Актуальность, цели и задачи комплексной программы:
Любая страна, нация нуждается в наличии
действительной, эффективной системы
патриотического воспитания граждан адекватной
по содержанию и методам, сложившейся в обществе
политической и социально-экономической
ситуации. При этом методы и формы
патриотического воспитания видоизменяются и
обновляются по мере происходящих политических,
экономических и социальных перемен в стране и
мире. Особенно настоятельна необходимость в
эффективной системе патриотического воспитания
в современной России находящейся на крутом
историческом переломе.
В 90-е годы фактически оформился и был
зафиксирован на уровне государственной политики
социальный заказ на развитие школьного
гражданского воспитания, отвечающего
современным потребностям.
В национальной доктрине образования в
Российской Федерации и в Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года в
качестве приоритетного направления
деятельности современной школы названо
гражданское образование и воспитание.
В государственной программе “Патриотическое
воспитание граждан Российской федерации на 2001–2005
гг.” поставлена задача формирования
патриотических чувств и сознания граждан на
основе исторических ценностей и роли России в
судьбах мира, сохранения и развития чувства
гордости за свою страну, воспитания личности
гражданина-патриота Родины. (Приложения
1, 2, 3)
Правовой базой для составления программы являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Генеральная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Задачи:
- Создание условий для развития гражданского воспитания в школе.
- Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
- Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
- Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.
Основные принципы организации воспитания:
- Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”. - Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
- Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
- Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
- Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта воспитания и заключению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятие решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность.
- Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Участники программы: учащиеся 1–11-х классов Новоярковской СОШ.
Кадровое обеспечение:
- педагоги Новоярковской СОШ;
- педагоги дополнительного образования;
- психолог;
- медицинский работник школы;
- заведующая ЦСПСиД;
- педагоги школы искусств;
- воспитатели детского сада;
- тренер спортшколы.
Организация программы
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее.
III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна под готовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины..
Управление программой
1. Информационно-мотивационное обеспечение.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. 2. 3. 4. |
Ознакомление педагогов с
научно-методической информацией по проблеме
патриотического воспитания. Создание базы данных по данному направлению деятельности. Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности. Организация заседания Совета Общественности по проблеме “Патриотического воспитания школьников, как условие для воспитания личности” |
2006 г. 2006–2007 г. 2006 г. |
Администрация школы ЗВР Библиотекарь ЗВР, старшая вожатая Психолог, учитель ОБЖ, физруки школы ЗВР, Совет ветеранов |
2. Методическое обеспечение программы.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. 2. 3. 4. |
Выставка и обзор новинок литературы по
данной проблеме. Анализ методической литературы, статей и публикаций. Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса. Оформление методической копилки по данной теме. |
Сентябрь–ноябрь 2006 2006 г. 2006 г. 2006–2008 |
ЗВР, библиотекарь. Метод совет, ШМО гуманитарного цикла ЗВР, преподаватель ОБЖ ЗВР, старшая вожатая, психолог ЗВР, библиотека, преподаватель ОБЖ |
3. Работа с педагогическими кадрами.
№ | Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. 2. 3. |
Педагогические советы: (тематические) – “О концептуальных подходах к организации правового образования в общеобразовательных учреждениях”; “Организация исследовательской краеведческой работы в школе как важнейшее условие гражданско-патриотического воспитания школьников” Совещания при директоре: – “Планирование работы по подготовке празднования Дня Победы СССР в ВОВ и 70-летия образования Алтайского края. – “Методические рекомендации по созданию уголков боевой и трудовой славы, школьных краеведческих музеев” – Работа детских объединений по подготовке и проведению школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся: – Организация в каникулярное время физкультурно-оздоровительной работы в школе и спортивно-массовых мероприятий. – Сотрудничество школы и социума летом |
2006–2007 2007 2006–2010 |
ЗУВР, ЗВР, ШМО, преподаватель ОБЖ ЗУВР, ЗВР, учитель физ. культуры и ОБЖ, руководители Д/О, Совет ветеранов Д, ЗВР, старшая вожатая, преподаватель ОБЖ, учитель физ. Культуры, Общий Совет, Д/О “Будущий воин” |
4. Работа с учащимися.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9 |
Подготовка рекомендаций по теме
воспитательной работы “Воспитание гражданина”
с 1-го по 11-й классы Школьная и районная олимпиада по правоведению, обществознанию и истории Подготовка и проведение школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся: Конкурс рефератов по краеведческой тематике Районная конференция а) Малая Родина б) Россия и мир в) Я и мои права Районный конкурс краеведческих уголков “Малая Родина” Посещение Государственного краеведческого музея г. Камень на Оби, г. Барнаул “Вахта Памяти” “Мы – внуки твои Победа!” Операция “Утренняя Зорька” поздравление ветеранов ВОВ |
2006–2010 |
ЗВР, Д, ЗВР, старшая вожатая, преподаватель ОБЖ, учитель физ. Культуры, Общий Совет, Д/О “Будущий воин” ЗВР, старшая вожатая, преподаватель ОБЖ, учитель физ. Культуры, Общий Совет, Д/О “Будущий воин” |
5. Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.
№ |
Содержание работы |
Ссроки |
Ответственные |
1. 2. |
Конференция лекторий для родителей: – “Духовная жизнь в семье” – “Как организовать отдых ребенка” – “Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании Заседание оргкомитета “Сотрудничество” |
2006–2008 2007–2008 |
Классные руководители, психолог Совет ветеранов, Общий совет учащихся |
6. Контроль, анализ и регулирование программы.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. 2. 3. |
Посещение занятий с целью контроля за
выполнением нормативных
санитарно-гигиенических требований к
организации воспитательного процесса. Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся. Анализ результатов творческой деятельности. |
В теч. всего периода |
Адм. школы, психолог, медработник |
7. Материально-техническая и финансовая поддержка программы.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Инвентаризация
материально-технической базы школы – игровая
площадка, библиотека, спортинвентарь,
канцкульттовары, музыкальный центр. Телевизор.
Видеомагнитофон, достаточное количество
прикладного материала для обеспечения работы
кружков тренинговых занятий и т.д. |
Адм. зав.каб. ЗХЧ. |
Ожидаемый результат:
- Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
- Формирование стойкой патриотической позиции.
- Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
- Воспитание потребности в духовном обогащении.
- Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
- Воспитание уважения к труду, человеку труда.
- Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые на селе.
Методическое руководство:
- Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”.
- Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.
- Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
- Программа развития Новоярковской СОШ 2006 г.
Используемая литература: (см. Приложения 4)
- Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения;
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы;
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
- Вестник военной информации – 2000 год;
- Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников;
- Иванова Л.В. Система воспитательной работы внешкольных учреждений;
- Катуков А.М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
- Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика