Школьный конкурс "Учитель года" проводится администрацией школы, профсоюзным комитетом работников школы.
1. Цели и задачи конкурса:
- выявление талантливых педагогов, их поддержка и поощрение;
- повышение социального статуса и профессионализма педагогов;
- стимулирование профессионального педагогического творчества;
- выявление и распространение образцов
инновационной педагогической
деятельности; - формирование нового педагогического мышления.
2. Участники конкурса:
Принять участие в конкурсе могут педагоги школы. Стаж педагогической работы, возраст участников не ограничиваются.
З.Содержание конкурса:
В ходе проведения конкурса выявляются творчески работающие учителя, имеющие высокий профессиональный рейтинг среди коллег, учащихся, родителей.
Проведение конкурса предполагает:
- оценку системы работы учителя и степень владения им техникой и методикой урока, а также научно-методической проблематикой на современном уровне;
- анализ содержательных и технологических методик и изобретений, новых приемов и подходов к передаче знаний;
- мероприятия, раскрывающие коммуникативные качества конкурсантов.
Программа конкурса включает:
- описание опыта работы с приложениями: конспект урока, внеклассного мероприятия и т.п.
- открытый урок в соответствии с прохождением программы на момент конкурсного испытания.
- самоанализ урока.
- «Визитная карточка» учителя (не более 15 минут)
- защита педагогической концепции, концептуальных идей и системы работы, в соответствии с темой номинации и материалов, предоставленных на конкурс;
- конкурсы, раскрывающие профессиональные и творческие способности: Анализ педагогической ситуации и решение педагогических задач.
- Конкурс эрудитов.
- Конкурс актерского мастерства и педагогической техники.
В результате всех конкурсных испытаний жюри определяет победителя конкурса и лауреатов.
4. Жюри конкурса.
Итоги конкурса подводит специально назначенное жюри, в состав которого входит директор школы, один представитель администрации школы, психолог, педагоги школы.
Жюри конкурса оценивает качество представленных материалов. Члены жюри присутствуют на открытых уроках конкурсантов, формируют задания, раскрывающие их профессиональные и творческие способности.
Номинации конкурса:
Лучшие традиции в образовании.
Учитель-исследователь.
Активные формы обучения.
Инновации в образовании и развивающее обучение.
Информационные технологии.
Гражданские и демократические ценности в образовании.
Народная культура в образовании.
Толерантность и межкультурное взаимодействие.
Вдохновение и педагогический артистизм.
Учитель-воспитатель.
Учитель в социокультурной среде.
Развитие творчества детей в образовательном процессе,
Защита детства и прав ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии.
Сценарий финала конкурса профессионального мастерства "Учитель года"
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Есть в нашей школьной жизни традиции, которые насчитывают десятки лет: торжественное начало учебного года, День учителя, выпускной вечер. И сегодня мы проводим конкурс профессионального мастерства "Учитель года", который становится традиционным в нашей школе.
Разрабатывая программу конкурса, мы немало времени потратили на то, чтобы найти эпиграф, который бы стал лейтмотивом конкурса, его девизом. Думали о том, что новое тысячелетие предъявляет к учителю новые требования. Новый учитель - это духовно-нравственная, творческая, социально активная личность, интеллектуал, эрудит, гуманист, труженик. Но снова и снова мы возвращаемся к словам великого русского поэта, в которых, на наш взгляд, сокрыто назначение нашей профессии: " Сейте разумное, доброе, вечное..."
В: Заявку на участие в конкурсе подали 6 учителей нашей школы, все они успешно прошли первый тур : дали открытые уроки, представили самоанализ и описание опыта работы. Сегодня у нас финал, где наши конкурсанты покажут психолого-педагогические знания, актерское мастерство, педагогическую технику, ораторское искусство.
В: Представляем участников конкурса!
(Конкурсанты сидят в первом ряду)
В: Выступление конкурсантов оценивает строгое, но справедливое жюри (представление жюри).
В: Уважаемые зрители, коллеги, болельщики, в руках у каждого из вас есть карточка ПЗС (Приз зрительских симпатий), которой вы сможете оценить наиболее понравившегося конкурсанта.
