Урок истории во 2-м классе по теме: "Праздники наших предков"

Разделы: Начальная школа


Предмет “История” изучается во II-IV классах четырехлетней начальной школы. Вводный, первоначальный курс называется пропедевтическим. Цель его - подготовить детей к изучению истории в основной школе, вызвать у них интерес к истории как школьному предмету, желание узнать прошлое своего Отечества. Материал в учебниках дается на основе научности и достоверности фактов, но используются и предания, повышающие интерес к истории. На уроках дети учатся отличать правду от вымысла, знакомиться с различными точками зрения на тот или иной факт, узнают, что многие вопросы истории до сих пор остаются без ответов и их еще предстоит разгадать новому поколению ученых-историков. Исходя из целевой установки, пропедевтический курс знакомит учеников с самыми важными событиями истории, рассказывает о занятиях, жизни и быте людей далекого прошлого, их религиозных верованиях, выдающихся памятниках культуры российского государства.

Данный урок в системе по счету 7. Цель этого урока - познакомить учащихся с праздниками наших предков, помочь детям понять события, происходившие в давние времена. На уроке использован не только материал учебника, но и дополнительные тексты. Они углубляют и более точно, ярко, наглядно раскрывают содержание главных текстов, что крайне важно для любознательных учеников. В урок включены фрагменты народного творчества (костюмы, пение коляд), так как с детьми проводятся занятия в кружке “Бабушкин сундучок”. Работа в кружке направлена на формирование знаний учащихся о традициях народной культуры.

Цели урока;

  1. Познакомить с праздниками наших предков.
  2. Выявить знания учащихся по пройденному материалу.
  3. Помогать детям понять события, происходившие в давние времена.

Оборудование: учебник “История России” 2 класс, автор М.Т. Студеникин, карточки с символами славянских богов, кроссворд, таблица с праздниками, тексты для дополнительного чтения, цветные карандаши, рисунки с пасхальными яйцами.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) - Что можно взять с собой?

На доске:

на войну туесок
корзина
в поле соха
плуг
семена
в лес меч
колчан
кольчуга
копье
лук
лукошко

- Соедини стрелками слова левого столбика.

Назови значения слов.

б) Подбери к каждому символу соответствующее имя славянского бога.

На доске:

  • ПЕРУН
  • ДАЖДЬБОГ
  • ВЕЛЕС
  • МОКОШЬ
  • ЛАДА

2. Разгадайте кроссворд, определите тему урока.

1. Предметы, защищавшие тело воина от поражения стрелой, копьем, мечом.

2. Высокий холм над могилой.

3. Большой глиняный горшок.

4. Племенной вождь.

5. Люди, от которых мы произошли.

6. Мельничный каменный круг для размола зерна.

7. Кусок камня для высекания огня из кремня.

8. Забор из заостренных кольев или бревен.

9. Помещение для просушки снопов.

Разгадав кроссворд, на доске увидите запись

ПРАЗДНИКИ

Учитель: Наши предки умели не только хорошо работать, но и отдыхать и веселиться. В древности многие праздники были связаны с языческой верой, а после христианства большинство из них стали церковными, православными. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными праздниками наших предков.

(На доску вывешивается табличка с названиями праздников).

РОЖДЕСТВО

МАСЛЕНИЦА

ПАСХА

ТРОИЦА

ИВАН КУПАЛА

Дети читают названия.

Учитель: Какой из этих праздников вам известен?

Дети рассказывают о знакомых праздниках.

3. Первый праздник в году - Рождество.

Дети читают рассказ “Рождество”.

Рождество

Один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников - Рождество Христово, Святые вечера начинаются с 25 декабря и заканчиваются 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который бы отличался таким богатством обычаев, обрядов, примет. Дело в том, что Святки совпадают с Новым годом - светлым праздником детворы, с новогодней елкой, переодеваниями, ряжениями, гаданиями девушек, плясками и всеобщим весельем. Все две недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались. Даже сам царь Петр I ездил с певчими по домам бояр с поздравлениями. На улицах жгли костры, чтобы прибавилось света и тепла, пекли из теста фигурки животных и птиц и ли их друг другу. Незамужние девушки спешили узнать свою судьбу и занимались гаданием - в эти дни оно считалось особо верным. На чем только не гадали: на зернах, на бобах, на ключах, на соломе, на хлебе, зеркале и т.д. В древности гадание, т.е. служение богине Гаде (Фортуна - богиня счастья) было одним из главных языческих обрядов. Во времена перехода к христианству гадание стало преследоваться. Однако, став одним из обычаев, колядование, гадание и другие обряды сохранились во многих местах и до наших дней.

Учитель: Что такое коляда? (Дети отвечают). Выступление детей в русских народных костюмах. Дети исполняют колядки:

- Дома ли хозяин? Разрешите коляду пропеть?

- Заходите, гостям рады.

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота,
Пришла коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками, со свиными ножками.

Коляда, коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога - тому скот, живота,
Кто не даст пирога - уведем корову за рога.

Хозяин и хозяйка, с праздничком!
Наделите, одарите колядовщичков.
С амбаром, решетом или с печи пирогом!

- Ух, хорошо коляду спели.

Вот вам на потешки - конфеты и орешки.

Учитель: Давайте и мы разучим коляду. (Учитель разучивает с детьми колядку).

- Коляд, коляд, колядин,

Я у батюшки один. Коротенький кожушок, Дай, хозяюшка пирожок.

Учитель: Важным атрибутом Рождества были гадания. Послушайте одно из них.

