Форма урока: Урок-семинар с использованием практико-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Один урок рассчитан на 2 академических часа: I часть – выступления учащихся по темам, II часть – (практическая часть) работа с познавательными задачами.
ТСО на уроке:
- видео проектор с видео слайдами по выступлениям учащихся.
- настенная карта “Вторая мировая война 1939-1945 гг.”
- раздаточный дидактический материал по историческим источникам; по сборникам материалов по отечественной истории под редакцией М.Е. Геавацкого.
- атласы по истории и задачи.
Цели урока: на основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений учащихся; расширенная их социального опыта; развитие способностей учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей; определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны. Развивать критическое мышление и разбор дополнительной информации, уметь их всесторонне анализировать и комментировать, подвести к самостоятельной творческой работе;
Основные понятия и термины: тройственный пакет, “Блицкриг”, мобилизация, партизанское движение, фронт, тыл, стратегия, тактика, театр военных действий, эвакуация, антигитлеровская коалиция, коренной перелом, “Второй фронт”, капитуляция.
План урока
I часть
- Введение слово учителя
- Выступления учащихся
- Предыстория Великой Отечественной войны (Внешняя политика СССР в предвоенные годы)
- Трагическое начало, готовность Красной Армии к нападению агрессора;
- Планы вермахта по завоеванию территории СССР.
- Военная Советская стратегия и полководческое искусство в годы Великой Отечественной Войны, трудовой фронт
- Вклад народов Якутии в дело победы 1945–1945 гг.
- Партизанское движение и органы госбезопасности в годы войны
- Всемирно-историческое значение победы СССР и стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
II часть урока
- Работа по учебно-познавательным заданиям по
теме:
- “Вторая мировая война 1939 – 1945 г.г.”
- индивидуальная и групповая работа;
- Заключения урока
I. Вводная слово учителя.
Великая Отечественная война стала самой трагической страницей российской истории ХХ в., она вошла в почти каждый дом. Проходят десятилетия, но война остается важнейшей частью исторической памяти народа.
Война показала готовность людей защищать свое Отечество даже ценной собственной жизни, о чем свидетельствует массовый героизм на фронте и на тылу.
Цена победы была очень тяжелой. Были у нее и моральные аспекты (лозунг “мы за ценой не постоим”) у народа не было выбора, во имя победы и будущего России были принесены огромные жертвы.
Для молодежи XXI века эта война уже стала историей. Но история должна учить ВАС жить в современном мире и строить свое будущее.
Для молодых россиян и для молодежи всего мира должно стать желание никогда не допустить повторения подобной мировой катастрофы. Приоритетными для будущих дипломатов и политиков, всех граждан станы должны стать мирные политические решения во всех сложностях и конфликтах мировой политики. Толерантность, демократические принципы, уважение к истории, бесценность человеческой жизни – вот то, что следует осознать молодым россиянам.
Лишь любовь к Родине, служение Родине позволило выстоять всей стране в те суровые годы войны. Пренебрежительное отношение к своей стране больно ударит по тем, кто плохо относится к истории своей страны. Это несомненно, один из важнейших уроков страшной войны.
Память не должна быть формальной, а горздее действеннее и понятнее, когда изучаешь историю конкретной семьи, своих земляков, сородичей. Сегодня на уроке-семинаре, разбирая вопросы второй мировой войны, остановимся на теме: “вклад народов Якутии в дело победы”, во второй части урока проанализируем исторические источники, эпистолярный жанр – письма якутян к своим родным.
Ответы учащихся по документальным источникам, подготовленные самостоятельно (по материалам журнала “Преподавание истории и обществознания в школе”. № 2, 3, 2006 г.) А.Г. Колосков д.п. наук, институт Содержания и методов обучения РАО “Познавательные задания к теме “Великая Отечественная войн 1941- 1945 гг.”
Индивидуальная работа учащихся.
- Тарасова Варя
- Егорова Галя
- Персикова Даша
- Исакова Наташа
- Хурасева Анжелика
- Астраханцев Женя
- Сидоров Виталий
- Тихонова Лена
- Дормидонтов Сема
- Маркова Аня
- Николаева Вероника
Васильев Федор Иннокентьевич - житель с. Кэнтик Верхневилюйского района, погиб 24 февраля 1942 г. в деревне Новая Полавского района, Ленинградской области;
Гуляев Иван Михайлович (фото). Родился в 1921 г. наслеге Толой Чурапчинского район. Призван в армию 16 марта 1942 г. служил в 104 гвардейской дивизии, 328 гвардейской стрелковом полку. Старший сержант гвардии. Погиб 21 марта 1945 г., похоронен в селе Белика в Венгрии.
Канзафаров Борис Михайлович. Родился в 1922 г. в г. Уфе, башкир, образование 10 классов. Призван в июне 1942 г. Алданским РВК. Погиб в марте 1943 г., место захоронения не установлено.
