Цель урока.
- Образовательная: Сконструировать устройство, используя умения и навыки по выполнению технических рисунков, эскизов и чертежей.
- Развивающая: Развивать пространственное воображение, учить понимать внутреннюю форму детали.
- Воспитательная: Воспитывать эстетические навыки, любовь к прекрасному.
Оборудование: Компьютер с программой “AutoCAD”, лист в клетку, инструменты и принадлежности.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
2. Повторение материала прошлых уроков.
Ребята, сегодня на уроке мы будем решать проблему, которая существует в кабинете черчения. Я много лет выписывала журнал “Юный техник”, куда присылали письма с идеями люди разного возраста. В одном из номеров я прочитала статью, где поднимался вопрос о том, что молодежь у нас талантливая, но, часто просматривая письма, пришедшие в редакцию, нельзя понять, о чем в них идет речь, начинаешь разбираться и видишь, что идея-то хорошая, но оформлена безграмотно.
На этом уроке мы попытаемся разобраться, какими способами можно выразить
техническую мысль. Демонстрация изображения с использованием программы
“AutoCAD”). Рисунок 1
Вопрос к классу.
Как вы считаете, с помощью, каких изображений можно выразить техническую мысль?
Вывод учащихся.
Техническую мысль можно выразить, используя чертеж.
Правильно, еще Гаспар Монж сказал: “Чертеж- язык техники”.
Посмотрите на следующее изображение (Демонстрация изображения с использованием программы “AutoCAD”). Рисунок 2.
Вопрос к учащимся.
Посмотрите на монитор. Какое изображение выявляет поперечную форму детали?
Вывод учащихся.
Поперечную форму детали можно понять, применив сечение.
Посмотрите еще на одно изображение.
(Демонстрация изображения с использованием программы “AutoCAD”.) Рисунок 3.
Объясните данный чертеж.
Вывод учащихся.
Даны два вида детали, вид спереди заменен фронтальным разрезом, местный разрез на виде сверху выявляет ширину цилиндрического отверстия.
Во внутренней форме детали можно разобраться с помощью простых разрезов, местные разрезы дают представление о внутренней форме детали в узкоограниченном месте.
Ребята, посмотрите на чертеж детали Крышка. Какое правило вы можете сформулировать, глядя на этот чертеж. Рисунок 4.
Вывод учащихся.
Если воображаемая секущая плоскость не совпадает с плоскостью симметрии детали, то на чертеже показывают начало и конец плоскости, направление взгляда. Простой разрез обозначаем по типу А-А.
Вопрос к классу.
Что вы можете сказать об изображении ребра жесткости на разрезе?
Вывод учащихся.
Ребро жесткости на разрезе не заштриховывают.
Смотрим на монитор. (Демонстрация изображения с использованием программы “AutoCAD”). Рисунок 5.
Вопрос к учащимся.
Внимательно посмотрев на изображения, объясните, какие изображения выявляют наружную и внутреннюю форму детали?
Вывод учащихся.
Наружную и внутреннюю форму детали выявляют соединение половины вида и половины разреза.
Ребята, вот эти изображения, которые мы повторили, вы можете использовать, конструируя приспособление.
Вопрос к учащимся.
Какими еще изображениями можно выразить свою идею?
Ответы учащихся.
Оформить свою идею можно с помощью технического рисунка, эскиза.
Итак, мы выяснили способы, с помощью которых можно грамотно оформить задуманное.
3. Создание проблемной ситуации.
А вот и проблема кабинета черчения. Пол у нас паркетный. Парты постоянно ездят по классу. А по санитарным нормам расстояние от первой парты до доски должно быть равно от 2 метров 40 сантиметров до 2 метров 70 сантиметров. Посмотрите на рисунок. Это часть ножки парты.
(Демонстрация изображения части ножки парты, выполненное в программе “AutoCAD”)
Размеры основания ножки парты.
Длина ножки 450 мм
Высота 30 мм
Ширина 25 мм
Предлагаю придумать устройство, которое можно изготовить на уроках технического труда. Это устройство будет прикреплено к полу, и оно позволит остановить движение парт по классу. Оно позволит поднимать парту во время уборки и возвращать ее на прежнее место.
Важно, чтобы устройство было простое в изготовлении, небольшое по высоте, не бросалось в глаза. Вы можете предлагать разные варианты.
Итак, задание.
Разработать конструкцию крепления стола к полу, позволяющую поднимать стол во время генеральной уборки и возвращать его на прежнее место.
Выполнить чертеж, эскиз или технический рисунок основной детали крепления.
Выполнить сборочный чертеж крепления.
Защитить свою идею.
4. Практическая работа. Создание банка идей.
Идея 1.
Деталей 4 штуки. Шурупами прикрепляем к полу. Ножки стола вставляются в пазы.
Деталь 1.
Деталь 2
Примеры чертежей основной детали.
Идея 2.
Просверливаем отверстие в паркете. У болта отрезать головку. Просверлить отверстие в ножке парты. Нарезать резьбу. Вкрутить оставшуюся от болта часть в ножку стола. Выступом вставляем парту в отверстие на полу.
5. Защита своего устройства.
Каким способом выразили задумку.
Какими изображениями представлена деталь.
Размеры.
Материал.
6. Выбор оптимального варианта из предложенных устройств.
7. Итог урока.
Этот урок рекомендован для 10 классов школ с углубленным изучением черчения.