Использование укрупнённых дидактических единиц как средство развития младших школьников при изучении окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Развитие у младших школьников мышления, воображения, речи, наблюдательности предполагает использование укрупненных дидактических единиц системы П.М. Эрдниева на уроках окружающего мира.

При изучении природы у младших школьников должны быть сформированы не только отдельные понятия, но и взаимосвязи между ними, т.е. должна быть усвоена система первоначальных понятий. Ученику необходимо учиться не просто запоминать определение понятий, пассивно воспринимать разъяснение учителя, а добывать, осмысливать знания самостоятельно, предварительно спланировав субъективную познавательную деятельность. Каждое отдельное понятие о природе – это укрупненная дидактическая единица. Усвоенные системы понятий дают возможность применять знания на практике, в жизни, анализировать явления и их взаимосвязи, существующие в окружающем человека мире.

Любая понятийная система, любые понятия создаются в результате работы мышления над воспринимаемыми и представляемыми объектами и явлениями природы. Таким образом, каждая понятийная система предполагает и определенную систему представлений. Представления определяются существенными признаками понятий и определяют объем понятия. Если учитель сможет выделить понятийную систему изучаемых понятий, то он сможет организовать целенаправленное руководство, как чувственным, так и логическим познанием.

Формирование у учащихся целостной системы природоведческих знаний на уровне не только воспроизведения и усвоения отдельных понятий, но и умение распознавать связи между понятиями и системой понятий в целом и отдельных ее частей, способствует использованию на уроках окружающего мира.

Мы считаем, что понятия в окружающем мире – это укрупненные дидактические единицы (УДЕ). К ним относятся:

  • сведения и факты о явлениях и объектах реальной действительности;
  • природоведческие представления и взаимосвязи;
  • природоведческие понятия и их взаимосвязи, система понятий;
  • некоторые закономерности природы и их взаимосвязи;

Главная идея укрупненных дидактических единиц (УДЕ), как известно, целостность знаний, которая достигается полнотой системы упражнений.

Отметим наиболее эффективные технологические принципы системы УДЕ:

1. Взаимообратные задания для развития логичности суждений при их выполнении.

2. Самостоятельное составление заданий самими детьми.

3.Слияние теоретических знаний с практическими умениями и опережающая роль теоретических знаний.

Данные принципы явились основополагающими для развития младших школьников через следующие:

  1. От практического опыта к теоретическим обобщениям.
  2. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий.
  3. Обращение суждений.
  4. Противопоставление понятий.
  5. Включение механизмов подсознательного мышления. Прием аналогии.
  6. Восстановление деформированных заданий.
  7. Прицельное использование графической (рисуночной) информации.
  8. Матричная фиксация учебной информации.
  9. Параллельная печать.

Учебный процесс в начальных классах способствует подготовке школьников к восприятию и усвоению первоначальных научных природоведческих понятий. Первоначальные научные природоведческие понятия связаны с определенными понятиями курсов окружающего мира, математики, литературы, русского языка, изобразительного искусства, трудового обучения, музыки. Укрупненные дидактические единицы можно использовать в любом предмете.

Примеры использования указанных принципов и приемов на уроках окружающего мира для развития мышления, воображения, речи, наблюдательности, способствующих развитию личности младшего школьника в системе УДЕ.

1. Развитие логического мышления учащихся.

1. Технологический принцип: взаимообратные задания и развитие логичности суждений при их выполнении.

Например, тема урока: “Органы растений”.

Учащиеся самостоятельно заполняют взаимообратную графическую схему: какие части есть у растения?

2. Технологический прием: включение механизмов подсознательного мышления. Прием аналогии.

- Например, тема урока: “Лиственные и хвойные растения зимой”. Учащимся предлагается алгоритм исследования растения:

  1. Название растения
  2. Дерево это, кустарник или трава?
  3. Где растет растение?
  4. Есть ли листья зимой? Какие?
  5. Есть ли шишки зимой?
  6. Значение растения в природе?

Опишите растение по плану.

