Занятие по вышиванию, учебная группа 2-го года обучения

Разделы: Технология


Цель: познакомить воспитанников с одним из наиболее распространенных видов ручной глади, научить самостоятельно применять на практике, приобретенные умения и навыки.

Задачи:

  1. Научить отличать цветную (александровскую) гладь от других видов глади.
  2. Развивать у воспитанников художественный вкус, творческое воображение, эстетическое восприятие искусства вышивания.
  3. Создать условия воспитания интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование для учителя: наглядные пособия (таблицы по теме занятия), карточки, готовые изделия, технологическая карта.

Оборудование для учащихся: ткань 20х20, нитки мулине, булавки, иглы, ножницы, эскизы узоров (характерные для александровской глади), копировальная бумага, пяльцы, заготовки рамок из картона для оформления картинки.

Время занятия: 1,45 минут

План занятия:

I. Организационный момент (3-5 мин.)

II. Изложение нового материала (10-15 мин.)

III. Практическая часть (25-30 мин.)

IV. Перемена (10-15 мин.)

V. Практическая часть (25-30 мин.)

VI. Подведение итогов занятия (5-10 мин.)

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель наводит порядок, отмечает отсутствующих и начинает занятие.

II. Изложение нового материала.

Мы с вами занимаемся вышивкой уже не первый год и знакомы с различными приемами вышивания. В том числе и с различными видами гладевых швов.

Вопрос 1. Вспомните названия изученных видов глади?

Ответы:

  • простая двухсторонняя гладь;
  • владимирская гладь;
  • белая мстерская гладь.

Вопрос 2. Назовите отличительные особенности перечисленных видов глади.

Ответы:

  • простая двусторонняя гладь выполняется заполнением контура рисунка плотно прилегающими друг к другу стежками, контур рисунка предварительно прометывается мелкими стежками шва “вперед иголку”; вышивку такой гладью можно выполнять нитками одного цвета или разных цветов;
  • владимирская гладь – это декоративная вышивка крупными стежками односторонней глади, выполняют ее толстыми цветными нитками – мулине (в 6-10 ниток), ирисом, шерстью на плотных тканях; основной цвет этих вышивок – красный с небольшим прибавлением синего, зеленого, желтого.
  • белая мстерская гладь отличается тонкостью технического исполнения, вышивается по тонким белым тканям (маркизет, батист и т. д. ) белыми шелковыми нитками или мулине в 1-2 сложения; основным приемом этой вышивки является двусторонняя гладь с “настилом”.

Ваши ответы на вопросы и работы, представленные на мини- выставке в кабинете, говорят о том, что вы хорошо усвоили изученный материал.

Мы знаем, что искусство вышивания имеет многовековую историю. Вышивание было известно еще в глубокой древности и колыбелью его был Восток, хотя греки и приписывают изобретение вышивки богине Минерве – покровительнице ремесел искусств. Легенда гласит, что Арахна, дочь простого горожанина, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на состязание, победила в вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная поражением, бросила челнок в голову соперницы. Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. Может быть, поэтому и не принято убивать пауков?

И с тех пор одним из излюбленных женских рукоделий стала вышивка, которая украшает своими узорами всевозможные ткани.

Чтобы стать такими же искусными мастерицами, как Арахна, нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно и дальше узнавать новые виды вышивок, отрабатывать технические приемы. Поэтому сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом гладевой вышивки - это цветная александровская гладь. Данный вид вышивки, возникший относительно недавно в городе Александрове Владимирской области, не имеет народной основы.

Александровскую гладь выполняют без настила нитками мулине разных цветов, толщина которых зависит от плотности ткани. Она может быть односторонней и двусторонней.

Александровской гладью вышивают узоры с растительными мотивами: обобщенные, переработанные в условные формы полевые цветы, ягоды малины, рябины, крыжовника и т. д. Как правило, условно и цветовое решение узоров. Например, красные ягоды сочетаются с коричневыми листьями, синие цветы – с золотисто-желтымилистьями. Иногда узор выполняется в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется. Узоры могут быть составлены из веток с распустившимися цветами и созревшими ягодами. Такое совмещение вполне оправдано: оно усиливает сходство с растением, помогает найти интересное цветовое решение узора.

Александровская гладь используется, как правило, для украшения столового белья, занавесей, покрывал, подушек, панно и т. п. Одежду такой вышивкой украшают редко.

Освоив несложные приемы этой вышивки, вы сможете самостоятельно зарисовать понравившееся растение, составить полоску и подобрать цвета ниток. Такая работа таит в себе много неожиданных и интересных решений. Появится масса возможностей проявить свои творческие способности в изготовлении авторских работ, а также при разработке творческих проектов.

III. Практическая часть.

Технология выполнения работы. (Для каждого воспитанника заготовлено по две карточки)

Карточка №1 “Основные приемы александровской глади” (на данной карточке основные приемы зарисованы и описана техника их выполнения)

Карточка №2 (на данной карточке предложено несколько рисунков характерных для александровской глади и рекомендации по их вышиванию) (Приложение 1)

Педагог предлагает ученикам:

1. Самостоятельно ознакомиться с карточками

2. Выбрать рисунок для картинки из предложенных на карточке №2, перевести на ткань

3. Подобрать нити мулине нужных цветов

4. Приступить к практической работе, пользуясь рекомендациями, данными в карточке №1 и №2 (во время выполнения практического задания не забывайте о технике безопасности при работе с иглами, булавками и ножницами)

IV. Перемена.

Гимнастика для глаз. Проветривание кабинета.

V. Практическая часть. (Вышивание картинки александровской гладью)

VI. Подведение итогов занятия.

1. Воспитанники демонстрируют проделанную работу.

2. Педагог проверяет и дает необходимые рекомендации.

3. Воспитанникам предлагается ответить на 5 вопросов для закрепления темы (см. ниже), самостоятельно оценить себя по пятибалльной системе. (Вопросы распечатаны на отдельных листах для каждого ученика)

4. Педагог подводит общий итог занятия (Что получилось, что усвоили, какие возникли проблемы, что предстоит доработать. Предлагается закончить вышивание и оформление картинки на следующем занятии. )

В конце занятия ученики приводят свои рабочие места в порядок.

Вопросы для закрепления темы:

  1. Где и когда появилась цветная гладь? (Ответ: В городе Александрове Владимирской области, в XX веке. )
  2. Какие приемы (виды швов) характерны для александровской глади? (Ответ: Широко используются отделочно-декоративные швы: “строчка”, “стебельчатый”, “тамбурный”, “петля”, “козлик”, а также контурная гладь, двусторонняя гладь, гладь с вливанием тонов. )
  3. Какие узоры используются? (Ответ: Узоры с растительными мотивами)
  4. Для украшения каких изделий применяется данный вид вышивки чаще всего? (Ответ: Для украшения столового белья, занавесей, покрывал, подушек, крайне редко одежду. )
  5. Особенности цветовой гаммы. (Ответ: Цветовое решение, как правило, условно. Главная задача подчеркивать сходство с растением. )

Список литературы, используемой педагогом для разработки занятия:

  1. Сост. Ивахнова М. / Ручная вышивка – М. : Олимп; Смоленск: Русич, 1999. - стр. 146-152.
  2. Еременко Т. И. / Иголка – волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. - М. : Просвещение, 1988. - стр. 77-97.
  3. Сафонова Н. С. , Молотобарова О. С. / Кружки художественной вышивки-2-ое изд. , испр. - М. : Просвещение, 1983. - стр. 48-49.
  4. Еременко Т. И. / Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2000. - стр. 98-139.
  5. Иванова А. А. / Вышивка в интерьере. – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. -