Развитие у младших школьников мышления, воображения, речи, наблюдательности предполагает использование укрупненных дидактических единиц системы П.М. Эрдниева на уроках окружающего мира.
При изучении природы у младших школьников должны быть сформированы не только отдельные понятия, но и взаимосвязи между ними, т.е. должна быть усвоена система первоначальных понятий. Ученику необходимо учиться не просто запоминать определение понятий, пассивно воспринимать разъяснение учителя, а добывать, осмысливать знания самостоятельно, предварительно спланировав субъективную познавательную деятельность. Каждое отдельное понятие о природе – это укрупненная дидактическая единица. Усвоенные системы понятий дают возможность применять знания на практике, в жизни, анализировать явления и их взаимосвязи, существующие в окружающем человека мире.
Любая понятийная система, любые понятия создаются в результате работы мышления над воспринимаемыми и представляемыми объектами и явлениями природы. Таким образом, каждая понятийная система предполагает и определенную систему представлений. Представления определяются существенными признаками понятий и определяют объем понятия. Если учитель сможет выделить понятийную систему изучаемых понятий, то он сможет организовать целенаправленное руководство, как чувственным, так и логическим познанием.
Формирование у учащихся целостной системы природоведческих знаний на уровне не только воспроизведения и усвоения отдельных понятий, но и умение распознавать связи между понятиями и системой понятий в целом и отдельных ее частей, способствует использованию на уроках окружающего мира.
Мы считаем, что понятия в окружающем мире – это укрупненные дидактические единицы (УДЕ). К ним относятся:
- сведения и факты о явлениях и объектах реальной действительности;
- природоведческие представления и взаимосвязи;
- природоведческие понятия и их взаимосвязи, система понятий;
- некоторые закономерности природы и их взаимосвязи;
Главная идея укрупненных дидактических единиц (УДЕ), как известно, целостность знаний, которая достигается полнотой системы упражнений.
Отметим наиболее эффективные технологические принципы системы УДЕ:
1. Взаимообратные задания для развития логичности суждений при их выполнении.
2. Самостоятельное составление заданий самими детьми.
3.Слияние теоретических знаний с практическими умениями и опережающая роль теоретических знаний.
Данные принципы явились основополагающими для развития младших школьников через следующие:
- От практического опыта к теоретическим обобщениям.
- Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий.
- Обращение суждений.
- Противопоставление понятий.
- Включение механизмов подсознательного мышления. Прием аналогии.
- Восстановление деформированных заданий.
- Прицельное использование графической (рисуночной) информации.
- Матричная фиксация учебной информации.
- Параллельная печать.
Учебный процесс в начальных классах способствует подготовке школьников к восприятию и усвоению первоначальных научных природоведческих понятий. Первоначальные научные природоведческие понятия связаны с определенными понятиями курсов окружающего мира, математики, литературы, русского языка, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки. Укрупненные дидактические единицы можно использовать в любом предмете.
Примеры использования указанных принципов и приемов на уроках окружающего мира для развития мышления, воображения, речи, наблюдательности, способствующих развитию личности младшего школьника в системе УДЕ.
1. Развитие логического мышления учащихся.
1. Технологический принцип: взаимообратные задания и развитие логичности суждений при их выполнении.
Например, тема урока: “Органы растений”.
Учащиеся самостоятельно заполняют взаимообратную графическую схему: какие части есть у растения?
2. Технологический прием: включение механизмов подсознательного мышления. Прием аналогии.
- Например, тема урока: “Лиственные и хвойные растения зимой”. Учащимся предлагается алгоритм исследования растения:
- Название растения
- Дерево это, кустарник или трава?
- Где растет растение?
- Есть ли листья зимой? Какие?
- Есть ли шишки зимой?
- Значение растения в природе?
Опишите растение по плану.
- Например, тема урока: “Города России. Вологодская область (Вологда, Череповец, Великий Устюг)”, 3 класс
Учащиеся выполняют задание в группах. Рассказы детей по плану о городах нашей области:
План
- Название города. Покажи его на карте.
- Когда образовался город?
- Что ты знаешь об этом городе?
4. Чем он знаменит? Его достопримечательности.
3. Технологический прием: прицельное использование графической (рисуночной) информации.
2. Развитие речи учащихся:
1.Технологический прием: от практического опыта к теоретическим обобщениям. Указанный прием предполагает, что изучение объектов природы на уроках окружающего мира основывается на субъектном опыте учащихся.
2.Технологический прием: восстановление деформированных заданий. (Учащиеся самостоятельно заполняют окошечки).
– Нарисуй воду в трех состояниях:
Этот технологический прием использовался в ходе проверочной работы на уроке природоведения в 3 классе по теме “Полезные ископаемые”. Учащимся предлагались загадки, ответы на которые они записывали в окошечки. Например:
Он очень прочен и упруг
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты,
Красивы станут и заметны.
По мере отгадывания загадок заполняются все окошечки.
Например, на уроке “Рыбы” учащимся для практической работы предлагается таблица-матрица с изображениями и названиями рыб.
3. Развитие воображения учащихся:
1.Технологический прием: от практического опыта к теоретическим обобщениям.
