Проект “Карбоновые кислоты”
- Проблема:
- Какие они, карбоновые кислоты?
- Какую роль играют в жизни человека?
- Почему их так называют?
- Объект исследования: представители различных карбоновых кислот.
- Предмет исследования: особенности строения, свойств, получения и применения.
- Гипотеза: некоторые представители карбоновых кислот играют значительную роль в жизни человека…
- Направления работы:
- Химические свойства карбоновых кислот, общие с неорганическими кислотами.
- Химические свойства карбоновых кислот.
- Тривиальные названия карбоновых кислот и их индивидуальные свойства.
- Источники информации:
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. “Химия. 10 класс”;
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия 10”;
- Нифантьев Э.Е., Цветков Л.А. “Химия 10-11”;
- Химические энциклопедические словари;
- в/ф “Химический эксперимент в школе” “Органическая химия”;
- подшивка журнала “Химия и жизнь”;
- ресурсы Интернета.
- Урок 1. Определение целей проекта, проведение организационной работы.
- Урок 2. Обмен информацией, работа по группам, определение форм отчета.
- Урок 3. Работа в группах по составлению сценария защиты проекта.
- Урок 4. Защита проектов по группам.
Тема урока: “Химические свойства карбоновых кислот”.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Форма занятия: защита мини-проектов.
Цели:
- Образовательные:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Карбоновые кислоты”.
- Развивающие:
- помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;
- содействовать развитию у школьников умений выделять главное, сравнивать, анализировать познавательный объект;
- содействовать развитию у школьников исследовательской деятельности (умений выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, предлагать пути их решения);
- развивать у школьников культуру самоуправления учебной деятельностью;
- содействовать развитию у учащихся коммуникативной культуры;
- развивать рефлексию.
- Воспитательные:
- осознание учениками того, какую значительную роль играют карбоновые кислоты в жизни человека.
Методы:
- метод проектов;
- демонстрационный эксперимент.
Средства обучения:
- учебники;
- таблицы “Вся химия в 50-ти таблицах” - “Карбоновые кислоты”;
- компьютер;
- медиапроектор.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
- Этап обобщения и систематизации.
- Этап подведения итогов учебного занятия.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап – 2 мин.
1. Приветствие.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас
урок-защита ваших мини-проектов. Успехов вам!
Каждый из вас уже приготовился к работе.
Итак, все три группы несколько уроков
самостоятельно работали над темой “Карбоновые
кислоты” и подготовили мини-проекты с
использованием демонстрационного эксперимента
и слайдов презентации. После выступления каждой
группы, вы должны задать им вопросы по теме, и
отметить правильность ответа.
2. Раскрытие общих целей урока и план его проведения.
– Цели нашего сегодняшнего урока не только рассмотреть химические свойства карбоновых кислот, но и проверить ваши знания. Для этого у вас на столах лежат листы с заданиями. Их три, по числу групп. После выступления каждой группы, вы будете отвечать на соответствующее задание на отдельном листочке, а в конце урока сдадите его мне.
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся – 3 мин
1. Сообщение темы урока.
Запись на доске и в тетради: “Химические свойства карбоновых кислот”.
2. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
– А зачем нам нужно знать химические свойства карбоновых кислот?
Ответы учащихся о применении карбоновых кислот.
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
Составление кластера:
Запись на доске и в тетради.
III. Этап обобщения и систематизации – 30 мин.
Этап поводится устно, с показом слайдов, без записи в тетрадях. Защита проектов длится по 5-6 мин. у каждой группы, по 1-2 мин. дается на ответы оппонентам.
1 группа: Общие свойства кислот (см. слайд № 1 Презентации)
Общие свойства неорганических кислот |
Общие свойства органических кислот |
1. Молекулы кислот в водном растворе диссоциируют: |
|
2. Кислоты реагируют с металлами. Демонстрация опыта |
|
2СН3СООН + Мg ––> | |
3. Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами. |
|
4. Кислоты реагируют с солями
более слабых и летучих кислот. |
|
2СН3СООН + СаСО3 ––> | |
5. Кислоты могут образовывать кислотные оксиды (или ангидриды). |
Вывод группы: …
Вопросы – ответы …
Вопрос всему классу: ответьте на вопросы 1-го
задания, которые лежат на партах, подпишите свои
листочки.
Задание 1. Из предложенных схем, недописанных уравнений реакций, выберите только те, которые характеризуют свойства карбоновых кислот, общие с неорганическими кислотами (cм. Приложение). Выпишите соответствующие схемы и допишите их на своих листочках.
2 группа: Свойства, общие для всех органических кислот (см. слайд № 2 Презентации)
Участники устно комментируют в общем виде:
1. Реакция этерификации:
R–COOH + HO–R` ––> R–COO–R` + H2O
Демонстрация опыта: СН3СООН + НО–С2Н5 ––> …
2. Хлорирование углеводородного радикала:
R–СН2–COOH + Сl2 ––> …
Вывод группы: …
Вопросы – ответы …
Вопрос всему классу: ответьте на вопросы 2-го
задания.
Задание 2. Из предложенных схем, недописанных уравнений реакций в Задании 1, выберите только те, которые характеризуют свойства (не индивидуальные) карбоновых кислот. Выпишите эти схемы и допишите их на своих листочках.
Учитель обобщает и делает вывод по защите проектов 1 и 2 групп учащихся.
3 группа: Индивидуальные свойства (см. слайд № 3 Презентации)
1. Муравьиная кислота.
Демонстрация опыта:
А) качественная реакция на альдегид (реакция “серебряного зеркала”): …
Б) разложение при нагревании: ….
2. Олеиновая кислота.
Демонстрация опыта:
Качественная реакция на двойную связь (обесцвечивание р-ра KMnO4).
3. Акриловая кислота
Реакция полимеризации: …
Вывод группы: …
Вопросы – ответы …
Учитель обобщает и делает вывод по защите проекта 3 группы учащихся.
IV. Этап подведения итогов учебного занятия
Подведение итогов самими учащимися (анонимно поставить оценки каждой группе на выданных листках).
№ групп | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
оценки |
Общий вывод учителя.
V. Домашнее задание
Записать в тетради все известные вам химические свойства в виде уравнений реакций:
- 1-я группа: для муравьиной кислоты;
- 2-ягруппа: для акриловой кислоты;
- 3-я группа: для пропионовой кислоты.
VI. Рефлексия
– На ваших листочках запишите, пожалуйста, продолжение выражения: “Карбоновые кислоты – это …”
Собрать листочки с выполненными заданиями и листки с оценками группам.
– Спасибо всем! Хорошо поработали. Оценки будут на следующем уроке, с учетом выполненных заданий на листочках.