Урок-мастерская в 3-м классе. Сочинение "Тайны зимы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. развивать умение составлять текст на тему, соблюдать структуру текста, умение выразить свои мысли, развивать наблюдательность, познавательную активность
  2. учить чувствовать богатство русского языка
  3. воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картина Константина Юона “Русская зима”, рисунки юных художников класса, словарь-слайд, классная газета “Родник”, требования к сочинению слайд.

Ход работы

I. Вводное слово учителя.

Не замутись в веках, родник,
Что щедро и великодушно,
Живой струею напоив,
Вернул и силу мне, и душу.

Эти прекрасные строчки были написаны замечательным поэтом Мордовии Иваном Носиковым. Они и будут вступительным словом урока.

II. Постановка целей и задач урока.

Ребята, сегодня урок русского языка проведем в мастерской творческого письма. Мы с вами выпустим классную газету “Родник”, подберем материал к рубрике “Тайны зимы”. А чтобы она была содержательной, вы должны написать зарисовки о “тайнах” зимы, т.е. сочинения по своим наблюдениям.

У. Каждый из вас выберет тему. Жанр может быть разный: рассказ-описание, сказка, письмо.

Все вы - юные корреспонденты. Мне бы хотелось, чтобы все ваши слова были рождены теплом души. Верю, что этот урок подарит всем радость творчества, общения друг с другом и вы почувствуете силу, богатство русского языка.

Древняя пословица права.
Да, язык – великое богатство.
Только надо записать слова,
А не то бесследно разлетятся.

А чтобы слова ваши не разлетелись, у вас имеются корреспондентские блокноты, в которых пишете свои интересные наблюдения.

Итак, друзья мои, за работу. Слушаем внимательно.

III. Речевая подготовка учащихся.

У. Зима… В морозном воздухе летит белых пух. Плавно падают снежинки. Ветки деревьев и кустарников, как ваза, собирают все больше снежинок. Дыхание зимы рождает снег. Вот оно, утро праздника! Снег белый мягкий. Невольно вспоминаются строчки поэта Константина Случевского: … Славный снег!

Какая роскошь!

Да, ребята, зима – прежде всего снег, а снег – это богатство.

А сейчас послушайте стихотворение Алексея Пришельца “Снежинка”. Прочитает его ученица. Обратите внимание на новые интересные выражения.

Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка
Ниже – ниже – кругом, прямо, криво
Ах, и до чего она красива!

Я любуюсь, и пройти не смею –
Я не знаю, что мне сделать с нею.
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то.

Я тянусь к ней доброю ладонью
- У меня тебя никто не тронет!
На ладони – долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.

Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.

У. Ребята, проверю ваше внимание.

- В чем видит красоту снежинки поэт, а в чем сожалеет?

- Как выразил он свои чувства?

- Как описывает поэт снежинку? Отметьте в своих блокнотах.

Д. Чистая, невинная, смелая снежинка.

У. Снежинки – это чудесное творение природы. Ученые выделили 9 форм, 48 вариантов снежинок. Вот мы и подошли к одной тайне зимы: “Что такое снег?”

Д. Снег – это снежинки, которые образуются высоко над землей.

У. Ребята, а сейчас послушайте стихотворение “Тихо” Натальи Барановой, моей ученицы, студентки филологического факультета, отделения “Журналистика” МГУ им. Н.П.Огарева. В нем вы познакомитесь с другой тайной Зимы.

Тихо все. Завьюжило, наснежило.
В полумраке утро встает.
Мороз чистой гладью все выложил
На окнах узорчатый лед.

У. Подхожу к окну. Вглядываюсь в кусочек стекла, запушенный морозными ресницами, и не узнаю, чья эта работа. Какое чудо! На окнах стеклянные дворцы, дома из бусинок, пальмы, сказочный лес. Вот она еще одна тайна зимы. Какая же тайна?

Д. Морозные узоры на окнах.

У. Ребята, кто расскажет, как рождаются узоры на окнах?

Д. Теплый влажный воздух соприкасается с холодным стеклом и замерзает, превращается в ледяные кристаллики. Они то и образуют сложный рисунок, иглы ледяных кристаллов разбегаются в разные стороны под одним и тем же углом.

У. Ребята, теперь отметим в блокнотах.

- Узоры (какие?)

Д. Причудливые, удивительные, прекрасные, чудесные,…

У. Ребята, а где вы еще увидели узоры. Ведь зима проявляет свое творчество, фантазию везде и всюду.

Д. Мы видим узоры на деревьях.

У. В тихую морозную погоду особенно красивы деревья – вид у них сказочный. А откуда появился такой наряд?

Д. Ответы детей.

У. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, эти кристаллики задерживаются на нем. Это отлично видно на деревьях, кустах. Вот мы узнали еще одну тайну зимы.

