Нормативно-правовая база руководителя ДОУ по созданию условий для выравнивания стартовых возможностей при подготовке детей к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. (Приложение 1) Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии. Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).

В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообусловливающая результат связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе.

Однако было бы неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. Чем больше знает (запомнил), тем лучше будет учиться? К сожалению, все не так просто. У ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил. Но одной памяти для успешного обучения мало.

Важнее наличие умений сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. необходим определенный уровень развития познавательных процессов. Умение считать до 100 еще не говорит о будущих успехах по математике. И даже умение читать (складывать буквы в слова) еще не гарантия хороших результатов по чтению и письму.

Важны осознанность этих знаний и умений, понимание причинно-следственных связей и закономерностей, способность выделять и удерживать учебную задачу. Исследователи установили, что такая подготовка к обучению в школе возможна и необходима.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определенные знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности (приложение 2). Следует также развивать у ребенка любознательность, познавательные интересы и способность осознанно воспринимать новую информацию.

При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция.

Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.

Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания к решению главной задачи - формирования личности ребенка. Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость (приложение 3). Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать - все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.

В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследованиями установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста.

Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку нелегко, но, как показывают исследования, в дошкольном детстве можно заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне их.

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения

1. Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1. С изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ; от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ; от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ; от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ. (Извлечение).

- право на образование – это один из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ.

2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.)

- государство признает, что детство важный этап жизни человека и исходит их принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе; развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.95 г. № 677, в редакции Постановления Правительства РФ от 13.02.97 г. № 179.

- регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных учреждений всех видов (организация деятельности, комплектование ДОУ, участники образовательного процесса и др.)

4. О направлении пакета образцов документов, реализующих Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации. Письмо Министерства образования РФ от 30.03.94 № 212/19-12.

- примерный устав, договор между д/садом и родителями, договор между учредителем и д/садом и др.

5. Устав дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации.

6. Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации.

7. Договор между учредителем и дошкольным образовательным учреждением в Российской Федерации.

 Медицинское обеспечение детей в ДОУ

1. Об учителях-логопедах и педагогах-психологах в учреждениях образования. Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-07ин/20-4.

- вопросы оплаты труда, продолжительности отпуска, назначении пенсии по выслуге лет и т.д.

2. О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения России от 30.06.92 №186/272 (Извлечение).

- о профилактических осмотрах детей, обязанностях медицинского работника, критериях оценки состояния здоровья детей, критериях оценки биологической зрелости и т.д.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03. Утверждены постановлением Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2003 г. № 24.

Методические письма и рекомендации по обеспечению дошкольного образования

1. О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 309

- рекомендации В.В.Путина – провести конкурс на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Проект положения конкурса.

2. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо Министерства образования России от 02.06.98 № 89/34-16

- правовой механизм оценки деятельности – аттестация (есть временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения)

3. О подготовке детей к школе. Письмо Министерства образования России от 22.07.97 № 990/14-15

- приложение 1.

4. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94 № 35-М

- раскрывает вопросы организации взаимодействия общеобразовательных и дошкольных учреждений. Несколько вариантов: д/с – школа, в д/саду – 1 класс, д/сад развивает способности детей для дальнейшего обучения в школе. (Приложение 2)

5. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16

- пересмотр содержания непрерывного образования, дублирование части учебного материала и программ начального обучения. Работа по созданию новых программ непрерывного дошкольного – начального образования в соответствии с подготовленным проектом Концепции непрерывного образования (дошкольного и начального звена).

6. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000. № 65/23-16

- максимальная нагрузка на детей дошкольного возраста;

- приложение 3.