Разработка открытого урока "Развитие творческих способностей учащихся через художественную вышивку"

Разделы: Технология


Цель: Развитие творческих способностей учащихся и возрождение народных ремесел.

Задачи:

  1. Подвести итог полученных З У Н по теме “художественная вышивка” , закончить работы.
  2. Провести итоговый урок в форме “посиделок”.
  3. Познакомить детей с коллекцией вышивок старшего поколения, с жизнью и бытом древней Руси.

Оборудование и материалы:

  • Помещение оформляется в виде русской избы (печка, сундук, прялка, рушники, старинная глиняная посуда, ухваты и т.д.)
  • Коллекция вышивок (ковер, рушники, скатерти, рубахи вышитые, подзоры, вышитые наволочки, картины и т.д.)
  • Коллекция детских работ. Выставка литературы и рисунков, узоров по вышивке.
  • Кухонная утварь: матрешки, деревянные ложки, самовары, чашки, горшочки расписные, деревянная посуда с росписью, (хохлома, гжель и др.), жостовские подносы, сервизы, бубенцы, расписные доски и т.д.
  • Русские народные костюмы у всех участников “посиделок”.
  • Рецепты русской национальной кухни.

Ход урока (звучит русская народная мелодия)

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие! Всех привечаем, душевно встречаем!

Хозяин: Как вы устроились, гости дорогие, удобно ли? Всем ли видно? Всем ли спышно, всем ли места хватило?

Хозяйка: Ну, если темновато, то в тесноте - не в обиде!

Хозяин:

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, шили, пели
И водили хоровод.

Хозяйка:

А играли как в горелки?
Ах, горелки - хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!

Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир,
Нынче все мы “по сусекам”
Личных дач или квартир.

Хозяин:

Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

Учитель: Как вы догадались, гости дорогие, вас приветствовали: хозяйка посиделок - Анна! Хозяин посиделок - Евгений! Приветствуем!

Они ведущие на посиделках. Кроме того, с нами сегодня будут вокальная группа “Сударушка”, танцевальная группа “Березка” и руководитель художественной самодеятельности.

Сегодня мы устраиваем посиделки. Вон сколько гостей собралось. А что же такое посиделки?

Давным-давно, в старину, по окончании осенних работ, когда вечера становились длинными и темными, люди собирались в какую-нибудь избу на посиделки, чтоб себя показать, да на людей посмотреть. В праздничные дни на посиделках отдыхали, все приходили нарядные, звучали песни, шутки, прибаутки, загадки, пословицы, играли в игры, устраивали пляски. В будние дни на посиделках женщинами и девушками выполнялось очень много работы. Девушки приходили на посиделки рукодельничать. Они пряли, вязали, вышивали при свечах или лучине. В те далекие времена нити и ткани делались вручную: обрабатывали лен, коноплю, затем из волокон льна пряли нити, а из нитей ткали холст, после дальнейшей обработки из холста изготавливали одежду и все предметы быта: скатерти, дорожки, ковры, постельное белье, рушники и т.д.

Одежду и предметы быта украшали, главным образом, вышивкой. Мы изучили основные виды вышивальных швов и сейчас, на заключительном уроке по художественной вышивке, наши юные вышивальщицы вам поведают вкратце об истории вышивки, основных вышивальных швах и технике их исполнения, а также о собранной нами уникальной коллекции вышивок.

Что же называют вышивкой? Вышивка - украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сложенным изображением, выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Вышивание - очень древнее искусство, поэтому я позволю себе небольшой экскурс в историю. Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. А материалом для вышивки служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос животных, а также жемчуг, драгоценные камни, бусы, бисер, блестки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел, вышивание стало для многих мастериц профессией.

Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения (вологодское шитье, горьковские шторы, полтавские узоры и т.д.).

В XIX-XX веках вышивка широко применялась для украшения народного
костюма во всех участках нашей страны. Для русской, украинской вышивок
характерны мотивы геометрического и растительного орнамента,
расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды.

В красочных орнаментах, украшавших полотенца, подзоры, панно, скатерти, вышивались изображения фантастических растений, птиц, зверей.

Можно долго рассказывать об особенностях вышивок различных народов, проживающих в нашей стране. Истоки традиций народов неисчерпаемы.

В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные вышивальщицы заимствуют из сокровищницы народного наследия чудесные узоры. Используют, как старинные, так и новые декоративные - более легкие в исполнении - швы, создавая новые образцы народного творчества.

Нас не могут оставить равнодушными эти прекрасные работы (коллекция) более старшего поколения, где мы видим самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету, фактуре, рукотворное изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник.