Изысканные наряды Зима дарит деревьям. Особенно ярко проявляется в лесу. Произведения Виталия Валентиновича Бианки “Отчего я пишу про лес?”, рассказы Михаила Пришвина, Ивана Соколова-Микитова “Русский лес” заставляют нас восхищаться очарованием зимнего леса. Кто из вас читал эти рассказы?

Ребята, а кому посчастливилось разговаривать наедине с зимним лесом, кто был зимой в лесу? (ответы детей).

Ребята, обратите внимание на эту прекрасную картину, которую нарисовали наши юные художники (на доске). Как мы ее назовем? (ответы детей).

Стараясь не потревожить тишину, осторожно входим в лес. Какое великолепие! Лес похож на изящное кружево. Деревья стоят как фотомодели. У березок вьюга посеребрила инеем светлые косы. А рябина горит на белой скатерти снега. Все деревья шепчутся между собой и куда-то спешат.

Куда же спешили деревья и кустарники в феврале? Вот вам загадка.

IV. А сейчас физкультминутка (движения под музыку показывает ученица).

Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Осторожно в лес входи,
Тайны леса не буди.

Лучше – тоже по секрету – скажет музыка об этом.

У. Ребята, любуемся зимним нарядом леса. А где можно увидеть деревья, купающиеся в морозном воздухе, но с них не летит радужная снежная пыль?

Д. На картинах художников.

У. Перед вами картина художника Константина Юона и ваши рисунки. Работа Юона называется “Русская зима”. Ее можно назвать песней русской зиме. Это не просто зимний пейзаж, это образ русской зимы, образ России. Мы уже знакомы с ней.

Ребята, какие чувства вызывает эта картина?

Д. Картина вызывает чувства радости, легкости, очарования, покоя.

У. Определитесь с темой сочинения. Кто что наблюдал, о том и будет писать. О какой тайне зимы вы хотите рассказать. Кто-то из вас напишет о снеге, об узорах на окнах, о сказочных деревьях. План составлять не будем. Вы можете выбрать любой жанр.

А теперь познакомьтесь с требованиями к сочинению.

Требования к сочинению (слайд).

  1. Осмысли тему.
  2. Определи тип своего сочинения (описание, повествование, рассуждение).
  3. Продумай основную мысль каждой части.
  4. Излагай мысли последовательно.
  5. Вступление, основную часть, заключение выдели абзацем.
  6. Ищи свои слова для выражения мыслей.
  7. Пиши чисто и красиво.

V. Орфографическая подготовка (слайд).

У. Проведем орфографическую подготовку и активизируем словарь.

Снег (?) … это роскошь.

Снежинки (?) … нежные, вырезные.

Узорчатый лед (где?) на окнах, на земле.

Деревья (какие?) сказочные, удивительные.

VI. Запись сочинения.

VII. Самоконтроль.

VIII. Чтение сочинений.

У. Ребята, кто желает прочитать свое сочинение. О каких тайнах зимы вы написали?

Д. Ответы.

Сказка.

Маненков Артем

Февральская улыбка.

Осторожно отвожу хрупкие веточки кустарников, стараясь не будить тайны леса, тихо вхожу в лес. Какое великолепие!

Ветки деревьев обсыпаны ярким бисером и сверкают на солнце подобно алмазному дождю. Хрустальная береза и клен о чем-то шепчутся. А ели и сосны стоят как богатыри с орденами на груди. А рябина похожа на свечку. Деревья куда-то спешили. А куда?

Чу! Тихо… Вдруг все засверкало. Зажглись огни на шишках ели. Это Снежная Королева позвала всех на прощальный зимний бал. Она улыбнулась всему миру. Был конец февраля. Ведь на пороге стояла Весна.

Письмо.

Шмелькова Лена

Мои снежинки.

Здравствуйте, чистые нежные мои снежинки!

Как тихо и красиво падаете вы на землю. Вы плавно кружитесь в танце. Хочется поймать одну из вас. Но я буду только смотреть, любоваться вами. Ведь вы такие смелые, красивые. Я слышу шепот. О чем вы разговариваете между собой? Ветки деревьев и кустарников, как ваза, собирают вас все больше и больше.

До свидания, мои милые снежинки!

IX. Итог урока.

У. Ребята, вы прочитали сочинения. Они будут итогом урока. Все остальные сочинения мы прочитаем на следующем уроке, и получите оценки.

За работу на уроке дарю

“5” ………………..

“4”………………..

Произошло чудо. Мы выпустили газету, подобрали богатый материал к рубрике “Тайны Зимы”. Все вы оказались серьезными корреспондентами. Ваши работы будут включены в нашу стенгазету.

- Что нового узнали для себя на уроке?

Д. Мы узнали о тайнах зимы, о 9 видах снежинок.

У. Пригодятся ли вам в жизни знания, умения, полученные на этом уроке? Дети мы сделали еще один шаг в мир творчества.

Да, вы хорошо поработали. Мысли рождаются только у тех, кто много читает и мыслит сам. Вы на уроке думали и подарили нашей газете “Родник” свежие мысли.