За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
В настоящее время информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования. Информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования.
Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании способствуют раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств вычислительной техники.
Проникновение ИКТ через компьютеризацию в сферу образования позволит педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу.
Компьютерные технологии позволяют:
накопить и сделать легко доступными преподавателям и учащимся громадные объемы учебно-методических материалов, обеспечить высокую наглядность учебного материала, осуществлять коллективную работу учащихся
Тем самым компьютеризация открывает широкий простор для творчества как преподавателей, так и учащихся, что является одной из важнейших задач образовательной реформы в Российской Федерации. Еще одно важное направление – интеграция информационных технологий (ИТ) с общеобразовательными дисциплинами, необходимость которой определяется задачами:
- включения всех учителей ОУ в процесс компьютеризации;
- использования в целях учебного процесса возрастающего интереса школьников к компьютеру не только на уроках информатики, но и на других предметах.
Опыт показывает, что включение значительной части учителей в процесс компьютеризации целесообразно вести «от учащихся» – путем активного внедрения в учебный процесс проектного метода обучения с элементами научно-исследовательской деятельности учащихся и использованием ИТ. Помимо возможности использования результатов проектной работы учащихся при проведении уроков, выполнение проектных работ с использованием ИТ меняет мотивацию к освоению компьютера у самих учителей. Активная работа учителя с учащимися в проектной деятельности с использованием компьютера закладывает основу для его перехода на другой уровень владения компьютером – использование ПК для подготовки материалов урока.
Вот уже несколько лет я применяю в своей работе метод проектов.
Метод проектов позволяет учащемуся формировать и некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, способность ощущать себя членом команды - подчинять свой темперамент, характер, личное время интересам общего дела. Каждый ученик - участник проекта - не заучивает, а старается с помощью партнеров по подгруппе понять материал, осмыслить его. Задания заключаются в том, чтобы не воспроизвести тот или иной материал, а применить его при решении нетиповых задач.
Организационная сторона обучения в сотрудничестве складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по подгруппам.
2. Работа в подгруппах:
- знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах;
- распределение заданий внутри подгруппы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе;
- обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов выполнения задания в подгруппе.
3. Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в подгруппах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.
Роль учителя в методе проекта ответственная и трудоемкая. Необходимо подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, в том числе и отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и весьма трудоемкая работа учителя. Самое сложное для учителя - это роль независимого консультанта. В ходе консультации важно только отвечать на возникающие вопросы учащихся и, по возможности, удерживаться от подсказок.
Метод проектов кардинально меняет и роль учеников: они выступают активными участниками процесса, а не статистами. Ученики учатся работать по-новому: видеть, ставить и формулировать проблему, отбирать нужную им информацию, определять ее необходимость, исходя из проблемы проекта. Работа в малых группах помогает им научиться работать в «команде». При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок в работе создает мотивацию повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная реакция позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.
Мой опыт работы в школе показывает, что проекты востребованы и вызывают интерес у школьников, так как они действительно видят свои успехи не только в повышении своего уровня владения иностранным языком. Именно метод проектов позволяет соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления применительно к новым практическим задачам общения. Это способствует развитию способности учащихся ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах иноязычной культуры, формирует также понимание необходимости проявления уважения к традициям и стилю жизни представителей другого культурного сообщества и вместе с тем способствует овладению способами представления своей родной культуры в инокультурной среде.
Использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку и контроля на старшем этапе в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития школьников средствами иностранного языка, так как дает мне возможность:
- включить учащихся в исследовательскую,
поисковую и реальную практическую
деятельность в школе и за ее пределами, что способствует их социализации: - индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим учащимся право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала и источников его получения;
- варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между учителем и учеником;
- организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
- использовать современные технологии для сбора и обработки информации;
- интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;
- развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.
Я поддерживаю желание учащихся изучать свою страну и страны изучаемого языка. Учащиеся сами ищут интересующие их темы. В течение учебного года были выбраны следующие темы: «Петербург – северная столица», «Мой пример для подражания», «Мой любимый герой», «Традиционные блюда Великобритании», «Королевская семья. Британская монархия», «Лондон, как я его вижу» и т.д. Проектная работа, как это ясно показывает опыт, необходима и важна для осознания учащимися того, что иностранный язык является не только и не столько целью обучения, сколько средством для дальнейшего образования и самообразования.
В заключение хотелось бы привести некоторые данные анкетирования учащихся. Они отметили сложности, с которыми столкнулись в работе и которые они научились преодолевать. Ребята указали следующие трудные моменты: лексический материал - много незнакомых слов, которых не было в учебниках; трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий твоей теме; трудно логически связно построить собственный текст, да так, чтобы его еще и интересно было читать, и т.д. Как показал последующий анализ, ребята справились с этими проблемами.
Ретроспективный анализ показал: студенты, уже окончившие школу, отмечали, что подобная работа им очень помогла при обучении в вузе - они знали, как находить, выбирать и структурировать материал и т.д.
Практика моего опыта показала, что работа по использованию проектных работ дает возможность каждому ученику совершенствовать свою коммуникативную компетенцию на родном и на иностранном языках во всех видах речевой деятельности; способствует осознанию целостной картины мира на основе интегрированных знаний, поддерживает интерес к достижениям человечества и ощущение гордости за вклад своего народа в мировую культуру и цивилизацию в целом, а также формирует умение и потребность к самообразованию и самосовершенствованию. У моих ребят сформировалось умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми, как в школе, так и за пределами. Теперь у них нет комплекса при использовании Интернет – ресурсов в поисках необходимой литературы в библиотеках, а главное, они научились оценивать себя: что каждый может достигнуть, чего добиться и как это сделать.
Ежегодно мои выпускники выбирают форму экзамена «Защита проекта», за которую получают высокие оценки. Я и мои ученики принимаем активное участие в конкурсах и фестивалях:
- Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
- Научно-практические конференции по профильному обучению (районные на базе нашей школы)
- Участвуем в краевой олимпиаде «Интеллект»
- Участвуем в олимпиаде при СевКавГТУ, СГУ, Северокавказском социальном институте.
Желаем, от сердца, в порыве прекрасном
В миг очутится в какой-нибудь сказке,
Как птица, взлететь, расправив вмиг крылья,
Забыв все невзгоды и беды, что были.
Пусть жизнь вам подарит еще больше счастья,
Такого невинного, без зла и напастей