Цели:
обучающие:
- повторить части рек,
- научить различать водоемы,
- познакомить с разнообразием водоемов родного края, с флорой и фауной водоемов,
- раскрыть значение водоемов в природе и в жизни человека;
развивающие:
- развивать познавательную активность, память, умение самостоятельно получать информацию, работая с дополнительной литературой;
воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю,
- стремление охранять природу.
Оборудование:
- карты открытий,
- таблицы,
- диск «Река Волга»,
- макет «Аквариум»,
- контуры озер,
- иллюстрации цветов, жителей водоемов.
Ход урока
Организация класса.
Здравствуй, школа! Здравствуй, класс!
Мы пришли учиться.
Обещаем, что не будем
Никогда лениться.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Я рада приветствовать всех.
Пусть будет урок познавательным
И каждого ждет лишь успех!
Внимание на доску!
Эти слова очень красиво написал дедушка Никиты. И мне кажется, что в них есть какая-то тайна. Давайте попробуем вместе раскрыть ее. Прочитаем хором эти слова, обращая внимание на знак ударения:
Вазуза | Рейн | Кама |
Ока | Орма | Рыбная |
Днепр | Дон | Ангара |
Обь | Нил | Яуза |
Енисей | Одра | |
Миссисипи | Ганг | |
Ы | Омь |
Что это за названия? Какие из них вам знакомы? Назовите тему нашего урока, она спряталась в этих словах.
Да, тема нашего урока «Водоемы родного края». Что относится к водоемам? Для чего нужно знать эту тему?
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем нужна вода.
На уроке нас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.
Начинаем работать по карте открытий. Найдите и зачеркните лишнее:
Река, гора, океан, озеро, ручей, море, пруд
Обведите кружком, каких водоемов нет в нашей республике. Какой из данных водоемов самый маленький, а какой самый большой? Каким цветом обозначаются они на карте?
Водоемы бывают естественные и искусственные. Приведите примеры.
Мне очень приятно показать нашим гостям аквариум, который вы старательно сделали сообща на уроке технологии.
Как прекрасно учиться в школе, каждый раз узнавать что-то новое, интересное.
Загадка
Летом бежит,
Зимой спит.
Весна настала,
Опять побежала.
А как они образовались?
Много воды после дождя и таяния снега впитывается в землю. Капельки воды опускаются все глубже и глубже до тех пор, пока не встретятся под землей с плотной глиной. Через слой глины вода не может пробраться. Вода будет собираться все больше и больше. Она будет двигаться по слою глины. Где-нибудь, в обрыве крутого оврага вода выйдет на поверхность земли и потечет небольшим ручейком. В него будут вливаться другие ручейки. Он будет все больше и больше. И в результате образуется река.
Какие части реки вы знаете?
Чем питаются реки?
Почему они не переполняются и не заливают сушу?
Какие реки нашей республики вы знаете?
У какой реки была найдена первая стоянка народа мари? (ответ: Юнга)
Назовите реку, где в XVII веке произошло сражение крестьян с царскими войсками. (ответ: Сундырь)
Сколько рек в нашей республике: 116,300,416,589 (ответ: 416)
И вновь вам загадка:
Посреди поля
Лежит зеркало.
Стекло голубое,
Рама зеленая.
Какие озера нашей республики вам известны?
Пользуясь картой открытий № 2, скажите, чем река отличается от озера
Река Озеро
Вода течет
Два берега
Со всех сторон суша
Пресная вода
Река впадает в озеро
Озеро впадает реку
Соедините линией название реки и озера
Озеро Река
Волга
Кичиер
Рутка
Яльчик
Ветлуга
Карась
Илеть
Студенка
А вот как человек использует реки в своей жизни, мы узнаем со страниц учебника З.И. Романовской «Живое слово», с.242
При чтении обратите внимание на вопросы, которые записаны в карте открытий. Прочитайте их.
Почему люди издавна селились по берегам рек?
Как выбирают место для строительства нового города.
Что изображено на иллюстрации?
Вода – это жизнь, красота и здоровье.
Как вы понимаете эти слова?
А сейчас полюбуемся нашей красавицей Волгой и споем о ней песню «Ой, по-над Волгой».
Замечательны реки нашего края, но не менее чудесны и озера. Сколько их? Выберите правильный ответ: 500 689 312 700 (ответ: 689)
А кто знает, как они образовались?
В зависимости от происхождения они бывают пойменные и провальные, или карстовые. Пойма – это низкое место. Пойменных больше, они образовались в долинах рек. Это старые русла рек. Они могут зарастать и превращаться в болота. Они небольшие по размерам. Это озера Щучье, Карась.
К провальным озерам относятся Яльчик, Кичиер, Глухое, Зеленое.
Какое из озер наиболее известно?
Ну, конечно же, Ялчик. Тут спора нет. А докажет это Лейла:
«Во-первых, оно самое большое, глубина в некоторых местах достигает 33 метров. Это лидер по рыбьему разнообразию. Но главное в том, что здесь можно замечательно отдохнуть».
А изумительное по красоте и сказочное озеро Морской глаз. Оно находится в Волжском районе недалеко от Петъял. Кто из вас его видел?
Послушайте рассказ очевидца, Шишкиной Юли:
«Далеко внизу, окруженное вековыми елями, сверкает оно, круглое, словно чаша. Оно необычно не только формой, но более всего цветом воды. Зеленовато-голубая она действительно напоминает собой цвет морской волны. Воздух, пропитанный ароматом, настолько чист, что, кажется, им невозможно надышаться».
На это озеро часто ездят ученики нашей школы, очищают окрестность озера от мусора. Возможно, и вам доведется съездить туда поработать и отдохнуть, полюбоваться этой жемчужиной Марийского края.
