Игровые технологии в начальной школе на уроках математики

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с понятием уравнение.
  2. Отрабатывать навык нахождения неизвестных компонентов разности и суммы.
  3. Развивать внимание, самооценку, интерес к математике.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Разборный рисунок снеговика.
  2. Два конверта.
  3. Таблица “Уравнение”.
  4. Рисунок ёлки с уравнениями и звездочка к ней.
  5. Карточки с индивидуальными заданиями.
  6. Книжка-подарок.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Ребята, сегодня я нашла на столе письмо. Оно адресовано вам. Давайте прочитаем его и узнаем от кого оно пришло.

“Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в класс, чтобы вы научили меня считать, но я таю. У вас жарко. Ой! Помогите!”.

( Дети отгадывают, что письмо им написал Снеговик).

Устный счет.

Чтобы помочь Снеговику, надо проверить, как вы сами умеете считать. Если вы сейчас быстро и верно сосчитаете, то может быть мы сможем собрать Снеговика. И так, слушайте!

1.- Назовите компоненты разности.

  • Как найти уменьшаемое, если известны разность и вычитаемое?
  • Как найти вычитаемое, если известны разность и уменьшаемое?
  • Назовите компоненты суммы.
  • Как найти первое слагаемое?
  • Как найти второе слагаемое?

2.

                                                                                                                                         

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

93

3

72

4

63

13

40

20

1 слагаемое

2 слагаемое

сумма

15

25

40

70

51

62

 

Молодцы, ребята! Посмотрите, вот наш Снеговик и у него еще одно письмо.

“Ребята, помогите мне решить все задания. Тогда на елке загорится звезда. Пожалуйста! Ведь скоро Новый год.

Повторение.

Поставьте знаки <,>,=

- Определите, какие выражения будут являться равенствами, а какие неравенствами.

8 ... 7+2

87 -7... 93-13

3+10 ... 30+10

- Что значит равенство?

Физминутка на развитие внимания.

Сколько точек будет в круге -
Столько раз поднимем руку.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем, и тихонько сядем.

Объяснение нового материала.

... +10 =17 Перед вами, ребята выражение с неизвестным слагаемым

и несколько вариантов ответа 8 и 7.

Давайте подберем нужное число.

8+ 10= 17

- Верно ли это равенство? Почему?

7 +10 =17

- Верно ли это равенство? Почему?

ВЫВОД: Для того чтобы равенство было верным, надо уравнять левую и правую стороны выражения.

... +10= 17 - это равенство с неизвестным числом, то есть уравнение.

Учитель вывешивает на доску таблицу “УРАВНЕНИЕ”.

- Сегодня мы познакомимся с новым математическим понятием “уравнение” и будем учиться решать эти выражения.

Закрепление нового материала.

Работа по учебнику. С.68.

- К какому числу надо прибавить число 4, чтобы получилось 12?

( Чтобы найти первое слагаемое, надо от уменьшаемого отнять второе слагаемое.)

Учащиеся рассматривают рисунок на данной странице и отвечают на вопросы учителя.

- Чья карточка подойдет к данному выражению?

Х + 4 = 12 – уравнение.

Х = 8

8 + 4= 12 - проверка.

12 = 12

2. Учащиеся решают уравнения у доски с объяснением. Учитель вызывает к доске сильных учеников.

№ 1 с.68.

Физминутка для развития мелкой мускулатуры кистей рук.

Палец толстый и большой
В лес за сливами пошел.
Указательный с порога,
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он срывает сливы с ветки.
Безымянный поедает.
А мизинчик господинчик
В землю косточки сажает.

3. Самостоятельная работа.

Устно решить уравнения

.Если уравнения решим быстро
и верно, то выполним просьбу Снеговика - зажжем
звезду на ёлке.

Ребята усвоившие материал получают
карточки для самостоятельного решения
уравнений.

-Вот и молодцы, ребята!Смотрите, какая яркая звезда загорелась на ёлке.

  Решение задачи.

- Посмотрите, ребята, а под ёлкой подарок-книжка. Этот подарок Снеговик решил подарить нам. Для этого надо лишь решить задачу. Слушайте внимательно.

“На Новогодней ёлке было 35 девочек, 40 мальчиков. 15 ребят участвовали в новогоднем представлении. Сколько ребят были зрителями?”

Проверка первичного восприятия условия.

- Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

- Сколько действий в задаче?

- Составьте краткую запись и решите задачу.

(один ученик решает задачу у доски.

Самостоятельное решение задачи.

Проверка.

Итог урока.

Вот и получили мы свой подарок, а Снеговик научился вместе с нами решать новые математические выражения.

- С какими новыми математическими выражениями познакомились сегодня на уроке?

- Какие выражения называются уравнениями?

Самооценка.

Если вы легко усвоили новую тему, то нарисуйте на листочках, лежащих перед вами, солнышко. Если новые знания усвоены не прочно и вы сомневаетесь в выполнении задания, то нарисуйте луну.

( Учащиеся показывают свои “оценки”).

Выставление оценок учителем.

Домашнее задание можно задать ориентируясь на уровень обученности на конец урока, т.е. применить дифференцированный подход. 

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Кукушин В.С. “Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя.” – Ростов н/Д. Издательство “Феникс”, 2003г.
  2. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. “1000 загадок”. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997г.
  3. Исанева С.А. “Физкультурные минутки в начальной школе.” Практическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2003г.