Цели:
- наблюдение за потреблением предлогов в речи и раздельным
- написанием предлогов со следующим за ним словом; развитие речи
- учащихся, формирование устойчивости внимания; воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока.
- Прочитайте название темы.
- Что вы знаете о предлогах?
3. Наблюдение за употреблением в предложении предлогов вместе с другими словами.
Прочитаем сведения о предлогах.
Предлог – это слово.
Предлоги: к, в, у, с, на, от, до, по, из, без, для, под, над.
Из данного текста прочитайте первое предложение без предлогов.
Вороны часто ночуют в парках на деревьях. Глухари ночуют в лесах под снегом.
Зима – тяжёлое время года для птиц. Трудно спасаться от врагов.
Как изменилось предложение? (Нет связи между словами… Нет точного указания
на место…)
- Обратите внимание, что предлог всегда употребляется в речи вместе с тем словом, перед которым стоит. Поэтому он и называется “предлог”: стоит перед (пред) словом.
- Выписать предлоги вместе с теми словами, перед которыми они стоят.
- Составьте своё предложение, используя слово с предлогом (устно).
4. Грамматическая сказка.
Ссора предлогов со всеми словами.
Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: Предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
5. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
6. Наблюдение за раздельным написанием предлогов.
- Понаблюдаем за дальнейшим путешествием нашей бабочки.
Обратите внимание на действия бабочки и как меняются предлоги при этом.
Летела бабочка над опушкой леса и вдруг увидела грибок. Такой он был красивый, что бабочка подлетела к грибу и села на гриб. Крылышками помахивает, далеко ей видно. А тут дождик пошёл, и бабочка спряталась под гриб, чтобы дождик не замочил её крылышки. Кончился дождик и полетела бабочка от гриба. Но тут вдруг вспомнила, что забыла поблагодарить гриб за помощь. Вернулась бабочка к грибу и сказала: “Спасибо”.
- Что мы можем сказать про бабочку? Какая она была? А вы всегда так поступаете?
На доске выставлены слова: к грибу, на гриб, под гриб, от гриба.
- Назовите в этих словах предлоги. (к, на, под, от)
- Вот эти маленькие, коротенькие слова помогли рассказать сказку. Они соединяют слова в предложении и всегда пишутся отдельно, потому что между предлогом и словом можно вставить ещё слово.
Учитель раздвигает карточки и между предлогом и словом вставляет новые слова.
- Вот что теперь можно прочитать: к красивому грибу, на маленький гриб, под высокий гриб, от мокрого гриба.
- Одинаковыми были действия бабочки? А предлоги употреблялись одинаковые при этом? Какой можно сделать вывод?
7. Списывание словосочетаний с предварительной подготовкой.
- Подбери подходящий по смыслу предлог и напиши его.
Плывёт … реке, сделал … бумаги, вышел … дома, сверкает … солнце, играет … хоккей, летит …городом, убежал … волка.
8. Развитие речи.
- Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите сами.
9. Распознавание предлогов в предложении.
- Прочитайте текст. Подчеркните в нём предлоги.
Над цветком кружит шмель. Бабочки перелетают с цветка на цветок. В траве жужжит жук.
10. Итог урока.
- Что мы узнали о предлоге?
Назовите предлоги. Для чего они служат в предложении?
Как пишутся предлоги с другими словами?