Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. - Посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети. – К нам на урок заглянул герой русской народной сказки Емеля.
Учитель. – Однажды с ним случилась такая история. Пошёл Емеля на речку воды набрать. Наполнил вёдра. Глядит – в одном из них полно рыбёшки. Давайте нарисуем её в тетрадях.
2. Рисование узора по точкам.
Учитель.- Покажите, как нужно правильно положить тетрадь.
Посмотрите на доскУчитель. Я покажу, как нужно обводить.
3. Знакомство с новой буквой, со способом её написания.
Учитель.- В другое ведро попала буква (демонстрация буквы щ)
«Как тебя зовут?» - спросил Емеля. Что же ему ответила буква?
«Какая трудная буква!- сказал Емеля.- Не пойму, как тебя пишут».
- Давайте посмотрим, из каких элементов состоит буква щ. Сколько их?
- Хотел Емеля бросить букву, но она крепко накрепко уцепилась за него. Емелюшка горько заплакал.
«Я отпущу тебя, если ребята выполнят все задания», - сказала буква.
- Ребята! Поможем Емеле?
Первое испытание. Научиться красиво и правильно писать букву щ.
- Посмотрите, как пишется эта буква (показ написания с комментированием).
Учащиеся работают в прописях.
Учитель .- Подчеркните правильно написанную буквУчитель.
Физминутка.
Второе испытание.
4. Письмо слияний и слов с буквой.
Учитель.- С буквой щ мы познакомились на уроке обучения грамоте. Что вы запомнили про неё?
Дети. - Буква щ обозначает звук [щ]. Он глухой, всегда мягкий.
Учитель. - В какой части слова можно встреть эту букву? Приведите примеры.
Дети. - В начале слова. ЩИ
Учитель. - Чем интересно это слово?
Дети. - Это слово – слияние.
Учитель. - Запишем это слово. Какое значение этого слова?
- В какой части слова ещё встречается буква щ?
Дети. - На конце слова. ЛЕЩ.
Учитель. - Записать это слово 2 раза. Сколько предметов означает слово лещ?
Дети. - Один.
Учитель. - Измените, слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Учитель. - Куда спряталась буква?
Дети. - В середину слова.
Учитель. - Запишите слово, комментируя.
5. Работа со схемой. Знакомство с правилом.
Учитель. - Поднимите руку те ребята, кто знаком со сказкой «По щучьему велению».
- Какую рыбу поймал Емеля в проруби?
Дети. - ЩукУчитель.
Учитель. - Давайте, выполним звукобуквенный разбор этого слова.
- Что интересного вы заметили?
Дети. - Пишется У, а слышится Ю.
Учитель. - Сочетание ЩУ всегда пишется с буквой Учитель.
- Запишите это слияние в тетрадях.
Физминутка. «Рыбки».
6. Работа над предложением.
Учитель. – Что вы знаете о щуке?
- Составьте предложение со словом щука.
Работа над предложением.
а) Прочитайте предложение (записанное на доске)
- Сколько слов? Подберите схему, которая соответствует предложению.
- Назовите первое слово. Сколько слогов? Какой ударный слог? Назовите «опасные» места.
Аналогичная работа с другими словами.
б) Запись предложения по памяти.
в) Проверка написанного по образцУчитель.
Учитель. - С какой целью ловят щуку?
Дети. - Чтобы сварить уху, испечь пироги.
Учитель. - Составьте предложение.
г) Комментированное письмо.
д) Самопроверка.
7. Итог.
Что нового вы узнали на уроке?