Работа в группах построена на алгоритме выполнения заданий: разговор в классе – группы представляют свою работу, коррекция, когда группы вносят исправления и дополнения в свой вариант выполнения заданий. Для реализации дифференциации обучения математике использую индивидуальные карточки. Такие карточки предлагаю чаще всего на уроке или “сильному” ученику, чтоб он не “скучал” во время работы с классом, или “слабому”, чтобы было за что поставить оценку, или группе учащихся. Основная цель включения карточек в учебный процесс – оперативное установление обратной связи. Полученная информация в результате такой работы по карточкам позволяет учителю сделать вывод о достижении базового уровня знаний на данном этапе изучения темы. Кроме того, в рамках такой работы учитель имеет возможность помочь “слабому” ученику в решении задач и усвоении теоретического материала, а “сильному” продемонстрировать свои знания. “Средний” ученик имеет возможность продолжить свою продвинутость на данном этапе обучения. Таким образом, очевидна и воспитательная функция работы с карточками. Учитывая неоднородность учащихся класса, необходимо готовить карточки А – для группы учащихся с низким уровнем усвоения, карточки Б – для учащихся со средним уровнем усвоения, карточки В – для учащихся продвинутого уровня.
Тема: Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
Цели:
- Образовательные:
- выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами при вычислении значений числовых выражений;
- отработать алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
- Воспитательные:
- воспитание коммуникативных и информационной культуры учащихся;
- умение учащихся данной группы построить на короткое время взаимодействие, исходя из особенностей задач.
- Развивающие:
- интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
- активизация самостоятельной деятельности.
Деятельность учителя: осуществление дифференцируемого развивающего обучения, поддержание обратной связи с группами в непрерывном виде.
Форма урока: семинар-практикум.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая.
Тип урока: урок практической работы.
Эпиграф:
Ну что сказать, ну что сказать?
Девиз сегодня наш:
Один за всех, один за всех,
И все мы – за наш класс!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня необычный урок, а урок-семинар. На этом уроке мы вспомним все теоретические знания и практические умения, которые приобрели при изучении темы “Сложение и вычитание отрицательных чисел, чисел с разными знаками”. Вы должны показать умения выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
Класс разбит на три группы, поэтому каждый несет ответственность не только за себя, но и за всю группу, а любой ее член может прийти вам на помощь.
II. Проверка домашнего задания осуществляется ассистентом, в каждой группе.
III. Устный счет. Зрительный диктант
А. Дан ряд чисел 7; 9; – 40; 15; – 1; 0; – 7; – 9.
- расположите числа в порядке возрастания;
- найдите среди них противоположные;
- назовите все отрицательные числа среди них. Где на координатной прямой расположены отрицательные числа? Положительные числа?
Б. Решите уравнение:
| х | = 1,5;
| х | = 0
В. Найдите значение выражения:
(– 3,9 + 3,9) + (– 9,1);
(4,8 + (– 15)) + (– 4,8).
IV. Дидактическая игра “Реши и прочти” с использованием исторического материала
На доске плакат, на котором зашифровано слово.
Задание: Решите устно примеры, замените ответы соответствующими буквами. Расшифровав слово, запишите его в тетради.
М |
Р |
Б |
А |
У |
П |
Г |
Т |
– 4,5 |
– 1 |
– 15 |
8 |
0 |
– 4 |
– 9 |
– 1,1 |
Раздаются карточки с заданиями каждой группе разной сложности.
1 группа:
- 20 – 35 = – 15 (б)
- – 2 / 3 – 1 / 3 = – 1 (р)
- – 9 + 17 = 8 (а)
- – 9 + 4,5 = – 4,5 (м)
- – 36 + 44 = 8 (а)
- – 18 = 9 = – 9 (г)
- – 2 + 2 = 0 (у)
- 4 – 8 = – 4 (п)
- – 3,5 + 2,4 = – 1,1 (т)
- – 52 + 60 – 8 (а)
2 группа:
- – 40 + 25 = – 15 (б)
- – 3 / 4 – 2,8 = – 1 (р)
- – 8 + 16 = 8 (а)
- – 13 + 8,5 = – 4,5 (м)
- – 15 + 23 = 8 (а)
- 27 – 36 = – 9 (г)
- – 1 / 4 + 1 / 4 = 0 (у)
- – 12 + 8 = – 4 (п)
- 13,5 – 14,6 = – 1,1 (т)
- – 45 + 53 = 8 (а)
3 группа.
- – 18 + 33 = – 15 (б)
- – 3 / 16 – 13 / 16 = – 1 (р)
- – 13 = 21 = 8 (а)
- – 14 + 9,5 = – 4,5 (м)
- – 13 + 21 = 8 (а)
- – 34 + 25 = – 9 (г)
- – 12 / 5 + 12 / 5 = 0 (у)
- – 31 / 8 – 7 / 8 = – 4 (п)
- 25,5 – 26,6 = – 1,1 (т)
- – 17 + 25 = 8 (а)
– Итак, загадано слово – БРАМАГУПТА. Вы узнали имя индийского математика Брамагупта, который жил в VI веке и один из первых стал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа этот математик представлял как “имущество”, а отрицательные числа – как “долги”. Правила сложения отрицательных и положительных чисел он выражал так: сумма двух имуществ – имущество.
