Современный педагог должен не только знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в чем суть педагогического мастерства.
В.Ф. Шаталов
Первого сентября тысячи первоклашек садятся за парты школ. С огромным желанием, верой в успех, доверием приходят они в класс. Но из года в год интерес теряется, часть ребят не желает и не видит возможности быть успешными, востребованными в школе. Часто бывает, что в это число входят и явно способные к хорошим результатам дети. Что делать?
Один из выходов уже предложил В.Ф.Шаталов: “Заинтересовать!”. Мы, учителя, должны пробуждать интерес у ребят знаниями, необычными фактами, противоречиями. Урок "Окружающего мира" дает для этого широкие возможности.
Ребенок от природы любознателен. Именно мотив познания еще с младенчества ведет его по ступенькам жизни. Пробуя горячий утюг, учится осторожности. Увидев новое, исследует, изучая предмет всеми органами чувств. Именно в начальной школе можно, основываясь на любознательности, развивать одаренность ребенка, выявлять и способствовать проявлению конкретных его увлечений. Задача взрослых – помочь детям раскрыть свой потенциал, увлечь исследованиями окружающего мира и самого себя.
Исследования провожу в разной форме: и на уроках, и на занятиях кружка "Я- исследователь".
Перед работой над индивидуальными исследованиями мы учимся использовать методы и изучаем тему коллективно. Очень важны при этом положительные эмоции, помогающие мотивировать ребят к занятиям. Включаю песню “Ужасно интересно все то, что неизвестно” или приношу шапочку магистра, приглашаю в гости Незнайку, Знайку или Винтика со Шпунтиком. Ребят необычное начало занятия уже завораживает. Далее знакомимся с методами исследований. Пробуем раскрыть суть выбранной темы с помощью одного из них. Например, изучая тему “Что такое снежинка?”, используем только книги. Тему “Зачем делают копировальную бумагу?” – эксперимент по переводу картинок, “Существует ли хлебное дерево?” – самостоятельное размышление, “Свойство воды” – наблюдение за тремя ее состояниями. И всегда ребята приходили к выводу, что одного метода для полного исследования недостаточно, нужно пытаться использовать все возможные знания, из разных источников.
Тогда работу продолжаем и, используя все остальные методы, составляем полный доклад и вывод.
Затем переходим к выбору темы для индивидуальной работы. На уроках провожу границу между изученным и неизвестным. Рассказывая об использовании нефти, оговариваюсь, что мы и не подозреваем, как много вокруг предметов, изготовленных на ее основе. “Попробуйте узнать какие!”. Творческие задания активизируют ребят. Далее мы делимся найденным материалом и у кого-то эта работа переходит в исследовательскую.
Затем беседую индивидуально с учеником, выясняя мотивы выбора темы, возможность использования материалов. Например, Саша очень любит рисовать. “А представь, – говорю ей, – что вокруг исчезли все краски. Как же быть?”. У Саши появились интересные мысли придумать свои краски. Она начала экспериментировать: сначала рисовала зеленкой, свеклой, йодом, морковью, потом попробовала смешать эти вещества с гелем для укладки волос. Эффект был не очень! Краски выходили тусклыми. недолговечными. “Но ведь состав красок не всегда был таким как сейчас”, – выясняем вместе. А что если исследовать состав красок, которыми писали иконы? Это был выход. Узнав древние рецепты, используя яйца, масло, Саша попробовала изготовить краски сама и… получилось! Даже написала ими картину. А в результате и взрослые оценили работу девочки – 1-е место в региональном конкурсе исследовательских работ в секции естествознание.
Проводим с ребятами экскурсии в природу, музеи, выставки – нам интересно все. Любой проблемный вопрос может вызвать поток исследований. “А откуда берутся камни для украшений?", “Можно ли разбудить почки зимой?”, “Как работают часы?”. И опять вопросы, рассуждения. Направляю ребят к знакомству с содержанием энциклопедии “Скажи мне почему…”. А в ней десятки вопросов – выбирай любой и исследуй. Интерес возникает огромный.
Предлагаю фрагмент урока во 2-м классе (1–4) по "Окружающему миру", где проводилось исследование.
Тема:
Знакомство с методами исследования. Исследовательская работа: "Коррозия металлов".