Основные 8 швов представляют собой основы вышивания. Это швы: “иголку вперед”, “иголку назад”, стебельчатый, тамбурный, петельный, узелки, рококо, гладь, крест.

Шов “иголку вперед” выполняют справа - налево. Длина стежков от 2 до 10 мм. Стежки должны быть одинаковы по длине, промежутки тоже, для этого и отсчитывают одинаковое количество нитей в стежке. Этот шов относится к счетным. Шов прост, но декоративные возможности его велики.

Шов “иголку назад” или “строчка” напоминает машинную строчку. При вышивании игла движется справа - налево. Набирают на иглу три нити ткани, при этом иглу вкалывают справа, в край первого стежка и выводят иглу из ткани через 6 нитей, а затем возвращаются назад и т.д. Этот шов относится к счетным.

Стебельчатым швом вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов или контур растительного орнамента. Этот шов - свободный, выполняется слева - направо. Иглу вкалывают на 3-4 нити, то есть стежок вправо от предыдущего стежка и выводят в конце предыдущего стежка в верхний его угол, то есть на 1 -2 нити выше предыдущего стежка. Нить находится снизу и так повторяется до конца.

Цепочка или тамбурный шов состоит из петелек, образующих на ткани цепочку. Тамбурный шов выполняется справа - налево или снизу вверх. После закрепления нити иглу вкалывают в ткань и выкалывают через 3-4 нити влево, потом иглу вкалывают в середину первого стежка и выкалывают слева через 2-3 нити от конца этого стежка. Не вытягивая иглу из ткани, заводят рабочую нить под конец иглы, образуя с внешней стороны иглы, петельку, иглу протягивают, таким образом, образуется и следующая. Каждая новая петля начинается с середины предыдущей петли. Не следует сильно затягивать, петли свободно ложатся на ткань.

Петельный шов - это ряд вертикальных петлеобразных стежков, проложенных слева - направо. Укладывают стежки по-разному: плотно или с промежутками; по одному или группами; с наклоном или под прямым углом к контурной линии узора. Этим швом можно вышивать без пялец. Закрепить нить, вывести ее на лицевую сторону. Иглу вкалывают сверху вниз, рабочая нить снизу ложится полукругом, снаружи - от верха иглы. Следующий стежок: иглу вкалывают, отступив несколько нитей вправо, сверху вниз, нить внизу и протягивают иглу и т.д.

“Узелки” чаще всего используют, вышивая цветочные тычинки, сердцевины цветков. Закрепляют нить, выводят на лицевую сторону, под нить заводят иглу и, вращая иглой справа налево, накручивают на иглу 2-3 витка, продолжая натягивать нить, прокалывают иглой ткань рядом с первым проколом и протаскивают нить наизнанку, придерживая узелок.

“Рококо” или шов “навивка”, “витой”. Закрепляют нить, выводят иглу на лицевую сторону, прокалывают ткань и выводят иглу из ткани (делают набор ткани на иглу), не протягивая иглу, навивают на иглу 8-10 витков движением против часовой стрелки, зажимают витки левой рукой, а правой протаскивают через них иглу. Туго натягивая нить, вводят иглу в край стежка, таким образом, закрепляют его. Следующую “спираль” укладывают по рисунку.

Гладь - вышивка прямыми и косыми стежками, плотно уложенными один к другому. Существует много разновидностей глади.

Двусторонняя гладь - иглу вкалывают и выводят справа налево точно по линии контура узора. При вышивании круглых узоров чередуют длинный и короткий стежок.

Художественная гладь - его выполняют растительные узоры. Такая гладь требует разнообразных цветов для выражения оттенков, дает возможность вышить цветок 2-3 тонами одного цвета, чтоб не было резкого перехода, делают стежки разной длины. Делят листок на 2-3 части, и каждый цвет как бы вливают в другой. Гладь настилают.

Контурная гладь наиболее проста в выполнении. Стежки укладываются по контуру, при этом сочетаются длинные и короткие стежки.

Теневая (художественная) гладь. Узор обшивают по контуру швом “вперед иголку” и, начиная от краев, вышивают стежками разной длины, меняя нитки в каждом ряду. Если узор крупный, то заранее намечают границы рядов. Незаметное “вливание” одного цвета в другой происходит, если стежки последующего ряда заполняют просветы между стежками предыдущего и имеют такое же направление. Разнообразие узоров достигается сочетанием нескольких видов швов в одном узоре. В коллекции есть композиция, выполненная разными швами: художественной гладью, швом “вперед иголка” (обводка), стебельчатым (стебельки цветов, прожилки листиков, контуры лепестков), узелки (сердцевины цветков). Такое же сочетание различных швов на наволочках, уголках. Хорошо освежает одежду вышивание гладью в сочетании с жемчугом, бусами, стеклярусом и другими отделочными материалами.

