Цель урока: Закрепить знания учащихся о правописании и обозначении мягкости согласных на письме.
Задачи урока:
- Обобщить знания о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных звуков на письме.
- Развивать речь, мышление, внимание, воображение, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
- Воспитывать интерес к русскому языку, хакасской культуре, умение работать в коллективе, учить детей слушать друг друга, вести диалог, доказывать своё мнение, бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: карточки с буквами, фотографии, магнитофон, аудиокассета “Звуки природы”, набор карточек со словами из текста, энциклопедии “Животный мир”, художественные книги, сказки о медведе
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, какое у вас настроение?
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
Здравствуй, друг! (Дети приветствуют друг друга за руку, соседа слева, соседа справа.)
Как ты тут?
Ты пришёл?
Хорошо!
(Взаимное рукопожатие с соседом слева и справа).
II. Минутка чистописания.
На доске написан ряд букв: Е, Ё, Ю, Я, И, Ь.
Найдите лишнюю букву в данном ряду (Лишняя буква - Ь, т. к. не обозначает звука).
А ещё какую букву можно исключить (Букву И, т. к. остальные йотированные буквы).
Верно. Однако у этих букв есть общее свойство. Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке. А пока минутка чистописания. Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке:
lььь lьь lь…
Напишите цепочку, состоящую из элементов шрифта и букв в указанном порядке, до конца строки.
Сформируйте тему сегодняшнего урока полностью.
(Учащиеся формируют тему урока: "Обозначение мягкости согласных на письме").
Отталкиваясь от темы урока, сформируйте его цель. (Дети сами формируют цели урока - обозначение мягкости согласных звуков на письме)
III. Сообщение темы и цели урока.
Как на письме обозначают мягкость согласных звуков? (Мягкость согласных звуков на письме обозначают гласными буквами я, и, ю, е, е.
Сегодня мы продолжим работу, но сначала поработаем с новым словом, правописание которого вам нужно запомнить, с этим словом связана история нашего города.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Вы сможете определить это слово, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
(Карточки расположены по всему классу в разных местах, дети должны найти их и принести к доске и составить словарное слово).
(Дети по классу ищут карточки и несут к доске, где составляют слово вместе)
Какое слово вы составили? (медведь)
Кто такой медведь? (медведь – крупное хищное животное)
Какие признаки этого животного вы можете назвать?
(Показ фотографии с изображением медведя)
(У него длинная шерсть, толстые ноги, острые когти).
Расскажите об этом животном.
(Медведь – это крупное хищное животное с длинной шерстью и толстыми ногами).
Каким медведь изображается в сказках?
(В сказках он неуклюжий, косолапый, глуповатый).
На самом же деле медведь – это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, его трудно догнать. Когда крадется к своёй добыче, ни одна веточка не хрустит под его лапами. У нас в Хакасии тоже водятся бурые медведи. Медведь – герой сказок не только в России. Во многих странах мира он, если не баловень судьбы, то некий живой амулет силы, могущества, власти.
Знаете ли, вы, что у хакасов месяцы носили название животных: февраль – месяц медведя, март – бурундука, апрель кукушки и т. д.
В каком еще смысле употребляется слово медведь?
(Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека).
А еще медведь – это мед едящий (от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание данных слов. (Пишу на доске: мед едящий (еда).) Глядя на слова “мёд едящий (еда) образовалось слово медведь.
Скажите, как вы его напишите? (Дети произносят слово медведь так, как оно пишется.)
Запишите слово медведь в тетрадь.
Какую букву надо подчеркнуть и запомнить? (Букву е)
Сколько букв в слове медведь?
Сколько звуков?
Почему букв больше, чем звуков? Докажите.
Какую роль выполняет мягкий знак?
V. Закрепление изученного.
- О медведе вы знаете много загадок, стихов и даже есть песни.
(тихое звучание музыки).
- Ребята, я буду читать фразеологические обороты, а вы соотнесите по смыслу.
Фразеологические обороты – это устойчивые выражения. На доске записаны фразеологические обороты, а смысловое продолжение нужно найти по классу.
- Медведь на ухо наступил.
- Сосать лапу.
- Медвежья услуга.
- Медвежий угол.
- Делить шкуру неубитого медведя.
(Дети должны прочитать и объяснить значение, а потом найти по классу смысловое продолжение фразеологизма и соотнести по смыслу написанное, рядом прикрепить смысловое продолжение)
- Голодать, скудно питаться.
- Отдалённое глухое место.
- Отсутствие музыкального слуха.
- Попытка сделать что-либо хорошее с плохим результатом.
- Раньше времени говорить о результатах дела, которое еще не закончено
Записать выражения в тетрадь, подчеркнуть буквы на месте мягких согласных звуков.
1 ряд Сосать лапу.
2 ряд Медвежья услуга.
3 ряд Медвежий угол.
Проверка задания.
- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. (Взаимопроверка)
Vi. Физминутка.
Игра “У медведя в бору”.
VII. Закрепление (продолжение).
Работа в группах (используется аудиозапись “Звуки природы”).
У каждого ребенка на столе по 1 фишке (изображение белого медведя, бурого, панды, олимпийского медвежонка и сказочного). С помощью этих фишек класс делится на 5 групп (команды).
Каждой группе выдаётся индивидуальное задание. За 5-7 минут должны выполнить его и отчитаться о проделанной работе.
1 группа.
1. Напишите, какими гласными буквами обозначается мягкость согласных звуков.
2. Подчеркните в словах мягкие согласные буквы:
человек, ряд, время, звезды, берёза.