Оборудование: рисунки методов исследования, задания-карточки , 4 колбы со скрепкой в различных веществах: вода, воздух, соленый раствор, кислый раствор, колба с CuSO4, магнитофон, шапочка магистра, воздушный шарик.
ХОД УРОКА
Учитель включает отрывок из песни "Ужасно интересно все то, что неизвестно".
– Как вы думаете, почему я включила эту песню? (Что-то интересное будем узнавать.)
– Сегодня я предлагаю вам стать настоящими
учеными и создать свою лабораторию. Сумеем? Я
помогу. (Открывает на доске рисунки методов
исследования.) С чего начинает исследование
ученый? (Подумает сам, прочитает в книгах,
посмотрит телепередачи, Интернет, спросит у
специалистов, проведет опыты, эксперименты –
учитель выстраивает по порядку рисунки методов.)
Вот перед нами план работы любого ученого. Но
информации будет много, ее трудно запомнить. Я
предлагаю вам в ходе беседы использовать листы
для записи или рисунка того, что узнали.
Итак, наша лаборатория начинает работу… Ой, мы не
сможем! (Почему?) Все люди науки настраиваются на
работу. Давайте встанем, и я вас научу необычным
упражнениям.
- Думающая шапочка: 15 раз подергать за ушки, начиная от верхней части уха к мочке – настраиваем слух.
- Колыбельная для слоненка: наклонить корпус, руки вниз, покачивания из стороны в сторону для расслабления.
- Рисуем 8: руками в воздухе рисуем лежащую 8 для активизации работы головного мозга.
– Молодцы!
– Хитрый вопрос. Представьте, что на прогулке у
вас была железная формочка, Вы ее случайно
оставили на детской площадке. А нашли через месяц
почему-то совсем рыжую. Что произошло? (Заржавела.)
Почему?
Итак, тема нашего исследования: КОРРОЗИЯ
МЕТАЛЛОВ
Учитель делит класс на 5 групп, которые сидят за отдельными столами.
– В нашей лаборатории 5 отделений (учитель раздает карточки с символами и заданиями)
1. ПОДУМАЙ САМ.
- Что такое ржавление?
- Где ты видел ржавчину?
- А что не ржавеет?
Учащиеся должны сами объяснить, рассказать о ржавчине.
2. СПРОСИ У ВЗРОСЛЫХ
- Что они знают о ржавчине?
- Как люди защищают железо от ржавчины?
Ученики задают вопросы присутствующим взрослым.
3. ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ
- Подчеркни три самых главных предложения.
У ребят текст из книги "Занимательная химия", М.1998, с.29, нужно прочитать текст и выбрать главное.
4. ПРОВЕДИ НАБЛЮДЕНИЕ
- Сравни скрепку в 4 колбах. Чем они отличаются? (На столе 4 колбы, в каждой скрепка, неделю пролежавшая в воде, воздухе, кислом растворе и соленом. Нужно изучить внешний вид скрепок – они по-разному покрыты ржавчиной – и сделать вывод.)
5. ПРОВЕДИ ЭКСПЕРИМЕНТ
- Опусти осторожно кнопку на нитке в колбу, подожди 1 минуту. Что произошло? (На столе колба с CuSO4 и кнопка на нитке. Нужно, опуская кнопку в раствор, заметить изменения.)
– Задача работы лаборатории: узнать как можно больше про ржавчину.
– Итак, дорогие коллеги, через 10 минут мы соберемся снова, чтобы обсудить ваши догадки.
Учитель подходит и координирует действия в группах.
– Время! Поделитесь тем, что вас удивило. (Представители групп докладывают о полученных результатах. А 5 группа с помощью учителя демонстрирует опыт: опускает кнопку в раствор CuSO4, и через несколько секунд кнопка становится розовой.) Здорово!
– Удивились?
– У ученых много вопросов, и вы можете стать теми, кто на них ответит.
– Что удивило вас в одноклассниках? А что
хотелось бы еще раз повторить?
А я хочу предложить вам еще одну тему для
исследования. Смотрите. (Учитель трет
воздушный шарик о голову ученика с густыми
волосами и прислоняет шарик к доске, шарик висит.) Интересно, почему так происходит, вперед за
ответами. Спасибо за урок, я напрасно
волновалась. На память я хочу подарить вам
символы. (Шапочка магистра.)
Такие элементы исследований помогают
заинтересовать детей и направить их к изучению
фундаментальных наук.