В: Итак, мы начинаем. Первое конкурсное испытание - проверка выполнения домашнего задания. Нашим участникам было предложено подготовить "Визитную карточку".
В: После предъявления "визитки" каждый педагог выбирает карточку с высказыванием известного человека (карточки помещены на доске). Задача: подготовить речь на педагогическую тему(1-2 минуты), в которой бы нашли отражение эти слова.
Дари себя детям! Ш. Амонашвили.
Знания - дети удивления и любопытства. Луи де Бройль
Самая большая роскошь на земле - это роскошь человеческого общения. А. Сент-Экзюпери.
Дайте мне точку опоры, и я переверну всю землю. Архимед
Расти должны все цветы. Евангелие.
Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо. Э. Ильенков
Обучение - это общение человека с человечеством. А.Петровский
О Урок! - ты - солнце! Ш. Амонашвили
Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.
Н.Бердяев
Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. Сенека
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистервег
Ребенок - непризнанный гений
средь буднично серых людей. М.Волошин
«Ученик не сосуд, который можно наполнить, а факел, который нужно зажечь».
В: Второе конкурсное задание носит название "Учитель, ты Цицерон!" Участникам предлагается произнести речь на педагогическую тему.
В: А пока наши участники работают, я хочу задать вопрос членам жюри: «Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от посещенных вами конкурсных уроков».
В: У известного американского педагога К. Роджерса есть такие слова: "...Мы когда-нибудь поймем, что помочь людям быть личностями - это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка или чего бы то ни было ещё". Сегодня цель школьного образования сформулирована, исходя из социально значимых качеств личности. Уважаемые коллеги, вам предлагается определить, какими теоретическими и прикладными знаниями, способами деятельности, ценностями необходимо овладеть учащимся, какие творческие способности необходимо у них развить.
Конкурс называется «Ключевые компетенции школьников. (На заранее приготовленных листах задана система компетенций, конкурсантам предлагается их расшифровать: учебные компетенции, социально-личностные компетенции, коммуникативные компетенции, сотрудничество, организаторская деятельность, личностно-адаптивные компетенции).
В: Вы знаете, что одним из важных требований к современной школе является обеспечение сохранения здоровья школьника. Сегодня к нам в школу приглашено светило современной науки Рентген Пирамидонович Авиценов. Пожалуйста, расскажите нам о своем новом методе диагностики внутренних болезней. Р.П.
В: Как интересно? Неужели существует связь между состоянием души и здоровьем человека? Р.П.
В: А не могли бы вы продемонстрировать результаты ваших исследований? Р.П. Давайте узнаем, что кроется в глубине вашей души.
Подходит к директору - звуки сирены.
Подходит к психологу - звуки электродрели
К Т.Н. - плач ребенка.
К В.Н. - вальс Мендельсона.
В: Потрясающе, потрясающе. Благодарим вас за участие, а учителям предлагаем следующий конкурс. Конкурс называется "Консилиум".
Консилиум, как известно, предполагает коллективное обсуждение проблемы и принятие оптимального решения. Нашим конкурсанткам предлагаются краткие характеристики учеников. Требуется определить пути индивидуального воздействия в зависимости от свойств личности.
Боря - типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключение составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро - проглатывает слова. Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям дежурных не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь делом (и хорошим, и плохим), но быстро охладевает. На замечания учителя не реагирует. Среди товарищей слывет человеком, которому все нипочем.
Саша выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения, прерывает рассказ различными высказываниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав: выходит из себя, вступает в драку, были случаи, когда он устраивал драку на уроке.
Коля ведет себя в классе спокойно, редко отвечает на вопросы болтливого соседа по парте. На уроке часто занимается посторонним делом. На замечания учителя не реагирует. По его лицу трудно понять, что он чувствует и думает в данный момент. Были случаи, когда он оскорблял учителя и товарищей. На перемене спокоен, но может как бы невзначай подставить подножку товарищу. Ребята побаиваются его.
