Современная критическая экологическая ситуация, когда исчезает естественная красота природы, ухудшаются условия местообитания человека, заставляет общество задуматься о будущем.
“Все большее число специалистов склоняются к мнению, что главная причина экономического кризиса кроется не только в отсталых технологиях, малоэффективной природоохранной деятельности и несовершенстве законодательства, но в крайне низкой культуре людей”. (Дежникова Н.Н.)
Воспитание экологической культуры – одно из основных средств выхода из экологического кризиса, на грани которого находиться наша Земля.
Опыт показывает, что участие в практических природоохранных мероприятиях позволяет молодым людям лучше адаптироваться в обществе, создает стимул для их личностного роста и творческого саморазвития. Осознавая свою причастность, пусть к небольшому, но значимому для общества и природы делу, школьники не только решают конкретные природоохранные задачи, но и находят новых друзей, учатся общаться в коллективе, приобретают новые навыки и умения. Трудовая деятельность природоохранного характера на практическом уровне обогащают опыт эмоциональных переживаний детей и подростков, способствуя становлению опыта поведения в природных условиях. Таким образом, практическая природоохранная деятельность является необходимым условием формирование экологической культуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 11 июля 1996 года принято решение о ежегодном проведении на территории России с 15 апреля по 5 июня Дней защиты от экологической опасности под девизом: “Экология – безопасность – жизнь”. В рамках этих дней особо отмечается:
- 22 апреля – День Земли;
- 26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах;
- 1 июня – День защиты детей;
- 5 июня – День охраны окружающей среды.
Областная и районная природоохранная операция “Наш дом – Земля” проводится в рамках Дней защиты от экологической опасности, основная цель которой привлечение внимания общественности и подрастающего поколения к последствиям экологических нарушений в окружающей среде, формирование экологической культуры детей и подростков посредством включения их в проведение конкретных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды.
Операция “Наш дом – Земля” включает четыре этапа:
- 1 – подготовительный – до 15 апреля;
- 2 – с 15 по 30 апреля – экологические десанты под девизом: “Очистим планету от мусора”;
- 3 – с 10 по 20 мая – экологические десанты под девизом: “Зеленый наряд городу (селу)”;
- 4 – с 21 мая – по 5 июня – экологические праздники, массовые мероприятия с подведением итогов.
Подготовительный период предусматривает:
- принятие решений (Постановлений) о подготовке и проведении на конкретной территории мероприятий по проведению операции “Наш дом – Земля”;
- проведение экологических разведок по выявлению в природе объектов первоочередной заботы (выявление в своем микрорайоне школы сухих деревьев, состояние цветников, газонов, мусорных свалок и т. д.);
- проведение аукциона экологических идей;
- разработку программы природоохранной операции “Наш дом – Земля” в ОУ, памяток.
Основной подход к организаций деятельности выражается в том, что она должна носить общественно-полезный характер, быть направлена на решение конкретных региональных и локальных проблем охраны окружающей среды. Выбираются практические дела, исходя из реальных возможностей и окружающей обстановки. Необходимо правильно организовать эти дела, чтобы каждый почувствовал значимость своего труда. Все проводимые мероприятия должны быть также согласованы с природоохранными службами.
В рамках первого этапа (с 15 по 30 апреля – экологические десанты под девизом “Очистим планету от мусора”) возможно проведение таких практических природоохранных мероприятий, как:
- Экологические акции: “Чистая вода”, “Чистая Земля”, “Чистый двор”, “Чистая улица”, “Чистый подъезд”, “Вторая жизнь пластиковой бутылки”, “Малым рекам – полноводность и чистоту” (очистка берегов водоемов и русел водотоков малых рек и ручьев, укрепление берегов).
- Экологические трудовые десанты по уборке пришкольной территории, парков, садов, городского леса, по сбору металлолома и макулатуры.
- Чистка, благоустройство и паспортизация родников.
- Благоустройство памятников в каждом населенном пункте.
- Организация экологических десантов, рейдов по восстановлению нанесенного природе ущерба.
- Изготовление и развешивания птичьих домиков.
- Выявление и ликвидация несанкционированных свалок.
- Проведение экологических субботников.
Второй этап “Зеленый наряд Отчизне” предполагает созидательный труд в природе:
- Посадка зеленых насаждений, благоустройство территории, закладка аллей, скверов, дендрариев, создание экологических и туристических троп, озеленение и благоустройство памятных и мемориальных мест.
- Организацию экологических патрулей по охране зеленых насаждений, предупреждению пожаров, охране и спасению рыб, птиц и других животных, по контролю за сохранением редких видов.
