Цели:
- Продолжить знакомство с новым видом устного народного творчества – сказками.
- Совершенствовать навыки чтения.
- Обучать пересказу.
- Развивать речь, память, мышление.
- Закреплять формирование понятий: присказка, зачин, концовка, повторы, урок сказки, присловье.
- Воспитывать на примере произведения.
Оборудование: Зеркальце у каждого ученика, маски к сказке “Курочка Ряба”, схема “Части сказочного повествования” (присказка, зачин, концовка, повторы, урок сказки, присловье-прикрыто), тарелочки с бобовыми зёрнышками, учебник, выставка книг “Русские народные сказки”.
Литература:
- Учебник “Чтение и литература”, 2 класс, авт. О.В. Джежелей.
- Поурочные планы по учебнику О.В. Джежелей, авт. Е.И. Коновалова.
- Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим изучать раздел нашего учебника “Сказки”. На этом уроке вы будете учиться читать русскую народную сказку “Петушок и бобовое зёрнышко”. Попробуете себя в роли сказителя и постигнете ещё одну народную мудрость, заключённую в этой сказке.
3. Артикуляционная гимнастика.
Учитель. Сейчас проведём артикуляционную гимнастику.
(Дети выполняют с учителем упражнения.)
1. “Лошадка”. | 3. “Футбол”. |
2. “Часики”. | 4. “Почистить зубки”. |
4. Проверка домашнего задания.
Учитель. Продолжим наш урок с проверки домашнего задания. Я уверена, что знания, которые вы получили на прошлых уроках, вам обязательно пригодятся, как на этом уроке, так и в жизни.
Ответьте, что называют сказкой?
(Занимательный рассказ, вымысел, фантазия, иногда с участием волшебных сил.)
Учитель. Назовите части сказочного повествования.
( Присказка. Зачин. Концовка. Повторы. Урок сказки.)
Учитель. Кто такой сказитель?
(Человек, который сказывает, рассказывает сказки.)
Учитель. Кто такие собиратели?
(Это люди, которые записывают, обрабатывают, пересказывают сказки, внося какие-то изменения, дополнения.)
Учитель. Какую русскую народную сказку вы читали дома?
(Курочка Ряба.)
Учитель. Почему эту сказку называют народной?
(Сочинил народ.)
Учитель. Я прошу ребят напомнить эту сказку.
(Инсценировка сказки.)
Учитель. В чём урок этой сказки?
(Учит аккуратности, сочувствию, доброте, щедрости.)
5. Работа над новой темой.
1).Учитель.
Сели прямо! Ножки вместе!
Ручки полочкой на стол!
Начинаем разговор!
Учитель. В начале урока я уже говорила, что вы сегодня познакомитесь с ещё одной русской народной сказкой “Петушок и бобовое зёрнышко”.
Посмотрите на петушка, а бобовое зёрнышко у вас у каждого лежит на парте.
Учитель. Я и мои помощники прочитаем вам сказку, а вы внимательно её послушайте.
(с.94. Учитель читает присказку и слова автора. Слова курочки, хозяйки, коровушки, хозяина – читают специально подготовленные ученики.)
2).Обмен впечатлениями.
Учитель. Понравилась ли вам сказка? Кто больше всего? Почему?
Кто из вас может перечислить главных героев сказки?
3).Повторное чтение сказки.
Учитель. Прочитайте предложения, помещённые перед сказкой в рамке.
(Дети читают.)
Как называется эта часть сказочного повествования?
(Присказка.)
Учитель. Верно. Это присказка, не сказка. Сказка будет впереди.
4).Словарная работа.
Учитель. Прежде чем ещё раз прочитаем сказку, прошу вас обратить внимание на эти слова:
косу, со всех ног, проскочило.
Как вы понимаете значение этих слов?
(Дети читают и объясняют эти слова.)
Учитель. Ребята, слово коса имеет несколько значений.
1). Сельскохозяйственное орудие труда.
2). Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.
3). Сплетённые длинные пряди волос.
Учитель. Начнём читать эту сказку по “цепочке” по абзацам.
6. Физминутка.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать
На носочки надо встать!
Учитель. Прямо встали. Тихо сели и работать захотели.
7. Работа над частями сказки.
Учитель. Сейчас вам предстоит определить и прочитать части сказочного повествования.
Кто из вас найдёт и прочитает присказку?
Найдите и прочитайте зачин сказки.
(Жили- были…
…. Словно мёртвый лежит.)
Учитель. Проследим, как развивались дальше события.
К кому вначале побежала курочка? Прочитайте.
(К хозяюшке.)
Учитель. К кому послала хозяюшка? Коровушка? Хозяин?
Какой повтор встречается в этой сказке?
(Подавился петушок бобовым зёрнышком…)
Учитель. Кто определит и прочитает концовку сказки.
(Кузнец дал хозяину новую косу…)
Учитель. Молодцы, все части вы верно назвали.
Посмотрите, после сказки в рамочке записана поговорка. Прочитайте.
(Вот тебе сказка, а мне крынка масла.)
Учитель. Эта часть сказочного повествования называется присловье.
Присловье – поговорка, вставляемая в речь ради украшения, увеселения, шутки.
(Открывается на схеме надпись – присловье.)
Учитель. Осталось выяснить, каков урок этой сказки?
Переверните лист на страницу 97 и в рамочке прочитайте пословицы.
Используя их, объясните, каков урок сказки? Чему она учит?
(Не торопиться, не спешить, дружбе, взаимовыручке, сочувствию, доброте, верности и т.д.)
8. Работа над выразительностью речи.
Учитель. Зачин, ребята, читается спокойным, размеренным голосом, чётко, внятно. Соблюдайте паузы перед знаками препинания.
Учитель. С каким чувством надо читать слова курочки?
(Тревоги, беспокойства.)
Учитель. Как обращается курочка, прося помощи?
(Требовательно или уважительно.)
Учитель. Какие слова показывают, что курочка торопится помочь петушку?
(Бросилась, бежит, со всех ног бросилась.)
Учитель. Как показать при чтении, что курочка торопится?
(Читать просьбу в ускоренном темпе.)
9. Обучение пересказу.
Учитель. Сейчас будем учиться пересказу. Поможет нам в этом ваш верный друг – учебник.
1). Прочитаем опорные слова.
Бобовое зёрнышко.
Петушок. Курочка.
Хозяюшка, маслице.
Коровушка, молочко.
Хозяин, трава.
Кузнец, коса.
Кузнец, хозяин, коровушка, хозяюшка.
Курочка. Петушок. Бобовое зёрнышко.
2).Используя рисунки учебника и опорные слова, попробуем пересказать сказку.
(Пересказы учеников.)
10. Итог урока.
Учитель. Вот и подошёл к концу наш урок.
С какой сказкой вы познакомились на уроке?
Почему народ назвал сказку “Петушок и бобовое зёрнышко”?
Счастливый конец у сказки или нет?
Чему учит сказка?
(Не торопиться, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)
Учитель. Молодцы.
11. Домашнее задание. Подготовить пересказ.
Учитель. Урок окончен. Всем спасибо за работу.