Тип урока: урок с использованием игровой технологии.
Цели урока:
- обучающие:
- повторение, углубление и обобщение знаний об арифметических основах ЭВМ;
- закрепление программного материала применительно к неординарным ситуациям;
- развивающие:
- развитие памяти, внимания, само- и взаимоконтроля;
- развитие у школьников умения излагать свои мысли;
- развитие творческого мышления;
- развитие интереса к предмету;
- воспитательные:
- воспитание ответственности;
- формирование умения взаимодействовать и принимать групповые решения;
- воспитание уважения к сопернику, умения работать в группе;
- воспитание чувства сплоченности и коллективизма.
Оборудование: раздаточный материал (Рисунок 1), сигнальные карточки, карточки с буквами, компьютеры, презентация (Приложение 1), файл Excel (Приложение 2) .
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент. Звучит музыка.Сообщение темы урока и его целей. (Приложение 1, содержит управляющие кнопки, используется на протяжении всего урока).
“Итак, мы повторяем основные понятия и приемы работы с числами в позиционной системе счисления, кодирование информации, применяем знания в нестандартных ситуациях”. Объяснение условий игры. Представление жюри. Формирование команд. Выбор капитанов.
2.
Игра.1-й этап. “Стартовый капитал”.
1) “Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”.
Задание. Раскодировать фамилию автора строк, за указанный промежуток времени.
Кодировка Windows. (Ответ. Горький). (Приложение 2). Лист: Автор.
2) Проверка домашней работы. (Приложение 2). Листы: Дом. работа 1-4, Дом. работа 4-5.
Если остались вопросы по домашней работе: Лист: Решения.
2-й этап. “Немного поэзии”
1) Задание. Написать формулу, связанную с числами считалочки. Дать ее полное название.
(Ответ. N=2i , формула обратная формуле Хартли.)
Слон живет у нас в квартире.
В доме два, подъезд четыре.
По часам привык питаться —
Утром в восемь, днем в шестнадцать.
Съест на завтрак непременно
Тридцать две охапки сена,
После утренней прогулки —
Шестьдесят четыре булки.
На обед ему приносим
Огурцов сто двадцать восемь.
Помидоров может съесть
Двести пятьдесят и шесть,
Съесть блинов пятьсот двенадцать,
Это если не стараться.
А замесишь на кефире —
Тысячу двадцать четыре.
2) Прочитать числа: 1102, 548, 1DA16.
Задание. Какую ошибку допустил автор, составляя стихотворение?
(Ответ. Произношение соответствует десятичной системе счисления.)
А. Стариков “Необыкновенная девочка”.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Всё это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймёте мой рассказ.
3-й этап. “Экскурс в историю”
1) Звучит музыка. Немецкий философ, математик, физик Готфрид Вильгейм Лейбниц (1646-1716) создал "ступенчатый вычислитель" - счетную машину, позволяющую складывать, вычитать, умножать, делить, извлекать квадратные корни, при этом использовалась двоичная система счисления. Начиная со студенческих лет и до конца жизни, он занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии.
“Черный ящик”. Звучит музыка из передачи “Что? Где? Когда?”.
Задание. Что выпустил Лейбниц в честь двоичной системы счисления? Разгадать ребус.
(Рисунок 1). (Ответ. Медаль.) На ней изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 15 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления.
2) Древнеегипетская десятичная система возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Бумагу заменяла глиняная дощечка, и именно поэтому цифры имеют такое начертание. Например, чтобы изобразить 3251 рисовали три цветка лотоса (три тысячи), два свернутых пальмовых листа (две сотни), пять дуг (пять десятков) и два шеста (две единицы). Величина числа не зависела от того, в каком порядке располагались составляющие его знаки: их можно было записывать сверху вниз, справа налево или вперемежку.
Задание. Запишите число 1236 в древнеегипетской системе счисления. Является ли древнеегипетская система счисления позиционной? (Ответ. Непозиционная, т. к. величина числа не зависит от расположения знака.)
4-й этап. “Игра слов”
1). Конкурс капитанов.
Задание. Составить слово, используя все 10 букв. Объяснить его значение. (Ответ. Аналоговый (непрерывный звук), Дискретный (прерывный/цифровой звук)).
2). Конкурс для команд.
а) Угадать слово. Это:
- Число, характеризующее позиционную систему счисления;
- Причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо;
- Сторона трапеции.
(Ответ. Основание)
б) Выбрать правильный ответ, используя сигнальные карточки. Пиксель это…
- Звуковой сигнал в компьютере;
- Минимальный элемент изображения на экране;
- Единица измерения высоты символов;
(Ответ. 2, минимальный элемент изображения на экране.)
в) Как называется программа-приложение, которая перекодирывает тексты?
- Контролер
- Конструктор
- Конвертер
(Ответ. 3, конвертер.)
г) Дано число 0,453 * 10 -2 . Назвать вид числа.
- Нормализованный
- Приведенный
- Нормальный
(Ответ. 1, нормализованный.)
5-й этап. “С нами математика”
1) Какая самая лучшая глубина цвета на ПК в классе? (Ответ. 32 бит)
Кроме известных единиц измерения информации существует экзотическая коротышка - четырехбитный ниббл.
Задание. Переведите 32 бит в нибблы. (Ответ. 8 ниббл)
2) Задание. Представьте число “- 18” в памяти ЭВМ. (Ответ. 11110011)
3) Задание. Выполнить умножение: 11012 * 112 (Ответ. 1001112)
4) Задание. Перевести:
а) 3Е16 = Х10 (Ответ. 6210)
б) 6510 = Х8 (Ответ. 1018)
5) “Ей было 1100 лет. Она в 101 класс ходила…”
Задание. Сколько лет девочке и в какой класс она ходила? (Ответ. 12 лет, 5 класс)
6) Задание. Какое число больше 110110 или 11012? (Ответ. 110110)
7) Продолжите последовательность 1, 4, 7, А, … (Ответ. D)
8) Известно, что алфавитом некоторой позиционной системы счисления являются следующие символы: 0, 1, ?, @, d, %. Каково основание этой системы счисления? (Ответ. 6)
9) Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ? 480 и палитрой из 16 цветов? (Ответ. Да, достаточно 150 Кбайт)
6-й этап. “Итоги” Подведение итогов. Выставление оценок.
3.
Домашнее задание.Карточка с открытыми, но хаотично расставленными ответами.
- Представить число “-58” в памяти ЭВМ
- Представить число в нормализованном виде:
- Вычислить: а) 101112 + 100112; б) 100112 * 112
- Перевести: а) 48510=Х16; б) 4010=Х2; в) 32110=Х8
- Повторить определения.
а) 25,254; б) 0,00015; в) 0,342.
г) 100102=Х10; д) 1D316=Х10; е) 1548=Х10.
Ответы: 0,342*100; 1E516; 110001102; 0,15*10-3; 0,25254*102; 1010102; 5018; 467; 18; 1110012; 108; 1010002.