Крестик. Приемы вышивки просты. Это два косых стежка, пересекающихся посередине. Вышивают крестиком по счету нитей на ткани полотняного переплетения, но лучше вышивать на канве. Существует немало разновидностей креста, один из них - крест односторонний. В этом случае крестики образуются только с лицевой стороны ткани, а на изнанке получаются сдвоенные стежки. В зависимости от того, как вышивают крестики - по горизонтали или по вертикали - определяют технику их выполнения. Если ряд крестиков горизонтальный, то работу начинают слева направо, прокалывая иглой ткань сверху вниз, а затем, возвращаясь, прокладывают стежки справа налево, они перекрещиваются посередине. Вертикальный столбик вышивают снизу вверх: сначала прокладывают стежки с наклоном вправо, а на обратном пути - в обратную сторону. Нередко искусные мастерицы иглой и цветными нитями “перерисовывают” полотна знаменитых художников, удивляя точной копией картины, написанной кистью.

В нашей коллекции есть картина “перерисованная” вышивальщицей с картины Шишкина “Утро в лесу”. Кроме того, есть картины, изображающие танцующую пару, цветы в вазе, картина-ковер, изображающая девушку и парня в лодке, плывущей по реке, различные сюжеты на панно и других вышивках.

Учитель: Ну вот, наши юные вышивальщицы рассказали вам вкратце о вышивке, о коллекции, в которой собраны поистине образцы народного творчества. Пусть это мастерство будет как бы горизонтом для подрастающего поколения. А пока... пока мы учимся вышивать, можно сказать, что изучили лишь азбуку вышивальной грамоты. Это основные 8 вышивальных швов и технику их исполнения, приобрели в этом навыки. Сегодня, на заключительном уроке, вы должны будете самостоятельно подобрать вышивальные швы, нити, по цвету подходящие к вашему рисунку. Вы можете рисунок выполнять как одним вышивальным швом, так и несколькими, то есть, как подскажет вам ваше творческое воображение.

Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности при работе с ручной иглой, ножницами.

Напоминаю: работать вы должны аккуратно, точно и быстро. Если нет вопросов, то приступайте к работе. Уважаемые гости, может, кто хочет приобщиться к искусству вышивания? (Желающим раздают необходимые инструменты и материалы. Все работают.)

Хозяйка: Ну вот, пришло время у нас на посиделках и песне звучать (звучит песня “Пряха” в исполнении группы “Сударушка”). Хозяйка: Ну а теперь...

Небылицы в лицах сидят в теремках-светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.

Федул, что губы надул?

Хозяин: Кафтан прожег. Можно ли зашить?

Хозяйка: А велика ли дыра?

Хозяин: Один ворот остался.

Хозяйка: Фома, что из леса не идешь?

Хозяин: Да, медведя поймал.

Хозяйка: Так веди сюда!

Хозяин: Да он не идет.

Хозяйка: Так сам иди!

Хозяин: Да он меня не пускает!

Хозяйка: Сынок, сходи на речку за водицей?

Хозяин: Живот болит.

Хозяйка: Сынок, иди кашу есть?

Хозяин: А где моя большая ложка?

Хозяин: А что наши девчата делают?

Хозяйка: Шьют, да поют.

Хозяин: А матушки?

Хозяйка: Порют, да плачут.

Хозяйка: Фома, у тебя в избе тепло?

Хозяин: Тепло! На печи в шубе и в валенках согреться можно.

Хозяин: Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Хозяйка: Летом - ягодку берем, зимой - кудельку прядем.

Хозяйка: Лодырь да бездельник - им праздник в понедельник.

Хозяин: Нынче гуляшки - завтра гуляшки - находишься без рубашки.

Хозяин: Акуля, что шьешь не оттуля?

Хозяйка: А я, батюшка, еще и пороть буду.

Хозяин: Кто хочет посостязаться в красноречии? Нужно три раза безошибочно повторить скороговорку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (победитель состязания получает приз -связку баранок).

Мама мыла Милу мылом (победитель состязания получает приз - мыло, обработанное сверху декоративной розой).

Хозяйка: в состязании скороговорок вы неплохо потрудились. Молодцы! Но что-то наши гости заскучали.