Святочное подсматривание

Вечером, когда на улице стемнеет, вы должны подойти к окошку своей комнаты, не включая свет, накинуть на голову большой платок и из-за занавески посмотреть на улицу. Если по улице пройдет в это время мужчина - быть вам отличником в этой четверти, если женщина -хорошистом, если ребенок - будешь учиться на “удовлетворительно”. Если пробежит собачка, то учительница в этой четверти будет вовсе не строгая, если кошка - учительница будет строгой, но справедливой.

4. В конце февраля - начале марта празднуют Масленицу.

Учитель читает рассказ “Масленица”.

Масленица

В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого Поста называлась сытною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе.

Каждый день Масленицы носит свое название: понедельник - “встреча”; вторник - “заигрыш”; среда - “перелом”, “лакомка”; четверг - “широкий”; пятница - “тещины вечера”; суббота - “золовкины посиделки”, “проводы”; воскресенье - “прощеный день”.

Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны. Традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц:

“Месяц, месяц, золотые твои рожки,
выглянь в окошко, подумай на опару”.

Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души родственников съедят их: “Честные родители наши, вот для вашей души блинок”.

Блины выпекались из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как их съедалось неимоверное количество. “Блин не клин, живота не расколет”, - говорили в народе.

Проводы Масленицы сопровождались различными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день было принято просить прощение за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими -подготовиться к Великому посту.

Дети читают по учебнику текст на странице 39.

Учитель: О русской Масленице сохранилось множество пословиц и поговорок. Подумайте, что они обозначают.

На доске записано:

  • Не житьё, а Масленица.
  • Масленица неделю гуляет.

(Дети говорят о том, как они понимают смысл данных пословиц).

5. Следующий праздник “Пасха”.

Дети читают рассказ о Пасхе.

Пасха

После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в.форме увеселений, обычаев, традиций. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие - ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.

Слово пасха - еврейское и обозначает “исход”, “избавление”, “освобождение”. Пасха считалась “праздником праздников” и всегда отмечалась торжественно и весело. Красное яйцо - символ Пасхи. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом своей проповеди. Еще задолго до появления Христа э у древних народов символизировало Вселенную. У славянских народов Пасха связывалась, также с плодородием земли. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скотине от болезней, сбережение урожая от града. В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться колокольню и ударить в колокол. На площадях устраивались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца изготавливались и женскими умельцами, ювелирными фирмами. Их делали из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости и дерева. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца, надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр. Делалась горка, под ней - ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке свое яичко, и если оно задевало какую-нибудь игрушку, ее получал в подарок. Любили “чокаться” яичками: стукать любым концом яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо выдержало удар и не треснуло.

Учитель: На карточке нарисованы пасхальные яйца. Раскрасьте их. Краски должны быть яркие, красочные. (Дети раскрашивают яйца). Яйцами обменивались в праздник, обменивайтесь и вы.

6. Учитель; Ребята, отгадайте загадку:

Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.

Что это? Правильно, береза!

В начале лета на Руси справляли праздник Троицы. Этот праздник похож на встречу Нового года, только на Новый год наряжали елку, а на Троицу - березку. Березовыми веточками украшали горницу и вход в дом. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой денье и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланяясь ей, и просили выполнить их желания. А еще в Троицын день принято было плести венки из цветов, загадывать желания и бросать венки в воду. Если венок поплыл, значит, желание сбудется. Обязательным обрядом на Руси было величание березки. Дерево считается символом нашей страны.

На Троицу водили хороводы вокруг березы. Как вы думаете, какую песню пели, когда водили хоровод?

Дети; “Во поле береза стояла”.

Учитель; Давайте, и мы исполним эту песню.

(Дети исполняют 1 куплет из песни “Во поле береза стояла”).

7. Учитель; Откройте учебник на странице 39 и прочитайте последний абзац.

(Дети читают по цепочке о празднике Ивана Купалы).

А еще по преданию в этот день оживала нечистая сила, поэтому было принято жечь в лесах и на берегах рек костры. Считалось, что купальские костры очищают разум человека, несут здоровье.

А сейчас мы проведем викторину на знание традиций, связанных со сказочной нечистой силой.

Викторина

1) Бывает добрая, бывает злая. Живет в избушке на курьих ножках. Служат ей черные коты, летучие мыши. (Баба Яга)

2) Волшебное существо, которому предстоит жить вечно, если только какой-нибудь смельчак не отыщет его смерть. (Кощей Бессмертный)

3) Существо, которое считает себя хозяином леса. Любит оборачиваться корягой или пнем. Живет в буреломе или старом дупле, откуда время от времени начинает кричать, пугая окружающих. (Леший)

4) Существо, которое считает себя хозяином водоемов. Представляют его в виде старика с зеленой бородой из тины и водорослей. (Водяной)

5) Это существо живет в чаще леса. У него одежда из листьев, а на лапках - коготки. Пока это существо маленькое, говорят, что качает его в колыбельке кот - Баюн. А когда оно вырастает, гремит, трещит, людей пугает. (Кикимора)

6) Эти существа считаются дочками водяного. Но бывает, что такие девушки живут и на суше - в полях, среди деревьев. У них длинные распущенные волосы, сами они прозрачные, словно сделаны из лунного света. (Русалки)

8. Итог урока.

Учитель: А теперь проверим, как вы хорошо запомнили праздники:

  • На какой праздник пекут блины?
  • На какой праздник люди украшали избу ветками березы?
  • На какой праздник прыгали через костер?
  • На какой праздник дарили крашеные яйца?