Цели:
1. Создание условий для наблюдения за звуком [ж] в словах с дальнейшей характеристикой звука;
2. Развитие умения выделять звук, обозначать его буквой, читать и записывать слова с данным звуком;
3. Отработка навыка решения задач на умножение и деление с опорой на схему или рисунок;
4. Cоздание условий для воспитания патриотических чувств, развития чувства прекрасного, умения слышать и слушать окружающих людей.
Форма урока: путешествие по океану Грамотеев.
Оборудование:
карта путешествия, таблица слогов, карточки со словами, счётный и раздаточный материал, мягкие игрушки, фишки для обозначения звуков, скороговорка, учебник «Грамота», тетрадь «Грамота №3», листочки для оценки качества работы на уроке.
Ход урока.
I. Психологический настрой:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем старательно,
Слушать будем внимательно.На уроке мы сидим,
Не шумим, не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если надо, отвечаем.
II. Введение в урок:
Ребята, сегодня урок грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по океану Грамотеев. В этом океане находится множество различных островов, на которых мы будем делать остановки. А путешествовать мы будем на воздушных шарах, которые привяжем к специальной корзине. Итак, собираемся в путь. Предлагаю взять с собой в путешествие наших друзей, которые тоже очень любят путешествовать.(мягкие игрушки)
III. Речевая разминка.
Нужно надуть воздушные шары, на которых мы полетим над океаном. (Упражнение для развития дыхания)
Каждый путешественник, отправляясь в путь, берёт с собой радиоприёмник. Давайте проверим, как работают наши приёмники. (Упражнение на увеличение и уменьшение громкости с отработкой чёткой дикции и скорости)
Жук жужжал в густой осоке, (проговаривают губами)
Вол лежал на солнцепёке. (шёпотом)
Жук жужжал, жужжал. Жужжал,(добавляют звук)
Вол лежал, лежал, лежал. (громко)
Проговаривают скороговорку соседу по парте, затем рассказывают игрушке.
Проговаривание скороговорки с постепенным понижением звука.
Рефлексия.
Чему учились во время речевой разминки.
Учитель подводит итог.
Мы готовили речевой аппарат к работе, учились чётко проговаривать звуки, регулировать громкость звука, развивали память.
(повторяют хором, затем наговаривают на ушко игрушке)
Итак, мы благополучно подготовились к путешествию. Теперь можно отправляться в путь. Закройте глаза, представьте, что мы летим над огромным океаном. Куда ни глянешь, кругом вода. Но что это там виднеется вдали? Кажется, это какой - то остров. Открываем глаза.
IV. Знакомство с новой буквой.
Наш воздушный корабль приземляется в бухте Согласия. А живут в этой бухте согласные со всеми буквы и звуки. Прежде, чем выйдем на берег, давайте вспомним, какой звук повторялся в скороговорке. Как вы думаете, почему? (будем знакомиться с буквой Ж)
Какую работу можно провести со звуком Ж ?
Учитель обобщает ответы детей: найдём звук в слове, дадим его характеристику, научимся обозначать буквой, читать слоги и слова с этим звуком. (дети хором проговаривают, затем нашёптывают игрушке)
1. Кто встречает нас на берегу? (жук, жираф)
Давайте познакомимся с ними поближе, а для этого составим звуковые схемы этих слов. (учитель на доске, все дети у себя на столах, анализируются слова коллективно)
- Выделение первого звука, характеристика его.
- Обозначение звука буквой.
- Нахождение места буквы Ж в кассе букв.
- Подбор слов с буквой Ж. (вывод: звук [ж] не бывает мягким)
- Печатание буквы Ж, слогов жи, же. (знакомство с правилом)
Наше пребывание в бухте заканчивается. Чтобы погрузиться в корзину, необходимо вспомнить, что нового узнали в бухте Согласия.(рефлексия)
ФИЗМИНУТКА:
Вверх, вниз, вверх, вниз, это, мама, не каприз.
Вправо, влево, вправо, влево, посмотри, как королева.
Покивать по сторонам нужно нам, нужно нам.
Головою покрутить, не забыть, не забыть.
И Незнайками побыть, плечи вверх, и опустить.
И плечами повращать, нужно плечики размять
Вперёд, назад, вперёд, назад,
И все дела пойдут на лад.
V. Решение примеров.
Наш воздушный шар подлетает к новому острову. Посмотрите, что это появилось на наших шарах? (примеры). А произошло это потому, что мы подлетели к острову Примерному. Чтобы на нём приземлиться, нужно решить примеры, написанные на шарах.
1+9= 2+8= 3+7= 4+6= 5+5= ит.д.
(игра «Молчанка», ответы показывают на ромашках.)
Что интересного заметили? Из каких чисел можно составить число 10?
Заполним таблицу.
10
9и1
8и2 и т.д.
Мы приземлились на острове Примерном. Чему мы будем на нём учиться?
Работа с учебником с.161. (вычитание числа 4. Прибавление числа 3)
Задания:
Работа в парах; один ученик решает последовательно все примеры на вычитание числа 4, а другой прибавляет число 3. (На абаке) проверяют друг друга.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что помогло решить примеры? Что было трудно? Чему научились?
VI. Составление и решение задач.
Наше пребывание на острове подходит к концу. Чтобы взлететь в воздух , нашим шарам необходим новый заряд энергии. А такой заряд они получат, если вы сможете составить о них задачу. ( шары двух цветов: 4 красных и 6 синих)
Дети составляют различные задачи на сложение и вычитание и коллективно их решают.
Пока мы с вами решали задачи, наш летучий корабль незаметно приблизился к Задачливым рифам. А что такое рифы? (словарная работа)
Живут на этих рифах две девочки - Жанна и Женя. Они тоже очень любят воздушные шары, но никак не могут их разделить. Раз уж мы к ним прилетели, то давайте поможем.
Работа в тетради грамота №3 с. 45.
А) Рассмотреть рисунок, угадать, как зовут каждую девочку, если светлые волосы не у Жанны.
Б) Сравнить рисунки девочек;
В) Составить задачи по рисункам, чтобы они решались умножением, делением.
- У двух девочек по 5 шаров. Сколько всего шаров у девочек?
- 10 шаров раздали двум девочкам. По сколько шаров получит каждая? И т. д.
Г) Запись решения в тетрадях
Д) Работа в парах. Рассмотреть рисунок с помидорами. Придумать задачу на сложение и записать в тетради решение. Проверка по образцу на доске (8+2=10)
Е) РЕФЛЕКСИЯ
Расскажите на ушко своей игрушке, какие арифметические действия вы выполняли, решая задачи. Какой знак показывает действие сложения? Вычитания? Умножения? Деления? (дети показывают знаки)
Что понравилось? Что было трудно?
VІІ. Чтение текста с изученными буквами.
Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы в пути не было скучно, давайте почитаем.
Чтение слов на с.160
Прочитать слово, найти слово, которое в нём спряталось.
Ёжик - ёж, пожар -жар, жаворонок - ворон, и т.д.
Определение количества слогов в словах, постановка ударения.
VІІІ. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам особенно запомнилось? Понравилось? Кому было трудно? Интересно?
А на берегу нас встречает дерево настроения. На нём нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Возьмите листочек того цвета, который подходит вашему настроению, и прикрепите его к дереву. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т.к. вы очень много знаете и умеете.