Ксенофонтов Василий Васильевич (фото). Родился в 1906 г. в с. Малыкай Нюрбинского района. Участник гражданской войны. Окончил Московский Всесоюзный коммунистический университет им. Сталина. Работал секретарем Нюрбинского РК ВЛКСМ, управляющим делами СНК ЯАССР, ответственным секретарем комиссии исполнения при отдела “Якутзолотопродснаб”. До войны был студентом 1 Московского ордена Ленина мед. Института. Призван 15.07.1941 г. Московским ГВК. Служил военком АБТ ПРБ – 2, капитан, командир, танковой роты 138 отдельного танкового батальона. Награжден орденом Красного Знамени. Погиб 23.11.1944 г., захоронен в д. Владски под г. Клайпеда, Литва.
Посельский Дмитрий Теретьевич (фото). Родился 12 октября 1913 г. в Нижней Амге Таттинского района, имеет образование 6 классов. С 1934 г. работал статистом в Управлении образования. Перед войной работал и жил в Олекминском районе в с. Ток, был судьей, нотариусом, судоисполнителем. Призван в армию 18 августа 1942 г., служил в краснознаменной 13 отдельной минометной бригаде на 2 Прибалтийском фронте. Награжден медалям “за отвагу”, “за победу над Германией”, вернулся с фронта 27 ноября 1945 г. Работал в Таттинском районе в колхозе “Комсомол”, председателем колхоза “Серев”, “Победа”. Умер 21 октября 1974 г.
При работе с письмами солдат учащимся предложен алгоритм работы с документальными источниками:
- О.Н. Журавлева к.п.н. Санкт-Петрбурская академия постдипломного педагогического образования “Практические занятия по истории в старших классах” // Преподавания истории и обществознания в школе №9, 2003. с.47.
- Е.В. Хралшова, Т.И. Ильина “Работа с источниками на уроках истории // Период истории и обществознания в школе №1, 2003. с. 71.
Заключение урока.
Великая Отечественная война 1941–1945 г.г. – единственное крупнейшее событие истории России ХХ в., воспринимаемое гражданами, независимо от их политических пристрастий и социального статуса, как особое явление в истории страны, дает общий положительный вектор отношения к победе Советского Союза.
Для молодежи очень необходимы такие уроки истории, которые будут помогать в жизни:
- войны лучше предотвращать или, при невозможности это сделать, включаться в них в максимально выигрышных для своей страны условиях, чем их выигрывать с колоссальными жертвами;
- только сплочение народа может дать победу. Такое сплочение оказалось возможным в условиях жизни многонационального поликонфессионального государства, со своими “плюсами” и “минусами”.
Командно-административная система, столь неуклонная в мирное время, позволила в экстремальных условиях дать высокий результат в единый военный лагерь;
Вторая мировая война с ее влиянием на последующее развитие человечества оказалась ключевым событием в истории ХХ в.
Войну надо изучать многократно: через аспекты военно-стратегического, организационно-хозяйственные, внешнеполитические и морально-психологические;
хотите понять историю войны – изучайте историю своей семьи, краеведческий материал;
о цене Победы надо говорить. Будущие маршалы-ученики должны знать, что цена победы не только жертвы человеческие и разрушения городов и сел, но и моральные факторы (как живут победители и побежденные);
поколение победителей достойно уважения и преклонения. Поэтому не должно быть место для высокомерия и неуважения к ним, от тех кто молод и благодаря им получил возможность реализовать себя как личность.
Использованная литература
- Кондаков А.М. “Память о войне не должна быть формальной”//Преподаватель истории и обществознания в классе №5, 2005г. с. 18.
- Зуев М.Н. “Бессмертие подвига”// Преподаватель истории и обществознания в классе №5, 2005г. с. 3.
- Харламова Е.В., Ильина Т.И. Работа с источниками на уроках истории// Преподаватель истории и обществознания в классе №1, 2003г. с. 71.
- Журавлева О.Н. Практические занятия по истории в старших классах// Преподаватель истории и обществознания в классе №9, 2003г. с. 47.
- Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах// Преподаватель истории и обществознания в классе №3, 2005г. с. 44.
- Колосков А.Г. Познавательные задания к теме “Великая отечественная война 1941-1945гг.”// Преподаватель истории и обществознания в классе №2-3, 2006г. с. 21, 38.
- “Письма огненных лет”//Сборник составлен М.М. Степановой, Н.С. Степановой. г. Якутск. Издательство “Бичик”, 2000г. История России и ее ближайших соседей.
- Энциклопедия для детей “Аванта +”, том 5, часть III, ХХ век. Аванта +, 2004г.
- Нейя Грант. Конфликты ХХ века, иллюстрированная история: альбом//перевод с английского. Физкультура и спорт, 1995г.
- Якутяне в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.)// сост. Леонид Владимиров, М.Габышев, Д.Кустуров. Якутск, 1995г.