А теперь бы в самый раз

Нам, друзья, пуститься в пляс! (Танцевальная группа “Березка” исполняет русский лирический танец.)

Хозяин: Ах, какие разудалые гости у нас на посиделках, как танцуют!

Хозяйка: А пока наши рукодельницы работают, наших гостей пора и чаем угощать!

Хозяин: Пожалуйте! Кушайте, питайтесь, в тоску не ударяйтесь!

(Тихо звучит народная мелодия. Хозяин и хозяйка приглашают и угощают гостей чаем. Пауза 5-6 минут).

Хозяйка: Понравился ли вам чай, гости дорогие? А кто скажет, какими травами я чай заварила?

(После правильного ответа вручается вышитый мешочек с душистыми травами: ромашка, мята, лист малины, чабрец).

Звучит народная мелодия.

Хозяин: Эй, удальцы-богатыри! Смельчаки! Добры молодцы! Выходи на круг, силой меряться. (Выходят два человека, садятся за стол, ставят правую руку на стол, затем, по команде, сцепляют кисти рук, и кто чью руку разогнет, тот выигрывает турнир. Проводится несколько турниров. Победитель награждается призом.)

Хозяйка: Настоящие молодцы у нас в гостях! Порадовали вы нас силой, да удалью богатырской! А наша вокальная группа порадует нас очередной песней “Утушка луговая”.

Хозяйка: Предлагаю поиграть в русскую народную игру “Веночек” (тихо звучит музыка, объясняются правила игры. Приглашаются 10 человек. Двое берутся за руки, образуя “воротца”, держат в руках веночек. Участники друг за другом проходят через “воротца” под музыку, ведущая считает: 1, 2, 3, 4 и т.д. Когда счет прерывается, веночек опускают на голову игроку, который в это время находился в “воротцах”. Этот игрок должен “откупиться” номером художественной самодеятельности и т.д. Затем, через некоторое время, участники меняются).

Хозяйка: Что же, гости дорогие, по душе ли вам пришлась эта игра? Рада за вас!

Звучит тихо народная мелодия. Хозяин: А теперь на круг выйдет самый смелый добрый молодец! Смелее выходи! (Выходит парень.) Ой, вы девицы-красавицы, кто из вас самая смелая? Выходи на круг! Вот тебе, милая, колокольчик. Ты ходи, ходи вокруг молодца, похаживай, да тихонечко в колокольчик позванивай!

Хозяйка: А тебе, добрый молодец, уж не обессудь, я завяжу очи ясные. А должен ты поймать девицу. Как поймаешь - жди подарочек, не поймаешь -пеняй на себя: быть подарочку у девицы. Расступись, честной народ! А ты, красна девица, начинай игру! (Завязывают глаза парню, игра начинается. По окончании вручается приз победителю.)

Хозяин: Ох, ловкие у нас гости на посиделках! Как развеселились! В подарок для всех звучит русская народная песня “Кадриль” в исполнении вокальной группы “Сударушка”.

Учитель: Пока мы весело проводили время, наши рукодельницы закончили свою работу. Ну-ка, красавицы, покажите свое рукоделие (звучит народная мелодия, участники проходят по кругу и всем показывают свои работы). Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с поставленной задачей, ваши работы все хорошие. Из вас получатся настоящие рукодельницы и хозяйки!

Хозяйка: Я хотела бы нашим гостям загадать загадки:

Чего из избы не вытащишь? (печь).

Что на сковороду наливают и пополам сгибают? (блин).

Что со двора не утащишь? (яму). Всем, кто отгадал одну из загадок, преподносят приз.

Хозяин: И в заключении наших посиделок всем участникам и гостям вокальная группа дарит русские народные частушки!

Хозяйка: Вот и закончились наши посиделки. Если вам понравилось у нас -милости просим в следующий раз.

Хозяин: Вижу, что понравилось вам у нас! Гость доволен - хозяин рад! Для вас, гости дорогие, наши двери всегда открыты!

Хозяйка: Добра вам! Удачи!

Приложение

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРА ТУРА

  1. Л.М.Сорокина “Учись вышивать”.
  2. М.В.Максимова “Вышивка”
  3. А.А.Кузьмина “Художественная вышивка”
  4. Е.Ю.Сашина “Азбука домоводства”
  5. А.Н.Островский “Снегурочка”
  6. Криволапова “Былины, скороговорки, сказки”
  7. В.И.Гордеева “Русская одежда в рисунках”
  8. Журнал “Клуб художественной самодеятельности” № 12 1989 г.
  9. Методическое пособие “Встреча с русской стариной”, Иркутск, 1980 г.