3. Подчеркните слова, в которых только мягкие согласные:
Коса, пилю, яблоко, Люся, свети, Миша.
2 группа.
1. Напишите, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков.
2. Найдите среди слов пары слов, отличающиеся только одним звуком:
мал, кит, рад, кот, мел, ряд, бил, был.
- Назовите, какие буквы отличаются в этих парах. А какие звуки?
Как обозначена мягкость согласных звуков на письме?
3. Подчеркните в словах твердые согласные:
лист, гуси, поле, рис.
3 группа.
1. Подчеркните в словах мягкие согласные:
пень, сито, ягода, малина.
2. Познакомьтесь с диктантом, который написал один ученик. Выясните, какие ошибки допущены в диктанте. Как их нужно исправить?
В лесу жил хор. Лодка села на мел. Мы мылись в банке. Угол сложили в угол.
3. Напишите слова с мягкими согласными.
4 группа
1. В предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:
В праздничный день мы гуляли по любимому городу.
2. Подчеркните главные члены в этом предложении.
3. Разделите слова для переноса:
Деньки, крыльцо, пальто, львы, олень, пальцы.
5 группа
1. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами.
Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат.
- Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом ?
2. Исключите из цепочки лишнее слово. Запишите и подчеркните мягкие согласные звуки:
Дуб, дерево, ольха, тополь, береза.
Дождь, снег, осадки, иней, град.
Поверка заданий.
- Какие буквы помогают нам обозначить мягкость согласных звуков?
(Мягкость согласных звуков обозначают буквы е, е, и, я, ю.)
- При каком условии буквы е, е, и, я, ю обозначают мягкость согласных звуков.
(Буквы е, е, и, ю, я обозначают мягкость согласных звуков, если стоят после них.)
Дифференцированное задание по выбору учащихся.
(На столе у детей 3 карточки разного цвета красного, синего, желтого цвета. Красная карточка для детей с высоким уровнем, синяя с хорошим, желтая для среднего уровня)
Синяя карточка.
Составить текст – описание о медведе с помощью опорных слов:
- длинная шерсть,
- толстые ноги,
- острые когти,
- косолапый,
- неуклюжий.
Красная карточка.
Исправить ошибки, допущенные в тексте.
Медведь.
Повадился в деревню мидвед. Решили охотники поймат зверя. Привезли ани лавушку, медом обмазали. Мишка всё съел и был таков.
Желтая карточка.
Спиши загадку, а слово- отгадку раздели на слоги. Подчеркни главные члены предложения.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
VIII. Итог урока.
В каком городе мы живём?
А вы знаете почему он называется Абакан? Существует много разных точек зрения, сегодня я вам расскажу одну легенду.
Легенда об Абакане (рассказ учителя)
Давным-давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь-великан (аба). Он поселился вблизи одного из улусов и много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей. Все его боялись и избегали встреч.
Но вот в улусе вырос молодой алып (богатырь). Охотясь как-то в тайге, он встретился с гигантом-медведем и смело вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал и бежал. Но богатырь не успокоился и пошел по его следу. Шел день, другой… Он знал, что раненный зверь долго не выдержит. И однажды ночью охотник услышал, как громко кричал аба, чувствуя близкий конец, как содрогалась земля, когда он вырвал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и бросал их вниз. Аба был еще силен, но справиться с могучим и смелым алыпом не мог.
Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего зверя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, которая, вбирая в себя все новые и новые ручьи, постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан (медвежья кровь)- так стали называть эту реку местные жители. Абакан называют ее русские. Впоследствии это название утвердилось. Легенда, в разных вариантах, и поныне живет среди населения Хакасии. Поверим ей. Пусть и дальше славит она замечательного охотника, спасшего от грозного врага свой народ.
Недавно в апреле 2006 нашему городу исполнилось 75 лет.
- Когда мы отмечаем день рождения города? (В предпоследнюю субботу августа ежегодно мы отмечаем этот праздник)
- Чем вам запомнился этот праздник?
- А сейчас мы с вами тоже поиграем в игру. Встали все в круг. Мальчики образуют внешний круг, а девочки внутренний. Внутренний движется по часовой стрелке, а внешний против часовой стрелки. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете, как только ответите на вопрос, мальчики передвигаются по кругу по часовой стрелке, образуя новую пару, приветствуете друг друга. (Количество вопросов зависит от количества детей в классе.) В моем классе 26 учащихся, поэтому 13 вопросов.)
- Как называется праздник города? (день города)
- Первый месяц летних каникул? (июнь)
- Крупное животное с ветвистыми рогами? (лось) Есть в нашем музее?
- Какое время года наступает после лета? (осень)
- Хвойное дерево, в котором 3 звука, 3 буквы? (ель)
- Хищное животное нашей тайги? (медведь)
- В воде купался, сухим остался? (гусь)
- Хищная кошка с кисточками? (рысь)
- Полезное ископаемое, которое добывают в Черногорске? (уголь)
- В озере Тус в большом количестве……. (соль)
- Зимой в Хакасию прилетают красногрудый………. . (снегирь)
- Один из заповедников “Хакасский”……. (Иткуль)
- После вырубки дерева остается……. (пень)
Что вы заметили в словах отгадках? (В словах-отгадках присутствует мягкий знак)
Для чего нужен мягкий знак?
Какую роль играет мягкий знак?
Сформулируйте вывод об обозначении мягкости согласных. (Согласные бывают мягкими и твердыми. Мягкость согласных звуков на письме обозначают буквы е, и, е, ю, я, ь.)