Тема: Природа нашего края. Почвы.
Цель: изучить состав и свойства почвы.
Задачи:
- сформировать знания на уровне:
- понятий (почва, состав почвы, свойства почвы, виды почв),
- представлений (опыты в классе с натуральным объектом – почвой),
- причинно-следственных связей (от состава почвы зависят её свойства);
- сформировать умения (работы с учебником, видеть причины явлений, ставить элементарные опыты);
- сформировать навыки наблюдений, работы с планом;
- развивать:
- природное понятие "Природа нашего края",
- личность ребёнка: ассоциативно-образное и логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), видеть цель, добиваться результатов, работать в коллективе, монологическую речь, память, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету, самостоятельность;
- осуществлять:
- экологическое воспитание (виды охраны почв),
- эстетическое воспитание (всё растительное богатство существует благодаря почве),
- трудовое воспитание (о профессиях: агроном, тракторист);
- вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Оборудование:
- Для учителя: табличка "лаборатория", белый халат, лабораторное оборудование, музыкальное сопровождение, научная программа, кроссворд, план, коллекция почв, карточки (состав почв, свойства почвы, виды почв), выставка книг.
- Для учащихся: колпачки, значок "Юный исследователь", тетради, учебники, лабораторное оборудование, почва, коллекция почв.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Встаньте, поздоровайтесь, у всех хорошее настроение, улыбнитесь пожалуйста друг другу, начинаем урок окружающего мира. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.
II. Анализ погоды (страничка календаря).
III. Создание мотивации (стимулирование через игровой метод, чтобы заинтересовать детей в необходимости урока).
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных баночек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?
Дети: Наш класс похож на лабораторию.
(На двери появляется табличка "Лаборатория".)
Учитель: Верно, а мы с вами учёные-исследователи. Если вы мне позволите, я буду научным руководителем.
(Учитель надевает белый халат, детям - колпачки.)
– Так как мы с вами учёные-исследователи, то должны работать правильно, быстро, организованно, чтобы ещё и заработать значок "Юный исследователь". Все записи будем вести каждый в своём лабораторном журнале. Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте прослушаем рассказ Ильина "Чудесная кладовая" и в результате прослушивания определим тему исследования.
Читает заранее подготовленная, ученица. Чтение сопровождается спокойной музыкой, дети сидят в произвольном положении, как им удобно.
IV. Сообщение темы и целей урока (исследования)
Учитель: Кто уже догадался, какова тема нашего исследования? Назовите.
Дети: ... почва.
Учитель: Верно, сегодня на уроке мы выясним, из чего состоит почва, определим её свойства, а также вы узнаете, какие почвы бывают.
V. Активизация уже имеющихся знаний (повторение материала прошлого урока)
Учитель: С каким понятием мы познакомились на предыдущем уроке?
Дети: … почва
Учитель: А что такое почва? Кому трудно ответить, откройте свои лабораторные журналы, рассмотрите зарисованное вами почвенное обнажение.
Дети: Почва – верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.
VI. Изучение нового материала
Учитель: Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. А какую?
Дети: Благодаря почве существует всё живое на земле.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему писатель Ильин назвал почву "кладовой"?
Дети: … верхний плодородный слой земли, на котором растут травянистые растения и в котором можно найти животных и их останки.
Учитель: Что вообще у нас называется кладовой?
Дети: Место, где хранятся запасы.
Учитель: Чтобы выяснить, что находится в этой кладовой, проведём исследования. Работу будем вести, согласно научной программе.
На доске:
Научная программа:
|
– Итак, внимание! Начинаем наше исследование. Опыты будем комментировать по такому плану:
1. Что хотим узнать из этого опыта?
2. Как узнаем (какие приборы)?
3. Что делаем во время опыта?
4. Что наблюдаем?
5. Почему это произошло?
6. Где в природе можно встретить это явление?
– У кого будут возникать вопросы, задавайте сразу по ходу урока.
- Опыт 1. Сжигание сухих листьев.
- Опыт 2. Обнаружение перегноя из обыкновенной почвы (запах, дым).
- Опыт 3. Описание смотри на странице 50 учебника.
- Опыт 4. Обнаружение воды.
- Опыт 5. Обнаружение песка и глины (в учебнике станица 50, №4)
- Опыт 6. Обнаружение воздуха.
(После каждого опыта – вывод, описание опытов смотри в учебнике на стр. 49-50 или в Приложении 1)
– Да, и вода, и воздух ценны для жизни растений, но для питания растений необходимы и другие вещества. А вот какие, мы с вами сейчас выясним. Для этого возьмём 3 – 4 столовых ложки почвы, размешаем её в небольшом количестве воды, профильтруем 3 – 4 капли на стекло, стекло водим над спиртовкой (вода испарилась, остался белый налёт). Что это? (Опыт проводит учитель.)
Дети отвечают.
Учитель: Это соль, которыми питаются растения, всасывая их из почвенной воды, в которой они были растворены. Итак, состав почвы (в тетради, на доске в виде карточки):
|
– Состав почвы зависит от природных условий. Чем больше тепла и влаги, тем она ценнее.
VII. Физпауза (под музыку)
VIII. Объяснение нового материала (продолжение)
Учитель: Мы с вами выяснили, почему почва – это кладовая. А почему же это чудесная кладовая?
