Проект "Карбоновые кислоты"

Разделы: Химия


Проект “Карбоновые кислоты”

  1. Проблема:
    • Какие они, карбоновые кислоты?
    • Какую роль играют в жизни человека?
    • Почему их так называют?
  2. Объект исследования: представители различных карбоновых кислот.
  3. Предмет исследования: особенности строения, свойств, получения и применения.
  4. Гипотеза: некоторые представители карбоновых кислот играют значительную роль в жизни человека…
  5. Направления работы:
    • Химические свойства карбоновых кислот, общие с неорганическими кислотами.
    • Химические свойства карбоновых кислот.
    • Тривиальные названия карбоновых кислот и их индивидуальные свойства.
  6. Источники информации:
    • Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. “Химия. 10 класс”;
    • Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия 10”;
    • Нифантьев Э.Е., Цветков Л.А. “Химия 10-11”;
    • Химические энциклопедические словари;
    • в/ф “Химический эксперимент в школе” “Органическая химия”;
    • подшивка журнала “Химия и жизнь”;
    • ресурсы Интернета.
  • Урок 1. Определение целей проекта, проведение организационной работы.
  • Урок 2. Обмен информацией, работа по группам, определение форм отчета.
  • Урок 3. Работа в группах по составлению сценария защиты проекта.
  • Урок 4. Защита проектов по группам.

Тема урока: “Химические свойства карбоновых кислот”.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Форма занятия: защита мини-проектов.

Цели:

  • Образовательные:
    • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Карбоновые кислоты”.
  • Развивающие:
    • помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;
    • содействовать развитию у школьников умений выделять главное, сравнивать, анализировать познавательный объект;
    • содействовать развитию у школьников исследовательской деятельности (умений выдвигать гипотезы, формулировать проблемы, предлагать пути их решения);
    • развивать у школьников культуру самоуправления учебной деятельностью;
    • содействовать развитию у учащихся коммуникативной культуры;
    • развивать рефлексию.
  • Воспитательные:
    • осознание учениками того, какую значительную роль играют карбоновые кислоты в жизни человека.

Методы:

  • метод проектов;
  • демонстрационный эксперимент.

Средства обучения:

  • учебники;
  • таблицы “Вся химия в 50-ти таблицах” - “Карбоновые кислоты”;
  • компьютер;
  • медиапроектор.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
  3. Этап обобщения и систематизации.
  4. Этап подведения итогов учебного занятия.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап – 2 мин.

1. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок-защита ваших мини-проектов. Успехов вам!
Каждый из вас уже приготовился к работе.
Итак, все три группы несколько уроков самостоятельно работали над темой “Карбоновые кислоты” и подготовили мини-проекты с использованием демонстрационного эксперимента и слайдов презентации. После выступления каждой группы, вы должны задать им вопросы по теме, и отметить правильность ответа.

2. Раскрытие общих целей урока и план его проведения.

– Цели нашего сегодняшнего урока не только рассмотреть химические свойства карбоновых кислот, но и проверить ваши знания. Для этого у вас на столах лежат листы с заданиями. Их три, по числу групп. После выступления каждой группы, вы будете отвечать на соответствующее задание на отдельном листочке, а в конце урока сдадите его мне.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся – 3 мин

1. Сообщение темы урока.

Запись на доске и в тетради: “Химические свойства карбоновых кислот”.

2. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.

– А зачем нам нужно знать химические свойства карбоновых кислот?

Ответы учащихся о применении карбоновых кислот.

3. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Составление кластера:

Запись на доске и в тетради.

III. Этап обобщения и систематизации –   30 мин.

Этап поводится устно, с показом слайдов, без записи в тетрадях. Защита проектов длится по 5-6 мин. у каждой группы, по 1-2 мин. дается на ответы оппонентам.

1 группа: Общие свойства кислот (см. слайд № 1 Презентации)

Общие свойства неорганических кислот

Общие свойства органических кислот

1. Молекулы кислот в водном растворе диссоциируют:

   

2. Кислоты реагируют с металлами. Демонстрация опыта

  2СН3СООН + Мg ––>

3. Кислоты реагируют с основными и амфотерными оксидами.

   

4. Кислоты реагируют с солями более слабых и летучих кислот.
Демонстрация опыта

  2СН3СООН + СаСО3 ––>

5. Кислоты могут образовывать кислотные оксиды (или ангидриды).

Вывод группы:
Вопросы – ответы
Вопрос всему классу: ответьте на вопросы 1-го задания, которые лежат на партах, подпишите свои листочки.

Задание 1. Из предложенных схем, недописанных уравнений реакций, выберите только те, которые характеризуют свойства карбоновых кислот, общие с неорганическими кислотами (cм. Приложение). Выпишите соответствующие схемы и допишите их на своих листочках.

2 группа: Свойства, общие для всех органических кислот (см. слайд № 2 Презентации)

Участники устно комментируют в общем виде:

1. Реакция этерификации:

R–COOH + HO–R` ––> R–COO–R` + H2O

Демонстрация опыта: СН3СООН + НО–С2Н5 ––> …

2. Хлорирование углеводородного радикала:

    R–СН2–COOH + Сl2 ––> …

Вывод группы: …
Вопросы – ответы
Вопрос всему классу: ответьте на вопросы 2-го задания.

Задание 2. Из предложенных схем, недописанных уравнений реакций в Задании 1, выберите только те, которые характеризуют свойства (не индивидуальные) карбоновых кислот. Выпишите эти схемы и допишите их на своих листочках.

Учитель обобщает и делает вывод по защите проектов 1 и 2 групп учащихся.

3 группа: Индивидуальные свойства (см. слайд № 3 Презентации)

1. Муравьиная кислота.

Демонстрация опыта:

А) качественная реакция на альдегид (реакция “серебряного зеркала”): …
Б) разложение при нагревании: ….

2. Олеиновая кислота.

Демонстрация опыта:

Качественная реакция на двойную связь (обесцвечивание р-ра KMnO4).

3. Акриловая кислота

Реакция полимеризации: …

Вывод группы:

Вопросы ответы …

Учитель обобщает и делает вывод по защите проекта 3 группы учащихся.

IV. Этап подведения итогов учебного занятия

Подведение итогов самими учащимися (анонимно поставить оценки каждой группе на выданных листках).

    № групп 1 группа 2 группа 3 группа
    оценки      

Общий вывод учителя.

V. Домашнее задание

Записать в тетради все известные вам химические свойства в виде уравнений реакций:

  • 1-я группа: для муравьиной кислоты;
  • 2-ягруппа: для акриловой кислоты;
  • 3-я группа: для пропионовой кислоты.

VI. Рефлексия

– На ваших листочках запишите, пожалуйста, продолжение выражения: “Карбоновые кислоты – это …”

Собрать листочки с выполненными заданиями и листки с оценками группам.

– Спасибо всем! Хорошо поработали. Оценки будут на следующем уроке, с учетом выполненных заданий на листочках.