(+ Х) + (+ Х) = (+ Х)
сумма двух долгов есть долг:
(– Х) + (– Х) = (– Х)
Учащиеся второй группы делают сообщения об истории возникновения отрицательных чисел.
– Когда и где появились отрицательные числа? Ни
египтяне, ни вавилоны, ни даже древние греки
чисел этих не знали. Впервые с отрицательными
числами столкнулись китайские ученые (2 век до
нашей эры) в связи с решением уравнений, однако
знаки “ + “ или “ – “ тогда не употребляли, а
изображали положительные числа красным цветом, а
отрицательные – черным, называя их “фу”.
Индийские математики Брамагупта (VII век) и
Бхаскара (XII век) с помощью положительных чисел
выражали имущество, а с помощью отрицательных
“долг”. Они составили правила действий для этих
чисел. Однако долгое время отрицательные числа
считали не настоящими, фиктивными, абсурдными.
В Европе к отрицательным числам обращается
итальянский математик Леонардо Фибоначчи, но в
учении об отрицательных числах далее
продвинулся М.Штифель (XVI век). Отрицательные
числа он называл как “меньше чем ничто” и
говорил, что нуль находится между истинными и
абсурдными числами. И только после работ
выдающегося ученого Р.Декарта (XVII век) и других
ученых (XVII – XVIII века) отрицательные числа
приобрели “права гражданства”.
V. Тренажер (тренировочные упражнения на отработку умений и навыков сложения положительных и отрицательных чисел)
Карточки группам.
По дидактическому материалу:
- № 224 (а, д) 1 гр. – 1 в стр. 20 – 21
- № 225 (а) 2 гр. – 2 в стр. 46 – 47
- № 227 (а, д) 3 гр. – 3 в. стр. 75
- № 228 (а) стр. 103 – IV в.
- № 229 (а, б, в)
- № 236 (а, в)
- № 237 (а)
В конце урока тетради собираются и выставляются оценки.
VI. Физкультпауза
VII. Индивидуальная работа по карточкам у доски
Решите уравнение:
А. Х – 3 = 6
В. Изобразить на координатной прямой точки А (4, 5), В (– 1 / 2), С (6), Д (– 8, 5) и найдите расстояние между парой самой дальней и самой близкой друг от друга точек.
VIII. Проверка домашнего задания: стихи, сказки.
Дети должны были составить стихи и сказки на тему: “Положительные и отрицательные числа”.
IX. Дидактическая игра: “Поле чудес”
– Проверим, хорошо ли мы усвоили правила сложения положительных и отрицательных чисел и умеете ли вы их применять.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
2 |
п | у | с | т | ь | в | с | е | г | д | А | б | у | д | е | т | м | а | м | а |
1. – 3,4 + (– 1,8) = – 5,2 3. – 11,3 + 7,8 = 3,5 5. – 4,8 + (– 3,5) = – 8,3 7. – 0,5 + (– 4,9) = – 5,4 9. – 11,3 + 16,6 = 5,3 11. – 4,1 + 12,1 = 8 13. 8 + (– 1,6) = – 8 15. 14 + (– 8,3) = 5,7 17. – 9,2 + 9,2 = 0 19. –3 1/4 + 31/4 |
2. – 3,2 + (– 4,8) = – 8 4. – 37 + (– 5) = – 42 6. – 4,5 + (– 4,7) = – 9,2 8. – 21,4 + 27,1 = 5,7 10. 15 + (– 9,3) = 5,7 12. – 3,5 + (– 4,1) = – 7,6 14. – 9,6 + 3,5 = – 6,1 16. – 4,9 – 37,1 = – 42 18. 18 + (– 10) = 8 20. 32 + (– 24) = 8 |
п |
у |
в |
Ъ |
с |
т |
Е |
а |
д |
г |
б |
М |
– 5,2 |
– 8 |
– 9,2 |
– 8,3 |
– 3,5 |
– 4,2 |
5,7 |
8 |
– 6,1 |
5,3 |
– 7,6 |
0 |
Необходимо назвать номер карточки и букву, соответствующую полученному ответу. В результате должно получиться: Пусть всегда будет мама.
– Какой праздник приближается?
– Дома составить открытку из разных геометрических фигу, вырезанных из цветной бумаги и надеюсь, каждой маме будет очень приятно услышать слова из песни: “Мама, милая мама! Как тебя я люблю!”. Можете написать их на свою открытку, а я заканчиваю урок этими словами.
X. Итог урока
XI. Задание на дом
- № 234 (а, д)
- №236 (а, б)
- № 237 (а, б)
- № 238 , № 239
По дидактическому материалу:
- стр. 104 – группа 1;
- стр. 75 – 76 – группа 2;
- стр. 20 – 21 – группа 3 (для “слабых”).
Используемая литература:
1. Н.Я.Виленкин и др. Математика 6 класс.
2.А.С.Чесноков, К.И.Нешков. Дидактические
материалы по математике 6 класс
3. Энциклопедический словарь юного математика.
Москва. “Педагогика” 1985.
4. Индивидуальные карточки.