Структура целей урока:
Цели: | Образовательные: | предметные знания: |
– обогащение понятийного аппарата
понятиями “диффузия”, “диффундировать”; – обогащение методологического аппарата –получение знаний через эксперимент; |
предметные умения: | учить определять физическое понятие –
диффузия; – учить выявлять сущность явления: зависимость диффузии от агрегатных состояний вещества, температуры вещества; – учить применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных ситуациях; – учить работать с различными источниками информации: учебным текстом, видеоматериалом. |
||
Межпредметные умения (ОУУН): | – учить ставить и проводить научный
эксперимент, получать и анализировать его
результаты; – учить выделять признаки (свойства) и на их основе проводить сравнение; – учить формулировать на основе признаков определение понятий; |
||
Развивающие: | развитие речи: | – учить грамотно читать физические
тексты; – учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка; |
|
развитие внимания: | – концентрации; – переключаемости; – мобильности; – увеличение объема; |
||
развитие креативных составляющих мышления: | – формирование прогностических
свойств путем умения выдвигать гипотезы,
предположения; – развитие умения анализировать ходе эксперимента, на его основе формулировать логические выводы; – развитие ассоциативного мышления; – продуктивности и результативности через внутрипредметный перенос знаний, умений в новую учебную ситуацию. |
||
Воспитательные: | развитие личных качеств: | – целеустремленности через
потребности ставить перед собой цели и достигать
их; – настойчивости, воли через формирование способности к преодолению трудностей; – честности и критичности мышления через воспитание уважения к истине, критического отношения с чужим и собственным суждениям; – чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся. |
|
формирование активной жизненной позиции и системы отношений к явлениям жизни: | – формирование собственной точки
зрения, и ее обоснование; – воспитание экологическое сознание учащихся. – воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру. |
||
формирование потребности и способности к деятельности: | – формирование собственных способов
действий; – формирование осознанности своих действий; – воспитание ответственности за результаты своего труда. |
||
Формирование мотивов учения: | формирование мотивов самосовершенствования: |
– формирование авторитета знаний (опираясь на мотивацию содержанием); | |
формирование мотивов деятельности: | – создание ситуации успеха; – развитие интереса к предмету через ознакомление учащихся с истории открытия броуновского движения. |
Педагогический и методический сценарий урока
Этапы урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Показатели выполнения задачи |
I. Организационный этап. 2 мин. |
Мобилизовать учеников для активной работы на уроке. | Учитель: Добрый день, ребята. Какое ваше настроение? Настроение хорошее. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Повернитесь к своему товарищу по парте, улыбнитесь ему, поделитесь с ним своим хорошим настроением. Пожелаем друг другу успехов. |
Ребята участвуют в психолого-педагогическом тренинге “Хорошее настроение”. | Кратковременность, быстрота включения учащихся в работу, ритм, готовность класса и оборудования |
II. Контрольно – оценочный этап. 5 мин. |
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания. Устранить обнаруженные пробелы. | Учитель: Внимание! На доске задания. 1. Закончите фразу. – Молекула – это… – Молекулы состоят из … – У одного и того же вещества молекулы… – У разных веществ молекулы… 2. Подчеркните неверное утверждение. – При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах. – При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами. Все пары осуществляют взаимопроверку. Учитель проводит включенный контроль одной пары и оценивает. По желанию ученик может выбрать самопроверку по ключу (см. Приложение 1). После комментария в журнал выставляются оценки. |
Работа в статических парах.
Индивидуальная работа. Взаимопроверка. Проверка. Самопроверка |
Выявление учителем за короткий промежуток времени знаний у большинства учащихся класса, установление типичных недостатков и их ликвидация. |
III. Мотивационный этап. 4 мин. |
Мотивация, актуализация и активизация опорных умений и навыков учащихся. | Определение темы урока. – Как вы думаете, как себя ведут молекулы в веществе? Диалог с учащимися по обсуждению выдвинутых гипотез. – Что мы будем изучать на уроке? – Какова тема урока? Учитель побуждает ребят к постановке познавательных и образовательных целей. – Продолжим заглядывать внутрь вещества. Какими еще свойствами обладают молекулы? – Внесем “черный ящик” (в ящике находится долька апельсина). Проблемный вопрос. Что в “черном ящике”? Что помогло нам ответить на этот вопрос? Целеполагание. – А другие вещества могут сами смешиваться друг с другом? – Вы встречались с такими ситуациями? Приведите примеры. – Как вы относитесь к такому явлению? – Нужно ли его изучать? – Что бы вы хотели узнать о поведении молекул в веществе? – Какие источники информации мы будем использовать? – Какая тема нашего урока? – Заготовьте место для записи темы урока. Позднее мы это сделаем. Открывается заранее приготовленный плакат с эпиграфом. Учитель (наизусть) выразительно, проникновенно, читает слова эпиграфа. “В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность И небо – чашечке цветка”. В.Блейк. |
Ребята выдвигают гипотезы относительно
поставленной проблемы. Диалог с учащимися по обсуждению выдвинутых гипотез. Дети самостоятельно определяют тему. Предполагаемый вариант темы записывается на доске. В беседу вовлекается как можно больше учащихся. Учащиеся высказывают любые мнения, какими бы они не были, например, запах апельсина смешался с воздухом. Дети приводят примеры смешивания веществ.