- Например, тема урока: “Города России. Вологодская область (Вологда, Череповец, Великий Устюг)”, 3 класс

Учащиеся выполняют задание в группах. Рассказы детей по плану о городах нашей области:

План

  1. Название города. Покажи его на карте.
  2. Когда образовался город?
  3. Что ты знаешь об этом городе?

4. Чем он знаменит? Его достопримечательности.

3. Технологический прием: прицельное использование графической (рисуночной) информации.

2. Развитие речи учащихся:

1.Технологический прием: от практического опыта к теоретическим обобщениям. Указанный прием предполагает, что изучение объектов природы на уроках окружающего мира основывается на субъектном опыте учащихся.

2.Технологический прием: восстановление деформированных заданий. (Учащиеся самостоятельно заполняют окошечки).

– Нарисуй воду в трех состояниях:

Этот технологический прием использовался в ходе проверочной работы на уроке природоведения в 3 классе по теме “Полезные ископаемые”. Учащимся предлагались загадки, ответы на которые они записывали в окошечки. Например:

Он очень прочен и упруг
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты,
Красивы станут и заметны.

По мере отгадывания загадок заполняются все окошечки.

Например, на уроке “Рыбы” учащимся для практической работы предлагается таблица-матрица с изображениями и названиями рыб.

3. Развитие воображения учащихся:

1.Технологический прием: от практического опыта к теоретическим обобщениям.

На каждом уроке учащиеся представляют объект природы в реальной действительности:

Например, как ты считаешь, когда лес бывает более красивым: в начале сентября или в октябре? Представь, какой он - лес? Расскажи о нем. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь в лесу?

К уроку “Рыбы” учащимся предлагается по желанию сочинить сказку “Аквариум глазами золотой рыбки”, к уроку “Змеи и ящерицы” - “Разговор змеи и ящерицы”, используя информацию.

Учащиеся по желанию готовят к урокам окружающего мира различные виды творческих заданий: сказки, стихи, составляют сценки, загадки, викторины, кроссворды, ребусы. Они отражают в творческих работах свой накопленный практический опыт.

Рассмотрим несколько творческих работ учащихся к урокам “Окружающий мир”.

Тема: “Травянистые растения”

Ромашка

Я люблю цветы ромашки,
За их белые рубашки.
Ну а в центре – сердцевинка,
Желтая, как мандаринка.
Я ромашки поливаю,
Летом я на них гадаю.
И, конечно, наблюдаю,
Как они растут у нас.

А зимой - отвар ромашки,
По две чашки.
От простуды и от гриппа,
Помогает он всегда.
Потому – то берегите,
И ромашки все садите.
В огороде, и в саду,
У всех соседей на виду!

Тема: “Растения”

На поляне, возле леса,
Где Дубы стояли в ряд,
Вырос желтый Одуванчик,
Приставал ко всем подряд.
Был ужасно любопытным:
Много он хотел узнать.
И к могучим Дубам,
Стал все чаще приставать.
И сказал ближайший Дуб:
- Слушай, Желторотик:
Все цветы на белом свете,
Вырастают из семян.
Корень, стебель, лист, цветок,
Так растет любой цветок.
Летом зацветает,
К зиме увядает.

У цветков есть: лепесток,
Рыльце, пестик, тычинки, чашелистик…
Но об этом расскажу
Я тебе в другой разок.
Про себя я так скажу:
- Мы растем из желудей.
Желудь в землю попадает,
Дождик желудь поливает.
А весной, как снег растает,
Появляется побег.
Солнце жарче пригревает,
Появляются листочки,
И за лето – ствол окреп.
Понял, милый Одуванчик,
Чем похожи мы с тобой?
Корнем, стеблем и листвой.

Автор стихотворений: Кузьмина Маша, 1 класс.

Березка и Ромашка

Сказка

Однажды проснулась Березка утром, потянулась своими веточками, стряхнула капельки росы и вдруг услышала чей – то тонкий голосок:

  • Доброе утро, красавица - Березка.
  • Здравствуй, а ты кто?
  • Я – Ромашка. Березка, Березка! Мы с тобой родственники.
  • Да, ты, права. Мы с тобой имеем много общего. У нас есть корни. У меня красивый белый ствол, а у тебя стебелек. У нас есть листья, цветы. Я цвету длинными сережками, а ты цветок – желтый глазок, белые реснички. Давай дружить!

