Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образова-ния требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Прогрессивные педагоги разных эпох — Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский, В. А. Су-хомлинский и другие — подчёркивали необходимость взаимосвязей между учебными пред-метами для отражения целостной картины природы “в голове ученика”, для создания истин-ной системы знаний и правильного миропонимания.
Знания о природе, получаемые учащимися в начальной школе, становятся естественно-научным фундаментом диалектико-материалистического мировоззрения. Интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины позволяет детям усвоить ве-дущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, чело-век как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т. д.
Интегрированный урок — это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания явля-ется лучшим способом междисциплинарного исследования.
Структура и логика конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными принципами и ус-ловиями педагогических технологий имеют определённые функциональные назначения. По-добный урок требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением ко-торой выступает активный поиск эффективных методов его проведения. Развитие способнос-тей педагога в построении учебного процесса выражается в умении находить точки сопри-косновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам урока.
Интегрированные знания позволяют охватить содержание многих природных состоя-ний и явлений в их взаимосвязи и динамике не только на уроках природоведения, но и на уроках чтения, русского языка, математики, ОБЖ. Достижением цели интегрированного урока может быть последовательное формирование в сознании младших школьников целост-ного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку явлениям в природе и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словами.
Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, позна-вательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию спо-со6ностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создаёт возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Уроки, включающие межпредметные знания, достигают эффективности, как указыва-ет В. Н. Максимова (Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. — М.: Просвещение, 1987. С. 21), благодаря комплексному подходу к обучению, ес-ли соблюдаются определённые дидактические условия их проведения: включение интегри-рованных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизация задач с использованием интегрированных знаний, последовательное форми-рование понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональное ис-пользование разнообразных средств активизации познавательной деятельности учеников на-чальных классов.
Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегриро-ванного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач, но они не должны носить искусственный характер, а должны способство-вать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений. Учитель может использовать та-кие методические пути активизации познавательной деятельности детей, как создание проб-лемных ситуаций, повторительные беседы с выявлением знаний из смежных дисциплин, до-машние, индивидуальные и групповые задания, разрешение вопросов природоведческого ха-рактера, возникших при чтении литературы или просмотра телепередачи.
Интегрированные уроки должны иметь чётко сформулированные учебнопознаватель-ные задачи, для решения которых необходимо использование знаний других предметов. Та-кие уроки должны обеспечить высокую активность работы учащихся и повысить интерес в применении знаний из других областей. Однако межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны быть связующим звеном в понимании детьми сущности изучаемых понятий и явлений. Цель интегрирования уроков с применени-ем знаний природоведческого содержания — обучение учащихся умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин при решении новых вопросов и задач, а также для формирования природоведческих представлений и понятий и правильного отношения к ок-ружающей природной среде.
Я часто провожу интегрированные уроки по окружающему миру и изобразительному искусству; по окружающему миру и чтению; по окружающему миру и ОБЖ. Предлагаемая разработка интегрированного урока по окружающему миру и ОБЖ составлена по развиваю-щей системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Интегрированный урок по окружающему миру и ОБЖ, 2 класс.
(система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, автор учебника Е. Чудинова).
Окружающий мир: Процесс.
Цель: организовать анализ состояний наблюдаемых объектов; обнаружение условий процесса; поиск и обсуждение способов обозначения процесса;
Основы безопасности жизнедеятельности: Огонь - друг и враг человека.
Цель: закрепление знаний и умений: учимся соблюдать правила пожарной безопасности.
Оборудование: учебник-тетрадь (с.22-23); цветные карандаши, ручки, рисунки, плакаты, схемы, памятка “Малышам об огне”.
Ход урока
I. 1. Организационный момент.
- Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучениием темы по окружающему миру обобщим знания из ОБЖ.
- С каким настроением будем работать?
Минутка природоведения.
- Какая сегодня погода? (сообщения детей).
2. Проверка Д/З.
1) Что из названного является веществом? Обведи рамкой:
снегопад, железо, стол, древесина, кусок сахара, капля воды, соль, стекло, песчинка, человек, стеклышко.
2) А что состоит из веществ? Подчеркни линией.
3. Выравнивание знаний.
1) закончи схему (на плакате):
(Ответ: изделия (искусственные), живые существа, неживые тела).
2) Подчеркни слова, которые называют явления (процессы) (на доске).
Звездопад, стекляшка, солнце, ураган, лошадь, избушка, рассвет, человек.
4. Постановка учебной задачи.
Хлеб и булки огонь выпекает
И от холода нас защищает.Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
- О чем говорится в этих стихах?
- Да, об огне.
- Значит, на уроке будем говорить о нем.
II. Решение учебной задачи.
З.1. Работа по рассказу М. Ильина “Почему вода тушит огонь?”
1) Почему свеча погаснет, если опустить ее в воду? (Для горения свечи нужен воздух, а не вода).
2) Потому-то вода и тушит огонь: она не дает воздуху подойти к горящему предмету.
3) Можно другим способом потушить огонь? (накрыть его одеялом или засыпать песком).
З.2. Что значит нужно для горения? (какие условия).
Нарисуй схему процесса.
З.3. Работа по тексту Ф. Тушилкина.
1) О чем говорится в этом тексте?
- Если загорелся телевизор – выдерни шнур из розетки и накрой одеялом.
- Горящую бумагу и дрова заливай водой.
- Не заливай водой горящее масло!
- Помни, номер вызова пожарных – 01!
З.4. Чем эти тексты отличаются друг от друга?
- Второй текст – инструкция. Обведи его рамкой. Правила тушения огня расскажи родителям.
З.5. Прочитай текст. Придумай ему название. Выдели маркером главные мысли. Догадайся, какие слова пропущены, и выпиши их (“жизнь”, “дышать”).
З.6. Продолжить предложения (по группам).
1) Если из банки, куда сосед бросает спички и окурки, видел разгорающийся огонь, я _________.
2) Если начал гореть шнур от лампы около розетки, я _________.
3) Если из комнаты, где играет маленький ребенок, повалил дым, я ____.
З.7. Тест “Что я знаю о горении?”
1) Дым, образующийся при горении пластмасс, резины и краски, может быть смертельно опасен.
2) Горячие газы заставляют работать двигатели машин.
3) Горячие газы, получающиеся при горении топлива, занимают большой объем, чем само топливо.
4) Если воздух или топливо не будут поступать, огонь погаснет.
5) Спички – не игрушка!
6) В результате горения образуется воздух.
7) Нельзя оставаться в запертой квартире без ключа.
- в квадратах поставь “плюс”, если утверждение верно;
- “минус” - если неверно;
- знак вопроса – если ты пока не можешь об этом судить;
- в кружочках нарисуй значок способа, которым получено знание.
1. Рефлексия.
- Чем понравился урок?
- Что нового узнали?
- С каким настроением работали?
Вывод.
1. Для горения нужен воздух (условие для процесса).
2. Огонь – друг и враг человека (согревает жилище, помогает готовить пищу). Приводит к пожарам небрежное отношение к правилам противопожарной безопасности.
2. Д/З.
1) Каждая группа оформляет плакат “Огонь – друг и враг человека”
2) Составить текст-инструкцию “Если возник пожар”.