Коля Гордеев нарисовал нам очертания наиболее известных озер: Яльчик, Таир, Кичиер, Глухое. Распознайте их.
Водоем – это сообщество, то есть место, где живут взаимосвязано разнообразные живые существа: растения, рыбы, животные, насекомые и т.д.
О них вы узнаете дома, из книг.
Названия растений спрятались в карте открытий. Найдите их и обведите.
Ю |
А |
А |
Н |
П |
Д |
Б |
Й |
К |
У |
В |
Ш |
И |
Н |
К |
А |
Ю |
А |
А |
Р |
Р |
Э |
Е |
Ф |
Ш |
Д |
Й |
Э |
И |
З |
Х |
К |
Б |
А |
Р |
Ш |
Л |
Э |
Л |
Ф |
Г |
Г |
Р |
Е |
Ч |
И |
Х |
А |
Ь |
Е |
О |
Ж |
Ж |
Ж |
О |
А |
Р |
Б |
Ц |
Э |
Ш |
З |
Ъ |
У |
Т |
Е |
Р |
Ж |
Щ |
Ц |
К |
П |
Г |
Б |
Ы |
Д |
Ш |
Ж |
Э |
У |
О |
Е |
О |
Ж |
Ш |
У |
Р |
П |
Л |
И |
Л |
И |
Я |
Д |
Ж |
В |
Т |
Р |
Л |
З |
Л |
В |
Ы |
М |
О |
З |
К |
Ю |
О |
Е |
Ь |
В |
К |
А |
М |
Ы |
Ш |
В |
Л |
М |
Т |
Р |
Е |
Б |
О |
П |
Р |
В |
Р |
И |
Д |
Ж |
Л |
Ч |
Ь |
Ч |
Л |
О |
Н |
Л |
Т |
Э |
Э |
Б |
Т |
Р |
Р |
Ъ |
Б |
Ч |
Н |
У |
Ш |
Г |
Г |
Д |
Р |
А |
Ь |
У |
Т |
И |
Д |
Ю |
Ю |
Ч |
И |
В |
Ш |
О |
Г |
Б |
Т |
А |
Ь |
К |
Т |
С |
Д |
Ю |
Ж |
Ы |
К |
С |
Ж |
З |
Ш |
Ю |
О |
М |
Ю |
К |
Рассматривание картины.
Сообщение учащихся о растениях по книге Анатолия Онегова «На берегу озера».
Все водные растения нуждаются в охране, поэтому рвать их нельзя. Тем более, что вынутые из воды, они быстро гибнут.
А теперь поговорим о животных. Животные водоемов обитают на всех уровнях. Как вы понимаете? Что значит на всех уровнях?
Рассказы учащихся:
«На дне чистых водоемов обитают раки. Кормятся они остатками мертвых животных, служат санитарами. Если раков уничтожить в больших количествах, то и больной рыбы станет больше»
«По поверхности воды бегают водомерки. Многие принимают их за пауков, но это совсем не пауки. Водомерки – водяные клопы. Прозвали их водомерками потому, что они, скользя по воде, словно измеряют ее поверхность своими длинными ногами. Водомерка бежит только на четырех ногах – средних и задних. А передние ноги у нее короткие, у них работа другая. Упала на воду мушка, водомерка хватает ее передними ногами, вонзает свой хоботок и начинает высасывать ее. Осенью она убегает от воды. На берегу прячется под камышами и спит до весны».
«Кружатся на воде жучки-вертячки. Они отливают сталью, блестят на солнце. У всех жуков два глаза, а у вертячки будто 4. Каждый глаз у нее разделен на две половины: верхнюю и нижнюю. Верхняя половина смотрит над водой, нижняя – под водой. Он видит везде. К нему трудно
подобраться. Вертячка – хищник. Хороводы на воде не развлечения, а охота.»
«Стрекозы очень древние насекомые. 300 млн. лет назад на земле не было ни ос, ни пчел, ни бабочек. Не было птиц и зверей, не было цветов. А вот стрекозы уже летали. Многие из них были громадными, достигали в размахе крыльев почти метра.»
Действительно, трудно представить насколько стрекозы старше человечества. Но с ними происходит то же, что и с подавляющим большинством животных. Под натиском человека стрекоз становится все меньше. Ведь личинки стрекоз могут жить только в чистой воде.
И вы, ребята, многое можете для них сделать. Не ловить стрекоз, а любоваться ими, наблюдать. Может быть, кто-нибудь из вас увидит то, чего не знают ученые.
Если люди не будут бережно относиться к рекам и озерам, то вполне может произойти вот такая ситуация:
«На берегу обмелевшей реки сидят 3 рыбака. Задергался поплавок у одного рыбака, дернул он удочку и выловил старый башмак. Вот так!
Задергался поплавок у второго рыбака. Выловил он коробку из под сока. Вот это да!
Тут и у третьего клевать стало – выловил он маленькую рыбку, решил отпустить ее. Но тут рыбка взмолилась человеческим голосом: «Не отпускай меня в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой! Моченьки больше нет жить в речке!»
Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – ее родной дом.
Что вы можете предложить по охране водоемов.
Если мы все будем бережно относиться к водоемам, то не придется говорить «Где же ты, журавушка?»
Исполнение песни.
Только от нас, от наших действий зависит то, каким увидят эти прекрасные реки и озера последующие поколения.
Тема эта неисчерпаема, разговор не заканчивается. Об этом мы будем говорить и дальше.
Какие открытия для себя вы сделали сегодня. Что удивило вас?.
Игра «Да. Нет»
- Верно ли утверждение, что наш край – это край озер и рек?
- В нашей республике есть реки, которые не замерзают?
- У озера два берега?
- Озеро впадает в реку?
- Волга – судоходная река?
Итог урока.