Дети: В ней имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой, …, то есть каждый компонент имеет своё значение, а самое главное, что в почве есть перегной.
Учитель: От количества перегноя зависят свойства почвы. Чем его больше, тем почва плодороднее. Плодородие – основное свойство почвы.
Свойства почвы главное свойство – плодородие; |
– Также от количества перегноя зависят типы почв и их свойства. О некоторых типах почв вы сейчас прочитаете сами (в учебнике стр. 51, 2 абзац)
(Обращение к плану – научной программе.)
– Когда будете читать подчеркните названия типов почв.
Дети работают самостоятельно.
– Пожалуйста, о каких типах почв вы прочитали?
Дети: О черноземных, о подзолистых.
Учитель: Найдите их у себя в коллекции. Рассмотрите черноземные, в них много солей, она рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. Подзолистые – по цвету напоминают золу. Ребята, существует ещё много типов почв. Например, как вы думаете, как называются почвы, в которых много песка?
Дети: Песчаные.
Учитель: Как называются почвы, в которых много глины?
Дети: Глинистые.
Учитель: Найдите их у себя в коллекции. Об этих типах почвы ребята приготовили нам сообщения.
1. Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на её поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твёрдая и плотная, её трудно обрабатывать.
2. Песчаные почвы хорошо пропускают воду, хорошо прогреваются солнцем, но они быстро высыхают, засушливы, в них тоже мало перегноя.
Учитель: Спасибо, ребята, за сообщения. Как вы думаете, какие виды почв наиболее часто встречаются в нашем крае? Почему?
Дети: Подзолистые, глинистые, потому что…
Виды почв
|
Обращение к плану – научной программе – пункт № 4.
Учитель: Как видите, почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Но почву можно улучшить. У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы ваша почва была более плодородной.
Дети: Перекапываем, чтоб была рыхлой; поливаем, чтобы была влага; удобряем навозом, золой, перегноем, солями.
Демонстрация солей, золы.
Учитель: Соли вносят в малом
количестве. Правильно ребята, всё это делает
почву в вашем огороде плодородней и повышает
урожай.
Представьте, что когда-то на земле вообще не было
почв, везде было пусто, но с образованием этой
чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней.
Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как
и другие природные элементы, нуждается в охране и
бережном отношении. Если почва истощается, ей
нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может
восстановить почву ни удобрениями, ни
обработкой. Почву восстановить может сама
природа, при чём очень медленно: за сто лет – один
сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро – в
течение одного года. Как вы думаете, что
разрушает почву?
Дети: Вода; ветер – на открытых пространствах.
|
Учитель: Глядя на эти причины, как желательно предотвратить разрушение почв?
Дети отвечают.
Учитель: А какую помощь можете оказать вы?
Дети: Собирать семена, помогать в посеве, прополке молодых саженцев…
Учитель: Принимали ли вы участие в охране почв? Расскажите.
Дети рассказывают.
Учитель: В своих огородах мы сами ухаживаем за почвой, обрабатываем её. А кто же занимается, например, в совхозе этим? Расскажите.
Дети: Трактористы вспахивают почву плугом, рыхлят боронами, удобряют, удаляют с полей разные сорные травы. Агрономы подскажут трактористам, пора ли поливать, какими удобрениями подкармливать.
Обращение к плану.
IХ. Закрепление
Класс делится на 3 группы:
- 1 группа получает задание: Закончи предложение: "Если в раз исчезнут на Земле все почвы, то …".
- 2 группа разгадывает кроссворд.
- 3 группа выполняют тест.
КРОССВОРД
- Основное свойство почвы.
- Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы и свойства почв.
- Почвы с большим количеством перегноя.
- Одно из веществ, входящих в состав почвы.
- Почвы с большим количеством песка.
Учитель: Молодцы!
X. Итог урока
Вывод делают дети по плану.
Учитель: Вот и подошло к концу наше
исследование. Вы меня очень порадовали, дети,
потому что работали все дружно, с интересом, не
допуская ошибок. Вы действительно настоящие
исследователи, поэтому каждому из вас вручается
знак "Юный исследователь". Но а чтобы стать
научным руководителем, вы должны самостоятельно
читать дополнительный материал. Я предлагаю вам
следующее:
1. Энциклопедии "Почемучка", "Что такое,
кто такой?"
2. Занимательное природоведение.
Те знания, которые вы получили в ходе
сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем
в старших классах при изучении такой интересной
науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок
прошёл интересно, вы получаете домашнее задание
(по группам) – на ваш выбор.
Задание 1 группе:
- По наблюдениям;
- Пересказ текста учебника стр. 50 – 51;
- Творческое – "Помоги растению" (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние).
Задание 2 группе:
- По наблюдениям;
- Составить план статьи учебника стр. 49 – 51;
- Творческое – сочинить сказку "Приключение жучка из недр почвы на поверхность".
Литература:
- Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – Москва, Омега, 2002.
- Корчагина О.Ю. Природоведение. Справочник для начальной школы. – Москва, 2000.
- Погорелова Н.А. Окружающий мир. Развитие познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природы. – Екатеринбург, 1999.
- Рабочая тетрадь – экологический практикум. – Под ред. Виноградовой Н.М. – Москва, Вентана – Граф, 2002.