Автор сказки: Яшина Вероника, 1 класс.

Тема: “Бабочки”

Что у бабочки на крыльях?

Там же солнце золотое.
Что у бабочки на крыльях?
Там же небо голубое!
Что у бабочки на крыльях?
Там же радуга цветная!

Что у бабочки на крыльях?
Посмотри же, посмотри,
Ничего же в мире
Краше не найти!

Автор стихотворения: Кочин Никита, 1класс.

Тема: “Ярусы леса”

Ярусы в лесу.

Вот мох растет,

На нем - камыш.

Багульник и черника.

А можжевельник в стороне,

Крушина и малина.

Над ними высятся сосна,

Береза и осина.

А ель – сестричка и ольха,

Закрыли свет калине.

В лесу царит порядок строгий:

Внизу лишайники и мох;

Повыше – травка,

Дальше – кустик,

Всех выше - дерево растет!

Автор стихотворения: Шагичев Саша, 1 класс.

2.Технологический прием: использование графической информации.

Например, учащимся предлагаются задания такого вида: смонтируйте схему “Лес осенью” (силуэты деревьев и кустарников), используя листья, принесенные с экскурсии.

3.Технологический прием: обращение суждений.

Например, на уроке “Труд людей осенью”.

Выбери ответ на вопрос: почему изменился труд людей осенью? Варианты ответов предлагаются. Можешь предложить свой вариант ответа. Учащиеся составляют взаимообратную схему.

4.Развитие наблюдательности учащихся:

1.Технологический принцип: слияние теоретических знаний с практическими умениями и опережающая роль теоретических знаний.

Учащиеся получают на уроке определенные теоретические знания, закрепляют их в процессе практической работы на уроке.

Например, на уроке “Развитие растения из семени” учащимся предлагается задание: обозначьте цифрами в определенном порядке стадии развития растения из семени:

№ п/п

Развитие растения из семени

 

Семя

 

Взрослое растение с плодами и семенами

 

Проросток с корешком

 

Взрослое растение с цветками

 

Проросток с корешком и несколькими листочками

2.Технологический прием: противопоставление понятий.

Например, на уроке “Термометр” во 2 классе учащимся предлагается задание: вставь пропущенные слова. Определи, что в данных предложениях является причиной, а что следствием.

Чем теплее вода, тем _____________ поднимается столбик жидкости в трубочке термометра.

Чем холоднее вода, тем _____________ столбик жидкости.

3.Технологический принцип: самостоятельное составление заданий самими детьми.

Например, на уроке “Насекомые и птицы летом и осенью” ученикам предлагаются задания такого вида: пронаблюдай, когда птицы улетают в теплые края. Какие птицы улетают первыми, какие последними? Почему они улетают? Запиши свои ответы в таблицу.

Изменения, произошедшие в системе образования, ее переориентация на гуманистические личностно–ориентированные, развивающие технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной, творческой деятельности. Воспитание творческой личности и создание условий для ее самореализации – основная задача начальной школы. Использование укрупненных дидактических единиц в учебном процессе помогает углубить содержание уроков, повысить их познавательную ценность. На этих уроках учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений природы, познавательная деятельность младших школьников активизируется, они могут применять знания сразу из нескольких дисциплин к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов.

В процессе обучения на уроках окружающего мира при использовании системы укрупненных дидактических единиц эффективно развивается личность младшего школьника.

Литература

1. Баранов С. П., Бурова Л.И. Окружающий мир. Авт. Программа /1-4/, Череповец, 1998

2. Эрдниев П.М., Б.П. УДЕ как новая технология обучения математике, 1996, № 8, с. 49 – 52.

3. Рекомендации VII Международной научно-практической конференции по проблеме УДЕ, состоявшейся в октябре 1996 г./ Элиста/. Пед вестник, 1996, № 11