Цель: введение новой единицы измерения длины – метр.
Задачи:
- Установить взаимоотношения между метром, дециметром и сантиметром;
- Закрепить умения решать простые задачи;
- Способствовать формированию умений обобщать знания;
- Развивать память, внимание, мышление;
- Развивать умение учащихся работать в группах;
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование: учебник “Математика” 2 класс Л.Г.Петерсон, таблица “Меры длины”, карточки для разноуровневой самостоятельной работы, различные виды метров.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Учитель дает индивидуальные задания ,которые дети выполняют на доске.
1 ученик. Реши примеры, расположи ответы в порядке возрастания и мы узнаем тему нашего урока. (На доске шары с примерами, на обратной стороне – буквы)
А 30-16 ( 10 11 12 13 14) И 20-8 Д Л И Н А Л 6+5 Д 23-13 Н 7+6
2 ученик. Вычисли: 3 ученик. Сравни: 47+6 32см…4дм 82-5 6дм…6см 37+23 60см…8дм 16-8 5дм3см…3дм5см 14-7 5см…3дм 90-4
Класс работает устно:
- Какое число лишнее? Докажите.
107, 323, 53, 234, 512.
(53- двузначное, остальные числа трехзначные.
234- сумма цифр равна девяти, у остальных восьми.
107 – отсутствует разряд десятков).
- Придумайте своё трехзначное число, сумма цифр которого равна восьми.
- Выразите данные числа в единицах:
7д 8е=…е
3д 6е=…е
- Выразите в сантиметрах:
7дм 8см=…см
3дм 6см=…см
- Что интересного вы заметили?
Учащиеся делают вывод, что соотношение между единицами длины такое же как и между единицами счета.
- Можно ли сравнить эти длины не видя закрытых цифр?
- Сравните.
5дм * см…3дм * см
6дм * см…6дм 9см
4дм * см…8дм 2см
- Сделайте вывод, с чего мы начинаем сравнивать?
(С единиц большего разряда, в данном случае с дециметров).
Проверка детей, работавших индивидуально у доски.
2. Сообщение темы урока.
- Итак, какова тема нашего урока? (Обращаем внимание на то, что получилось у 1 ученика, если он все верно вычислил, у него получится слово “длина”)
- Какие мерки длины вы знаете?
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
- На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить о мерках длины. А что это за мерка вы мне скажете сами.
3. Создание проблемной ситуации.
- Измерьте длину класса линеечкой (Даю задание трем ученикам).
- Измерьте ширину класса линеечкой (Даю задание одному ученику).
- Измерьте длину классной доски линеечкой (Даю задание одному ученику).
Пока несколько человек измеряют длину, ширину класса, учитель проводит физминутку.
- Удобно ли вам было измерять длины?
- Что же нам делать?
(Учащиеся предлагают найти большую мерку, мелкой меркой измерять трудно).
- Такая мерка уже существует и называется она…
- Верно, существует такая мерка, более удобная для данной ситуации и называется она метр.
Учитель демонстрирует различные виды метров.
- Попробуйте теперь измерить длину класса.
- Чему равна длина доски?
- Сделайте вывод, чем вам удобно измерять длину класса?
4. Формирование новых знаний и способов действий.
- Мы познакомились с понятием метр. Что же это за мерка такая, давайте ее исследуем. Сколько в метре сантиметров?
(Ученики смотрят на метр и делают вывод, что 1м=100см)
- А сколько же в метре дециметров?
На доске появляется таблица мер длины.
Работа по учебнику. Урок – 19. №3
- Заполним таблицу в наших учебниках – тетрадях. (Учитель выполняет вместе с учениками на доске).
2м = 20дм = 200см 6м = …дм…см 3м = 30дм = 300см 7м = …дм…см 4м = …дм…см 8м = …дм…см 5м = …дм…см 9м = …дм…см
- Что напоминает вам эта табличка?
(Напоминает единицы счета: единицы, десятки, сотни. Метр соответствует сотне, дециметр – десятку, сантиметр – единицам).
Вывод: соотношение между единицами длины такое же как и между единицами счета.
5. Формирование умений.
1. №4 по учебнику дети выполняют под руководством учителя.
- Выразите в дециметрах.
6м = …дм 800см = …дм 9м = …дм 400см = …дм
2. №5 учащиеся выполняют самостоятельно. 4 ученика работают на индивидуальных досках.
- Выразите в метрах:
70дм =…м 200см =…м 50дм =…м 300см =…м
(Проверка индивидуальных работ. Если ответ на инд. доске верный, ребята хлопают в ладоши, неверный – поднимают руки, называют верный ответ)
3. Разноуровневая самостоятельная работа.
(Работа идет в группах. Не нужно переставлять парты, дети первых парт поворачиваются к тем, кто сидит за вторыми, получаются четверки. Каждая группа получает задания трёх уровней сложности, карточки разного цвета, дети договариваются между собой, какое задание они будут выполнять.
1 уровень – соответствует оценке 3, карточка синего цвета.
2 уровень - соответствует оценке 4, карточка желтого цвета.
3 уровень – соответствует оценке 5, карточка красного цвета.
Группа выполнившая быстрее всех свое задание, отчитывается у доски, учитель заранее на доске написал эти задания разного цвета мелками, такого же цвета как и карточки).
1 уровень 2 уровень 3 уровень Выразите в см Сравните: Поставьте знаки “+ -”. 1дм 4см = …см 4дм…40м 3м*18м*19м=2м 2дм 8см = …см 500см…50дм 16м*6м*14м=36м 7дм 7см = …см 7м8дм…75дм 5м = …см 52дм…2м5дм
4. Работа над задачей №2(а).
- Прочтите задачу.
- О чем она?
- Если одну часть отрезали, то какая – то часть осталась?
- Из скольких частей состоит целое?
- Напомните, сколько метров отрезали?
- Сколько осталось?
- Что в задаче нужно узнать часть или целое?
- Как будем находить целое?
- Сосчитайте чему оно равно?
- Как проверить, что вы решили задачу верно?
(Составить обратную задачу)
- 1 вариант, составьте обратную задачу, чтобы неизвестным было сколько отрезали. Запишите решение в тетрадь.
- 2 вариант, составьте и решите задачу, где нужно найти сколько ткани осталось.
(Учащиеся выполняют новую краткую запись задачи в тетрадях, записывают решение задачи. Два ученика в соответствии от варианта записывают решение на индивидуальных досках).
Проверка.
5. Итог урока.
- Чему мы учились на сегодняшнем уроке?
- Какие мерки длины мы уже знаем?
- Где в жизни нам встречалась эта мерка. Что ею измеряют?
(Ткань, длину комнат, длину бассейна, рулоны обоев, ковровые дорожки…)
Учитель вывешивает таблицу “Мерки длины”.
- Вспомните сказку Г.Остера о том, как измеряли длину удава.
(На доске появляются картинки героев сказки: удава, попугая, слоника и обезьяны).
- Обезьянка измерила длину удава в обезьянках и получила 15 обезьянок. А в попугаях у неё вышло 38 попугаев и одно попугайское крылышко. Почему у неё получилась такая разница. Какое правило нарушила Обезьянка сравнивая длину Удава?
Вывод: при сравнении длины предметов мерки должны быть одинаковыми.
6. Домашнее задание.
Урок 19 №7, №8 стр.37