- Выращивание рассады цветов, овощей для учебно-опытного участка школы, детских садов, озеленения населенного пункта, продажи местному населению.
- Выращивание комнатных растений для озеленения ОУ.
В период с 21 мая по 1 июня в ОУ проводятся экологические праздники, массовые мероприятия с подведением итогов и награждением. Массовые мероприятия экологического воспитания направлены на формирование целостного мировоззрение учащегося с гармонично развитыми сферами индивидуальности, интегративными личностями и психическими качествами, позволяющими жить в гармонии с окружающей средой и активно участвовать в сохранении окружающего мира. Поэтому чрезвычайно важно подключать ребят к массовой познавательной и практической, исследовательской и пропагандистской деятельности, чтобы учащиеся заняли активную позицию в подготовке и проведений экологических мероприятий. Это способствует воспитанию таких качеств, как: инициативность, способность к сотрудничеству, совестливость, общительность, тягу к справедливости; формируют опыт принятие решений и поведения в социоприродной среде; навыки межличностного взаимодействия и умения создавать благоприятный эмоциональный фон. Основным условием этого процесса является соответствие содержание экологических мероприятий форме их выражения. А также необходимо отойти от формализаций проведения мероприятий, проводя их планово, с обязательным оповещением всех учащихся и освещением хода мероприятий, как и проведением итогов с награждением. В то же время следует отказаться от количественного принципа проведения массовых форм, что отражается на формальном отношении к ним ребят, снижая уровень их экологической воспитанности. В разработке сценариев мероприятий можно использовать следующую литературу: журналы “Педсовет”, “Воспитание школьников”, книги из серии “Праздник в школе”, Борисова Н.Ю. “Массовые эколого-биологические мероприятия”. Тверь. 1993 и др.
В рамках природоохранной операции рекомендуется проведение “Дня экологических знаний”, “Недели экологии”, “Декад экологии”, “Месячника экологии”, экологического марафона, экологических конкурсов и смотров, экологических маршей, походов, экспедиций, исследований, организация экологических троп, а также проведение семинаров, круглых столов для педагогов по вопросам экологического образования и воспитания.
Развитие экологического миропонимания и формирования экологической культуры детей необходимо начинать на самых ранних этапах жизни, поэтому организуется работа и в дошкольных образовательных учреждениях.
Если школьники уже не один год принимают активное участие в природоохранных мероприятиях, можно предложить им самим провести занятия с детьми младшего возраста, например, в детском дошкольном учреждении, в детском доме. Желательно подключить к участию взрослых (родители и местное население), и проводить совместные природоохранные мероприятия. В течение всей операции необходимо проведение информационной работы:
- Освещение хода операции в средствах массовой информации на уровне образовательного учреждения, района, области.
- Проведение агитационно-пропагандистских мероприятий (лозунги, плакаты, листовки, обращения, призывы, агитбригады и т.д.).
- Организация специальных выставок и экспозиций (“Мир родной природы”, “Планета – наш дом”, “Моя Отчизна”, “Природа и фантазия” и т. д.).
Проведение данной работы будет способствовать активизации населения в природоохранном деле.
Предлагаемую форму отчета (см. Приложение) желательно сопровождать фотографиями, отражающими ход операций, интересными сообщениями учащихся о проделанной работе, лучшими работами участников конкурса, сценариями наиболее удачных экологических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
- Востриков Е. Формирование экологической культуры школьников в центре “Радость природы // Народное образование. – Н. 6. – 2003. – С. 187.
- Герасимова С.И. Взаимодействие школьников с природными объектами. // Дополнительное образование №2, 2005.
- Герасимова С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии // Дополнительное образование. – Н. 1. 2004. С.43.
- Коломыцева Г.М. Таймыр – наш дом. Что в доме том? // Дополнительное образование. Н. 1. 2004. С.34.
- Ковальчук Л.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. Киров, 1990.
- Куликова Г. Живи, дерево! Акция московского эколого-просветительского Центра “Заповедники” // Народное образование. Н. 3. 2004. С. 238.
- Кравченко Н.Г. Формирование активной жизненной позиции современного подростка в экологической деятельности //Дополнительное образование. Н.9. 2002. С. 44.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5–11 классы. – М.: “5 за знания”, 2005.
- Муравьева Е.Г. Войди в природу другом. // Бюллетень. Н.4. 2002. С.37.
- Разумовская Т.В. и др. Положение о проведении общешкольного дела “экологический марафон” // Классный руководитель. Н. 1. 2002. С. 98.
- Почитаева М.З. На тропах природы Методическое пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004.