Ребята определяют для себя, нужны ли им знания о молекулах, какие знания и для чего. Осуществляется личная актуализация знаний. Смешивание веществ (предполагаемый ответ) Ученики подводятся к пониманию глубокой философской связи между микромиром и миром, в котором мы живем. |
Формулировка противоречия в терминах “желаемое – действительное”. Формулировка цели учащимися: необходимо новое понятие для объяснения многих процессов в природе, быту и технике. |
IV. Организационно–деятельностный этап. 15 мин. |
Сформировать у учащихся конкретное представление о понятии “диффузия”, его сущности, зависимости от физических параметров (температуре, агрегатном состоянии вещества). | “Создание” нового знания. Эксперимент 1. Учитель предлагает классу провести эксперимент. – Будем брать разные вещества, соединять их, не перемешивая, и наблюдать, образуется ли через какое то время смесь. Как вы думаете, каков будет результат эксперимента? У нас на демонстрационном столе находятся: А) Две колбы с водой и раствором медного купороса. Б) Колба с ваткой, смоченной духами. Аккуратно сольем жидкости, а колбу с духами откроем. Какой результат нас ожидает? А как смешиваются твердые тела? Будем следить за экспериментом, а в это же время посмотрим видеофрагмент о смешивании твердых тел. Учитель: Продолжим наблюдение за жидкостями ,однако посмотрите, что получилось в колбе, куда аккуратно налили воду и купорос неделю назад. Анализ результатов опыта. Какие результаты мы получили? Эксперимент 2. Учитель предлагает провести эксперимент с диффузией при разных температурах, сделать выводы. А теперь посмотрим, как влияет на смешивание веществ температура. Будем нагревать смесь воды и медного купороса. Как вы думаете: это повлияет на результат? В это время учитель организует работу над определением диффузии. Учитель: – Это новое для нас явление. Оно называется диффузия.
– А теперь вернемся к нашему опыту. Что вы заметили? Учитель ставит учебную проблему. Какие свойства молекул обеспечивают смешивание веществ? Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии? Учитель предлагает провести игру “Я молекула” (физкультминутка – учебная игра, см. Приложение 2). – Так как же назывался наш урок? Учитель совместно с детьми проводит подведение итогов работы по “созданию новых знаний” Итак, ребята, подведем итоги нашей работы. Что мы узнали о молекулах? Что происходит с веществами при их взаимодействии? От чего зависит диффузия веществ? |
Ребята выдвигают предположения о
результатах эксперимента (мы увидим в колбе
смесь и почувствуем запах). Один из учеников у доски ставит опыты. Учащиеся смотрят видеофрагмент “Диффузия”. (4 мин) Дети обращают внимание на то что, граница между жидкостями не изменилась, а запах уже есть. Записывают результат наблюдений. Предполагаемые выводы: Вещества смешиваются. Газы смешиваются быстро, жидкости медленнее, а в твердых телах смешивание происходит очень медленно. Ученики совместно с учителем работают над определением диффузии, затем записывают его в тетрадь. Ребята делают выводы по результатам опыта. Предполагаемый вывод: при повышении температуры диффузия протекает быстрее. В процессе игры, дети, исполняя роль молекулы, приходят к пониманию следующих фактов: Движением молекул объясняются многие явления природы (испарение, давление, смешивание веществ). Дети подводят итоги: Молекулы движутся, вещества диффундируют. Ученики корректируют тему урока и записывают ее в тетрадь на заготовленное место. “Движение молекул. Диффузия" Дети делают выводы:
|
Наличие продукта интеллектуальной деятельности – формулировки определения нового понятия “диффузия”. |
V. Этап закрепления знаний. 12 мин. |
Установить факт осознанного усвоения
понятия. Формировать умения объяснять поведение
тел на основании факта движения молекул. Диагностировать возможность перехода к следующему этапу урока. Включение новых знаний в систему ранее изученного материала. Формировать навыки решения качественных задач на применение новых знаний. |