На каждом уроке учащиеся представляют объект природы в реальной действительности:
Например, как ты считаешь, когда лес бывает более красивым: в начале сентября или в октябре? Представь, какой он - лес? Расскажи о нем. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь в лесу?
К уроку “Рыбы” учащимся предлагается по желанию сочинить сказку “Аквариум глазами золотой рыбки”, к уроку “Змеи и ящерицы” - “Разговор змеи и ящерицы”, используя информацию.
Учащиеся по желанию готовят к урокам окружающего мира различные виды творческих заданий: сказки, стихи, составляют сценки, загадки, викторины, кроссворды, ребусы. Они отражают в творческих работах свой накопленный практический опыт.
Рассмотрим несколько творческих работ учащихся к урокам “Окружающий мир”.
Тема: “Травянистые растения”
Ромашка
Я люблю цветы ромашки, |
А зимой - отвар ромашки, |
Тема: “Растения”
На поляне, возле леса, |
У цветков есть: лепесток, |
Автор стихотворений: Кузьмина Маша, 1 класс.
Березка и Ромашка
Сказка
Однажды проснулась Березка утром, потянулась своими веточками, стряхнула капельки росы и вдруг услышала чей – то тонкий голосок:
- Доброе утро, красавица - Березка.
- Здравствуй, а ты кто?
- Я – Ромашка. Березка, Березка! Мы с тобой родственники.
- Да, ты, права. Мы с тобой имеем много общего. У нас есть корни. У меня красивый белый ствол, а у тебя стебелек. У нас есть листья, цветы. Я цвету длинными сережками, а ты цветок – желтый глазок, белые реснички. Давай дружить!
Автор сказки: Яшина Вероника, 1 класс.
Тема: “Бабочки”
Что у бабочки на крыльях?
Там же солнце золотое. |
Что у бабочки на крыльях? |
Автор стихотворения: Кочин Никита, 1класс.
Тема: “Ярусы леса”
Ярусы в лесу.
Вот мох растет, На нем - камыш. Багульник и черника. А можжевельник в стороне, Крушина и малина. Над ними высятся сосна, Береза и осина. |
А ель – сестричка и ольха, Закрыли свет калине. В лесу царит порядок строгий: Внизу лишайники и мох; Повыше – травка, Дальше – кустик, Всех выше - дерево растет! |
Автор стихотворения: Шагичев Саша, 1 класс.
2.Технологический прием: использование графической информации.
Например, учащимся предлагаются задания такого вида: смонтируйте схему “Лес осенью” (силуэты деревьев и кустарников), используя листья, принесенные с экскурсии.
3.Технологический прием: обращение суждений.
Например, на уроке “Труд людей осенью”.
Выбери ответ на вопрос: почему изменился труд людей осенью? Варианты ответов предлагаются. Можешь предложить свой вариант ответа. Учащиеся составляют взаимообратную схему.
4.Развитие наблюдательности учащихся:
1.Технологический принцип: слияние теоретических знаний с практическими умениями и опережающая роль теоретических знаний.
Учащиеся получают на уроке определенные теоретические знания, закрепляют их в процессе практической работы на уроке.
Например, на уроке “Развитие растения из семени” учащимся предлагается задание: обозначьте цифрами в определенном порядке стадии развития растения из семени:
№ п/п |
Развитие растения из семени |
Семя |
|
Взрослое растение с плодами и семенами |
|
Проросток с корешком |
|
Взрослое растение с цветками |
|
Проросток с корешком и несколькими листочками |
2.Технологический прием: противопоставление понятий.
Например, на уроке “Термометр” во 2 классе учащимся предлагается задание: вставь пропущенные слова. Определи, что в данных предложениях является причиной, а что следствием.
Чем теплее вода, тем _____________ поднимается столбик жидкости в трубочке термометра.
Чем холоднее вода, тем _____________ столбик жидкости.
3.Технологический принцип: самостоятельное составление заданий самими детьми.
Например, на уроке “Насекомые и птицы летом и осенью” ученикам предлагаются задания такого вида: пронаблюдай, когда птицы улетают в теплые края. Какие птицы улетают первыми, какие последними? Почему они улетают? Запиши свои ответы в таблицу.
Изменения, произошедшие в системе образования, ее переориентация на гуманистические личностно–ориентированные, развивающие технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной, творческой деятельности. Воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации – основная задача начальной школы. Использование укрупненных дидактических единиц в учебном процессе помогает углубить содержание уроков, повысить их познавательную ценность. На этих уроках учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений природы, познавательная деятельность младших школьников активизируется, они могут применять знания сразу из нескольких дисциплин к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов.
В процессе обучения на уроках окружающего мира при использовании системы укрупненных дидактических единиц эффективно развивается личность младшего школьника.
Литература
1. Баранов С. П., Бурова Л.И. Окружающий мир. Авт. Программа /1-4/, Череповец, 1998
2. Эрдниев П.М., Б.П. УДЕ как новая технология обучения математике, 1996, № 8, с. 49 – 52.
3. Рекомендации VII Международной научно-практической конференции по проблеме УДЕ, состоявшейся в октябре 1996 г./ Элиста/. Пед вестник, 1996, № 11