Комплексно-целевая программа воспитания "Патриотическое воспитание школьников как условие для воспитания личности, гражданина, человека высокой культуры"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Актуальность, цели и задачи комплексной программы:

Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.
В 90-е годы фактически оформился и был зафиксирован на уровне государственной политики социальный заказ на развитие школьного гражданского воспитания, отвечающего современным потребностям.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.
В государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001–2005 гг.” поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины. (Приложения 1, 2, 3)

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”.
  • Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Генеральная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Задачи:

  • Создание условий для развития гражданского воспитания в школе.
  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта воспитания и заключению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятие решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность.
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 1–11-х классов Новоярковской СОШ.

Кадровое обеспечение:

  • педагоги Новоярковской СОШ;
  • педагоги дополнительного образования;
  • психолог;
  • медицинский работник школы;
  • заведующая ЦСПСиД;
  • педагоги школы искусств;
  • воспитатели детского сада;
  • тренер спортшколы.

Организация программы

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: ребята 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

II категория: учащиеся 5–8-х классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах военно-патриотической деятельности, организуемой в школе и в нее.

III категория: учащиеся 9–11-х классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического раз вития человека, его профессионально го самоопределения. Поэтому, школа должна под готовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах стран страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины..

Управление программой

1. Информационно-мотивационное обеспечение.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.
3.



4.
Ознакомление педагогов с научно-методической информацией по проблеме патриотического воспитания.
Создание базы данных по данному направлению деятельности.
Обеспечение психологической готовности педагогов к переводу цели в личные цели деятельности.


Организация заседания Совета Общественности по проблеме “Патриотического воспитания школьников, как условие для воспитания личности”
2006 г.

2006–2007 г.



2006 г.
Администрация школы

ЗВР
Библиотекарь
ЗВР, старшая вожатая
Психолог, учитель ОБЖ, физруки школы
ЗВР, Совет ветеранов

2. Методическое обеспечение программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.

3.


4.
Выставка и обзор новинок литературы по данной проблеме.

Анализ методической литературы, статей и публикаций.

Подготовка памяток-рекомендаций по нравственному – патриотическому воспитанию через создание социально-педагогического комплекса.
Оформление методической копилки по данной теме.
Сентябрь–ноябрь 2006
2006 г.

2006 г.


2006–2008
ЗВР, библиотекарь.

Метод совет, ШМО гуманитарного цикла ЗВР, преподаватель ОБЖ
ЗВР, старшая вожатая, психолог


ЗВР, библиотека, преподаватель ОБЖ

3. Работа с педагогическими кадрами.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.


2.


3.
Педагогические советы: (тематические)
– “О концептуальных подходах к организации правового образования в общеобразовательных учреждениях”;
“Организация исследовательской краеведческой работы в школе как важнейшее условие гражданско-патриотического воспитания школьников”
Совещания при директоре:
– “Планирование работы по подготовке празднования Дня Победы СССР в ВОВ и 70-летия образования Алтайского края.
– “Методические рекомендации по созданию уголков боевой и трудовой славы, школьных краеведческих музеев”
– Работа детских объединений по подготовке и проведению школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
– Организация в каникулярное время физкультурно-оздоровительной работы в школе и спортивно-массовых мероприятий.
– Сотрудничество школы и социума летом
2006–2007


2007


2006–2010
ЗУВР, ЗВР, ШМО, преподаватель ОБЖ


ЗУВР, ЗВР, учитель физ. культуры и ОБЖ, руководители Д/О, Совет ветеранов

Д, ЗВР, старшая вожатая, преподаватель ОБЖ, учитель физ. Культуры, Общий Совет, Д/О “Будущий воин”

4. Работа с учащимися.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.

3.

4.




5.
6.

7.
8
9
Подготовка рекомендаций по теме воспитательной работы “Воспитание гражданина” с 1-го по 11-й классы
Школьная и районная олимпиада по правоведению, обществознанию и истории
Подготовка и проведение школьных конференций по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
Конкурс рефератов по краеведческой тематике Районная конференция
а) Малая Родина
б) Россия и мир
в) Я и мои права
Районный конкурс краеведческих уголков “Малая Родина”
Посещение Государственного краеведческого музея г. Камень на Оби, г. Барнаул
“Вахта Памяти”
“Мы – внуки твои Победа!”
Операция “Утренняя Зорька” поздравление ветеранов ВОВ

2006–2010


2006–2008





2007
2006–2010

ЗВР,
Д, ЗВР, старшая вожатая, преподаватель ОБЖ, учитель физ. Культуры, Общий Совет, Д/О “Будущий воин”








ЗВР, старшая вожатая, преподаватель ОБЖ, учитель физ. Культуры, Общий Совет, Д/О “Будущий воин”

5. Создание условий для педагогического сотрудничества учителей, родителей, общественности.

Содержание работы

Ссроки

Ответственные

1.




2.
Конференция лекторий для родителей:
– “Духовная жизнь в семье”
– “Как организовать отдых ребенка”
– “Вопросы прав человека, толерантности в гражданско-правовом образовании
Заседание оргкомитета “Сотрудничество”
2006–2008



2007–2008
Классные руководители, психолог




Совет ветеранов, Общий совет учащихся

6. Контроль, анализ и регулирование программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

2.

3.
Посещение занятий с целью контроля за выполнением нормативных санитарно-гигиенических требований к организации воспитательного процесса.
Наблюдение за оптимальным выбором содержания мероприятий, игр, характера деятельности учащихся.
Анализ результатов творческой деятельности.

В теч. всего периода

Адм. школы, психолог, медработник

7. Материально-техническая и финансовая поддержка программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.



2.

3.

Инвентаризация материально-технической базы школы – игровая площадка, библиотека, спортинвентарь, канцкульттовары, музыкальный центр. Телевизор. Видеомагнитофон, достаточное количество прикладного материала для обеспечения работы кружков тренинговых занятий и т.д.
Привлечение Совета Общественности к вопросу поиска источника финансирования программы.
Привлечение спонсорских средств, средств социального страхования и др.

 

Адм. зав.каб. ЗХЧ.



Совет школы.

Адм .школы.

Ожидаемый результат:

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
  • Формирование стойкой патриотической позиции.
  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
  • Воспитание потребности в духовном обогащении.
  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.
  • Формирование личности, ориентированную на профессии, прежде всего, необходимые на селе.

Методическое руководство:

  • Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”.
  • Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.
  • Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
  • Программа развития Новоярковской СОШ 2006 г.

Используемая литература: (см. Приложения 4)

  • Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
  • Блонский П.П. Избранные педагогические произведения;
  • Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы;
  • Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
  • Вестник военной информации – 2000 год;
  • Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников;
  • Иванова Л.В. Система воспитательной работы внешкольных учреждений;
  • Катуков А.М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
  • Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика