Цели урока:
- построение собственной мысли о правописании ь и ъ,
- наблюдение за произношением слов с ь и ъ,
- сравнение своего понимания с другим “Я”.
Оборудование урока:
- карточки с буквами,
- рисунок букв,
- наборное полотно,
- карточки с текстами,
- карточки со словами,
- учебник “Русский язык” - 2 класс. Автор А.В. Полякова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
Показываю рисунок.
“Какие буквы спрятались?”
Пишу буквы на доске.
“Распределите их в две группы”
“Что вы знаете о буквах второй группы?”
“Назовите слова с этими буквами”
“Как вы думаете, почему сегодня мы вспомнили эти буквы?”
“Сейчас, ребята, вам предстоит работа в группах”
Каждая группа получает карточку со словами:
подели –
сел –
Сёмка –
полёт –
семя –
Уля –
лёт -
“Используя буквы ь и ъ, образуйте новые слова”
“Обсудите в группе, какие слова появились?”
“Какие вопросы у вас появились?”
Учащиеся одной группы зачитывают слова, другие слушают.
“Согласны ли вы?”
“Какие слова образовали и записали вы?”
“Какие вопросы у вас возникли при выполнении задания?”
Фиксирую на доске.
3. Решение проблемы.
На доске записаны слова: пол.ёт, с.езд, сем.я, плат.е, об.ём, вороб.и, в.юга, об.явление.
“Понаблюдайте за словами и определите, когда пишется ь, а когда ъ? Разделить их на две группы”
Далее идет обмен мнениями, сравнение.
“А как у вас? С чем согласны? С чем не согласны?”
“Сами придумайте задание к этим словам”
На наборное полотно выставляют карточки слов.
ь | ъ |
польет | съезд |
семья | объём |
платье | объявление |
воробьи | . |
вьюга |
.
“Сделайте вывод, когда в словах пишется ь, ъ?”
“Сравните своё понимание с правилом учебника”
“Правильно ли вы думали? Может что-то упустили?”
“Когда же пишется ь, а когда ъ?”
4. Выход на способ решения проблемы.
Работа в парах.
Ученикам даю тексты с пропущенными словами:
Диктор по радио … прогноз погоды. Сегодня ожидается … . Наша … отменила поездку в цирк.
“Впишите слова подходящие по смыслу”
“Прочтите. Как вы выполнили задание?”
“Ребята, посмотрите ещё раз на карточки слов, выставленные на полотне. Кто запомнил?”
Закрываю доской слова.
“Составьте и запишите в тетради предложения со словами, которых не было в тексте”.
Индивидуальная проверка.
5. Рефлексия.
“Над какой проблемой мы сегодня работали?”
“Как вы думаете, с какой целью мы это делали?”
“А достигли мы этой цели?”