Применение нового знания. Учитель организует работу по первичному закреплению новых знаний. А) Объясните движением молекул поведение тел в следующих ситуациях: 1. Частики дыма “висят” в воздухе. 2. Художник смешивает на палитре разные краски для получения нужного оттенка. 3. Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится. 4. Белье разного цвета, замоченное вместе, закрасилось. 5. Огурцы через несколько дней после того, как их положили, просолились. 6. Шарик раздувается при наполнении его газом. 7. В воде любого водоема растворен воздух. 8. Для составления гербария растения высушивают. Б) Физический диктант “Веришь – не веришь” (см. Приложение 3) Учитель предлагает ребятам карточки с верными и неверными утверждениями по вариантам. Верные утверждения отмечаются знаком +, неверные знаком – . В) Учитель: презентация “Диффузия в природе, быту, технике” (см. Приложение 4).Вам предстоит в каждой картинке слайда найти проявление диффузии. На слайде даны изображения:
|
Ученики Дают объяснения природных явлений на основе полученных знаний. Ученики заполняют карточки и осуществляют самопроверку при помощи ключа, заранее заготовленного на доске. Просматривая картинки слайда, ребята находят явление диффузии в различных ситуациях, отраженных на картинках. Ответы могут быть следующими:
при консервировании;
|
Умение с помощью знания о движении
молекул и определения диффузии объяснять
различные процессы в природе, быту и технике. Умение применять полученные знания в различных ситуациях. |
VI. Рефлексивно- оценочный этап. 5 мин. |
Включить ассоциативное мышление –
сопоставление явления природы с собой. Дать анализ успешности учебной деятельности учащихся через овладение ЗУН и способами деятельности. |
Учитель: “А сейчас вашему вниманию
предлагается задание “Я молекула” – Соотнеси то, что ты узнал о движении молекул с поведением человека и опиши, от чего они зависят. Вопросы – ориентиры: – Как меня называют? – Где мое место? – Какая я? – Как я себя чувствую в холоде, тепле, жаре? – Можно ли в поведении людей встретить ситуацию, схожую с явлением диффузии? – Трудно ли вам было себя сравнить с молекулой? – Ребята, а какое сейчас у вас настроение. Давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу на уроке и подарим друг другу улыбку. Спасибо вам за наше сотрудничество. |
Многие дети успешно отождествляют себя
с молекулой, перевоплощаются, фантазируют. Некоторым необходимы вопросы – ориентиры. |
Отождествление себя с молекулой.
Выявление сходства в поведении молекул и
человека. Формулировки новых знаний. Выявление причин успеха и неуспеха. Рефлексия. |
VII. Задание на дом. 2 мин. |
На основе выявлены результатов, дать домашнее задание, которое закрепляло бы и развивало полученные знания и подготавливало бы к последующему изучению материала, развивало бы интерес к предмету. | Учитель комментирует домашнее задание. Прочитать текст с 69 п. 27. Проверить свои знания, пользуясь вопросами с70. Экспериментальное задание с 71(по желанию). Для любознательных ребят – “Броуновское движение” п. 1.с. 148 Физика 7 класс (Перышкин А.В.) |
Дети записывают в дневник задание, постановка вопросов по содержанию и выполнению домашнего задания. | Принятие домашнего задания. Точность и корректность вопросов. |
Литература:
1. Буров В.А. “Фронтальные экспериментальные задания по физике”. – М.: “Просвещение”, 1981 г.
2. Громов С.В, Н.А. Родина “Физика”, 7 кл., – М.: “Просвещение”,2001 г.
3. Козлова Н.Д. (ред.) “Я иду на урок физики”. – М.: “Первое сентября”, 1998 г.
4. Лукашик В.И. “Сборник задач по физике”. – М.: “Просвещение”, 1995 г.
5. Перышкин А.В, Н.А. Родина “Физика”,7 кл., – М.: “Просвещение”, 1995 г.
6. Решанова В.И. “Развитие логического мышления учащихся при обучении физике”. – М.: “Просвещение”, 1985 г.
7. Шалаев И.К. (ред.) Хрестоматия по эффективности управления школой: мотивационный программно – целевой подход. – Барнаул: БГПУ, 2003 г.