Строчная буква щ

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. - Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?

Дети. – К нам на урок заглянул герой русской народной сказки Емеля.

Учитель. – Однажды с ним случилась такая история. Пошёл Емеля на речку воды набрать. Наполнил вёдра. Глядит – в одном из них полно рыбёшки. Давайте нарисуем её в тетрадях.

2. Рисование узора по точкам.

Учитель.- Покажите, как нужно правильно положить тетрадь.

Посмотрите на доскУчитель. Я покажу, как нужно обводить.

3. Знакомство с новой буквой, со способом её написания.

Учитель.- В другое ведро попала буква (демонстрация буквы щ)

«Как тебя зовут?» - спросил Емеля. Что же ему ответила буква?

«Какая трудная буква!- сказал Емеля.- Не пойму, как тебя пишут».

- Давайте посмотрим, из каких элементов состоит буква щ. Сколько их?

- Хотел Емеля бросить букву, но она крепко накрепко уцепилась за него. Емелюшка горько заплакал.

«Я отпущу тебя, если ребята выполнят все задания», - сказала буква.

- Ребята! Поможем Емеле?

Первое испытание. Научиться красиво и правильно писать букву щ.

- Посмотрите, как пишется эта буква (показ написания с комментированием).

Учащиеся работают в прописях.

Учитель .- Подчеркните правильно написанную буквУчитель.

Физминутка.

Второе испытание.

4. Письмо слияний и слов с буквой.

Учитель.- С буквой щ мы познакомились на уроке обучения грамоте. Что вы запомнили про неё?

Дети. - Буква щ обозначает звук [щ]. Он глухой, всегда мягкий.

Учитель. - В какой части слова можно встреть эту букву? Приведите примеры.

Дети. - В начале слова. ЩИ

Учитель. - Чем интересно это слово?

Дети. - Это слово – слияние.

Учитель. - Запишем это слово. Какое значение этого слова?

- В какой части слова ещё встречается буква щ?

Дети. - На конце слова. ЛЕЩ.

Учитель. - Записать это слово 2 раза. Сколько предметов означает слово лещ?

Дети. - Один.

Учитель. - Измените, слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Учитель. - Куда спряталась буква?

Дети. - В середину слова.

Учитель. - Запишите слово, комментируя.

5. Работа со схемой. Знакомство с правилом.

Учитель. - Поднимите руку те ребята, кто знаком со сказкой «По щучьему велению».

- Какую рыбу поймал Емеля в проруби?

Дети. - ЩукУчитель.

Учитель. - Давайте, выполним звукобуквенный разбор этого слова.

- Что интересного вы заметили?

Дети. - Пишется У, а слышится Ю.

Учитель. - Сочетание ЩУ всегда пишется с буквой Учитель.

- Запишите это слияние в тетрадях.

Физминутка. «Рыбки».

6. Работа над предложением.

Учитель. – Что вы знаете о щуке?

- Составьте предложение со словом щука.

Работа над предложением.

а) Прочитайте предложение (записанное на доске)

- Сколько слов? Подберите схему, которая соответствует предложению.

- Назовите первое слово. Сколько слогов? Какой ударный слог? Назовите «опасные» места.

Аналогичная работа с другими словами.

б) Запись предложения по памяти.
в) Проверка написанного по образцУчитель.

Учитель. - С какой целью ловят щуку?

Дети. - Чтобы сварить уху, испечь пироги.

Учитель. - Составьте предложение.

г) Комментированное письмо.
д) Самопроверка.

7. Итог.

Что нового вы узнали на уроке?