цепочки лишнее слово. Запишите и подчеркните мягкие согласные звуки:

Дуб, дерево, ольха, тополь, береза.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Поверка заданий.

- Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных звуков?

(Мягкость согласных звуков обозначают буквы е, е, и, я, ю.)

- При каком условии буквы е, е, и, я, ю обозначают мягкость согласных звуков.

(Буквы е, е, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них.)

Дифференцированное задание по выбору учащихся.

(На столе у детей 3 карточки разного цвета красного, синего, желтого цвета. Красная карточка для детей с высоким уровнем, синяя с хорошим, желтая для среднего уровня)

Синяя карточка.

Составить текст – описание о медведе с помощью опорных слов:

  • длинная шерсть,
  • толстые ноги,
  • острые когти,
  • косолапый,
  • неуклюжий.

Красная карточка.

Исправить ошибки, допущенные в тексте.

Медведь.

Повадился в деревню мидвед. Решили охотники поймат зверя. Привезли ани лавушку, медом обмазали. Мишка всё съел и был таков.

Желтая карточка.

Спиши загадку, а слово- отгадку раздели на слоги. Подчеркни главные члены предложения.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.

VIII. Итог урока.

В каком городе мы живём?

А вы знаете почему он называется Абакан? Существует много разных точек зрения, сегодня я вам расскажу одну легенду.

Легенда об Абакане (рассказ учителя)

Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь-великан (аба). Он поселился вблизи одного из улусов и много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей. Все его боялись и избегали встреч.

Но вот в улусе вырос молодой алып (богатырь). Охотясь как-то в тайге, он встретился с гигантом-медведем и смело вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой… Он знал, что раненный зверь долго не выдержит. И однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырвал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и бросал их вниз. Аба был еще силен, но справиться с могучим и смелым алыпом не мог.

Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, которая, вбирая в себя все новые и новые ручьи, постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан (медвежья кровь)- так стали называть эту реку местные жители. Абакан называют ее русские. Впоследствии это название утвердилось. Легенда, в разных вариантах, и поныне живет среди населения Хакасии. Поверим ей. Пусть и дальше славит она замечательного охотника, спасшего от грозного врага свой народ.

Недавно в апреле 2006 нашему городу исполнилось 75 лет.

- Когда мы отмечаем день рождения города? (В предпоследнюю субботу августа ежегодно мы отмечаем этот праздник)

- Чем вам запомнился этот праздник?

- А сейчас мы с вами тоже поиграем в игру. Встали все в круг. Мальчики образуют внешний круг, а девочки внутренний. Внутренний движется по часовой стрелке, а внешний против часовой стрелки. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете, как только ответите на вопрос, мальчики передвигаются по кругу по часовой стрелке, образуя новую пару, приветствуете друг друга. (Количество вопросов зависит от количества детей в классе.) В моем классе 26 учащихся, поэтому 13 вопросов.)

  1. Как называется праздник города? (день города)
  2. Первый месяц летних каникул? (июнь)
  3. Крупное животное с ветвистыми рогами? (лось) Есть в нашем музее?
  4. Какое время года наступает после лета? (осень)
  5. Хвойное дерево, в котором 3 звука, 3 буквы? (ель)
  6. Хищное животное нашей тайги? (медведь)
  7. В воде купался, сухим остался? (гусь)
  8. Хищная кошка с кисточками? (рысь)
  9. Полезное ископаемое, которое добывают в Черногорске? (уголь)
  10. В озере Тус в большом количестве……. (соль)
  11. Зимой в Хакасию прилетают красногрудый………. . (снегирь)
  12. Один из заповедников “Хакасский”……. (Иткуль)
  13. После вырубки дерева остается……. (пень)

Что вы заметили в словах отгадках? (В словах-отгадках присутствует мягкий знак)

Для чего нужен мягкий знак?

Какую роль играет мягкий знак?

Сформулируйте вывод об обозначении мягкости согласных. (Согласные бывают мягкими и твердыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, и, е, ю, я, ь.)