В настоящее время, когда главной целью начального образования является воспитание личности каждого школьника, меняется характер обучения в начальной школе. Важнейшая цель образования – развитие ребенка. Главным условием для достижения этой цели является включение каждого ребенка в образовательный процесс с учетом его возможностей и способностей, уровня подготовки, "зоны ближайшего развития". За последние десятилетия существенно изменилось обучение в школе родному языку, в частности, усилилась личностно-развивающая функция языка, всё более чётко выраженной становится коммуникативно-речевая направленность обучения. Задача обучения школьников родному языку определяется, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, самопознания. Необходимо создать у учащихся потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника.
Цель системы развивающего обучения Л.В.Занкова: достижение оптимального общего развития ребёнка.
Задача: представление целостной широкой картины мира.
Цели уроков русского языка: освоение коммуникативных функций языка.
Задачи: развитие речи средствами русского языка.
Комплекс речевых умений выступает в качестве ведущего содержательного компонента в системе работы по развитию связной речи учащихся.
Речевые умения:
Информационно-содержательные: определить и раскрыть тему и основную мысль текста, отобрать материал, раскрыть микротемы текста
Структурно)композиционные: выделить части в тексте, формировать части текста, составлять план, связно и последовательно излагать содержание.
Языковые: уметь пользоваться лексическими, грамматическими и стилистическими средствами языка.
Редакционные: уметь редактировать текст.
Программа по русскому языку Н.В.Нечаевой предусматривает:
1 класс.
Период формирования успешной устной речи детей
Текст. Сопоставление набора предложений и текста. Признак текста: взаимозависимость составляющих его единиц (целостность и законченность сообщения). Представление о частях научно – популярного текста, записки, поздравительной открытки.
Практическое ознакомление с синонимами, антонимами, многозначностью. Рифма. Наблюдение соответствия стиля письменной речи (например, описание животного в сказке, в статье энциклопедии).
2 класс
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме. Источники тем: яркие события школьной и внешкольной жизни (“Ну и мороз!”, “Мамин день”, “Как мы “победили” задачу”); по изученному содержанию учебных предметов (“Кошка и волк”, “Мои размышления о слове “корень”, “Сказка о знаках плюс и минус”). Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений. Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление, инструкция.
Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности.
3 класс
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ и редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставка детских работ. Различные виды объявлений; заполнение почтовых бланков, оформление конвертов, составление заявления.
Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами.
4 класс
Репродуктивные и творческие сочинения, написанные без подготовки и с предварительной подготовкой материала. Сочинение – результат индивидуальной и групповой работы. Методика сбора материалов для сочинений выводится учениками. Работа со словарями, справочной литературой, журналами. Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, конспектов, рефератов, отзывов с последующим сопоставлением разных вариантов. Составление инструкций, словарных статей.
Лексическая работа обогащается ознакомлением с иноязычными словами, а так же со старославянизмами.
Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других уроках.
Источником развития устной речи учащихся являются наблюдения за окружающей действительностью, рассмотрение картин, разговор с учителем и сверстниками.
Главные задачи на уроках литературного чтения, которые я ставлю для себя это:
- Поднять учащихся на новую ступень приобщения к искусству художественной литературы и на новую ступень знаний о мире, о себе, об отношениях с миром взрослых и сверстников, постепенное постижение литературы как искусства слова.
- Развитие техники чтения связано с развитием интереса к чтению, который определяется, во-первых, отбором материала и, во-вторых, методикой, которая должна быть приведена в соответствие со спецификой художественной и научно-познавательной литературы.
- Умственное и эмоциональное развитие детей, воспитание у них потребности общения с подлинным искусством.
Организация литературного творчества предполагает работу над сочинением. Детское сочинение рассматривается как форма самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом, поэтому ценность сочинений определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Задача состоит не в разработке методики написания сочинения в начальной школе, а в поиске условий организации литературного творчества младших школьников. Сочинение в системе
Л.В. Занкова выступает как особое средство общего развития учащихся, усвоение ими содержания образования и внешкольного опыта.
Сочинения рассматриваются как уникальное средство развития личности, включая эмоциональную сферу ребенка, как средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта.
Приобщать детей к искусству – это значит не давать всё упрощенно, не приспосабливаться к ребёнку, к его неразвитому восприятию произведения, неразвитой психике, а поднимать его до восприятия истинно-художественной ценности, художественного смысла произведения; влюбить детей в чтение художественной литературы, развивать потребность в чтении новых художественных произведений, в перечитывании ранее известных. Повторное чтение должно доставлять наслаждение и радость новых “открытий”, более глубокого проникновения и постижения идейно-художественного смысла.
Приобщить детей к искусству – это значит, с первых шагов обучения приучать детей “вдыхать аромат художественного слова” – видеть в нем помимо обычного ещё другой, более далёкий и глубокий смысл, раскрывающийся в контексте, воспитывать бережное отношение к нему, ценить его как открытие писателя, вызывающее удивление своей точностью, красотой и емкостью.
В приложении представлены фрагменты уроков русского языка и литературного чтения, а так же фрагменты сочинений учащихся.