Дима - болезненно чувствительный и обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, он обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Мешает товарищу, способен на коварный поступок, может ущипнуть соседа, когда он отвечает с места. На уроке часто занимается посторонними делами. Если учителя делают ему замечание, то он краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам, но сам не принимает в драке участия, подзадоривает других.
В: Следующее конкурсное задание носит название "Зигзаги педагогического общения". Помочь организовать этот конкурс я попросила наших детей, учеников 8 класса. Конкурсантам предлагаются проблемные ситуации из школьной жизни, необходимо решить педагогические задачи на основе личного опыта, знаний из области педагогики и психологии.
Ситуация 1. "Вспомнил!"
Кончились уроки, учащиеся разбегаются по домам. Вдруг учитель вспоминает, что еще три дня назад директор убедительно просил его обеспечить явку двух учеников на конференцию НОУ. В дверях случайно задержались последние два ученика. Учителю предлагается убедить учащихся представительствовать на конференции.
Ситуация 2. "После уроков"
Во время занятий обычно дисциплинированная ученица отказалась выполнять задание у доски. В ответ на настойчивое требование учительницы она вспылила, расплакалась и выбежала из класса. Учитель встречается с ней после уроков, для того чтобы провести беседу с ученицей.
В: Профессия учителя имеет много общего с профессией актера. Каждый урок учитель стоит перед классом, как на сцене, и его слушают и смотрят на него ежедневно десятки зрителей. Владение актерскими приемами может оказать педагогу помощь не только в педагогической деятельности, но и позволяет избегать нервных срывов. Следующий конкурс потребует от конкурсантов актерского мастерства, педагогической техники, фантазии, творчества. Он так и называется "Искусство перевоплощения". Каждый конкурсант получает карточку с ситуацией, несколько секунд обдумывает свои действия, а затем в течение времени, пока звучит музыка, обыгрывает ситуацию.
1. Бывают Деды Морозы по вызову, их приглашают к детям на Новый год. А ваша профессия - Баба Яга по вызову. Вас приглашают к детям, которые не слушают маму и не едят манную кашу. Увидев вас, дети так пугаются, что сразу становятся "шелковыми". Итак, начался ваш рабочий день, вы пришли в очередную семью. Ваши действия.
2. Вы - молодая учительница. Идя на свой первый в жизни урок, вы так переволновались, что у вас пропал голос. И вот, войдя в класс, вы жестами пытаетесь объяснить детям, что вы - хорошая, добрая учительница и теперь будете у них преподавать химию.
4. Вы - укротитель тигров. Выходите на арену цирка без страха и сомнений. Но сегодня вам не повезло - тигры не хотят вас слушать и прыгать с тумбы на тумбу. Но вы не отчаиваетесь, ведь на вас смотрят тысячи зрителей! Вы пытаетесь добиться от зверей повиновения любым способом - и кнутом, и пряником!
5. Вы - беговая лошадь. Ваш жокей вывел вас на старт перед забегом. Он надеется выиграть скачки, но вы-то знаете - как только будет дан старт, вы сбросите ненавистного наездника. Ведь вы - гордое животное! Итак, на старт, внимание, марш!
В: Заканчивая конкурсную программу, я все-таки осмелюсь предложить нам проверить у наших участников ещё одно умение. Это умение работать в команде. Конкурс традиционный, называется "Друзья, прекрасен наш союз!". Представьте себе, что вы хор, исполняющий Гимн школы. Слова раздаются.
День за днем идут года
В городах, аулах, селах.
Но никто и никогда
Не забудет слово - ШКОЛА.
Припев:
Школа всегда со мной,
Школа всегда с тобой
В горе, надежде и радости.
Школа в твоей судьбе,
В каждом счастливом дне.
Школа в тебе и во мне.
В грозный час в суровой мгле,
В царстве бизнеса и власти
Школа строит на Земле
Наше будущее счастье.
Припев: тот жеМы в грядущее идем,
В каждом сердце – пламя знаний.
И на всем пути большом
Верным другом школа с нами.
Припев: тот же
В: Слово для награждения предоставляется председателю жюри. (Вручаются дипломы и ценные подарки под звуки туша)