Методическая разработка урока физики в 7-м классе по теме: "Движение молекул. Диффузия"

Разделы: Физика


Структура целей урока:

Цели: Образовательные: предметные

знания:

– обогащение понятийного аппарата понятиями “диффузия”, “диффундировать”;

– обогащение методологического аппарата –получение знаний через эксперимент;

предметные умения: учить определять физическое понятие – диффузия;

– учить выявлять сущность явления: зависимость диффузии от агрегатных состояний вещества, температуры вещества;

– учить применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных ситуациях;

– учить работать с различными источниками информации: учебным текстом, видеоматериалом.

Межпредметные умения (ОУУН): – учить ставить и проводить научный эксперимент, получать и анализировать его результаты;

– учить выделять признаки (свойства) и на их основе проводить сравнение;

– учить формулировать на основе признаков определение понятий;

Развивающие: развитие речи: – учить грамотно читать физические тексты;

– учить логически правильно выражать свои мысли средством физико-математического языка;

развитие внимания: – концентрации;

– переключаемости;

– мобильности;

– увеличение объема;

развитие креативных составляющих мышления: – формирование прогностических свойств путем умения выдвигать гипотезы, предположения;

– развитие умения анализировать ходе эксперимента, на его основе формулировать логические выводы;

– развитие ассоциативного мышления;

– продуктивности и результативности через внутрипредметный перенос знаний, умений в новую учебную ситуацию.

Воспитательные: развитие личных качеств: – целеустремленности через потребности ставить перед собой цели и достигать их;

– настойчивости, воли через формирование способности к преодолению трудностей;

– честности и критичности мышления через воспитание уважения к истине, критического отношения с чужим и собственным суждениям;

– чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки у учащихся.

формирование активной жизненной позиции и системы отношений к явлениям жизни: – формирование собственной точки зрения, и ее обоснование;

– воспитание экологическое сознание учащихся.

– воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру.

формирование потребности и способности к деятельности: – формирование собственных способов действий;

– формирование осознанности своих действий;

– воспитание ответственности за результаты своего труда.

Формирование мотивов учения: формирование мотивов

самосовершенствования:

– формирование авторитета знаний (опираясь на мотивацию содержанием);
формирование мотивов деятельности: – создание ситуации успеха;

– развитие интереса к предмету через ознакомление учащихся с истории открытия броуновского движения.

Педагогический и методический сценарий урока

Этапы урока Дидактическая задача Деятельность учителя Деятельность учеников Показатели выполнения задачи
I. Организационный этап.

2 мин.

Мобилизовать учеников для активной работы на уроке. Учитель:

Добрый день, ребята. Какое ваше настроение? Настроение хорошее. Давайте поделимся своим настроением друг с другом. Повернитесь к своему товарищу по парте, улыбнитесь ему, поделитесь с ним своим хорошим настроением. Пожелаем друг другу успехов.

Ребята участвуют в психолого-педагогическом тренинге “Хорошее настроение”. Кратковременность, быстрота включения учащихся в работу, ритм, готовность класса и оборудования
II. Контрольно – оценочный этап.

5 мин.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания. Устранить обнаруженные пробелы. Учитель: Внимание! На доске задания.

1. Закончите фразу.

– Молекула – это…

– Молекулы состоят из …

– У одного и того же вещества

молекулы…

– У разных веществ молекулы…

2. Подчеркните неверное утверждение.

– При нагревании молекулы вещества увеличиваются в размерах.

– При нагревании вещества увеличиваются промежутки между молекулами.

Все пары осуществляют взаимопроверку.

Учитель проводит включенный контроль одной пары и оценивает.

По желанию ученик может выбрать самопроверку по ключу (см. Приложение 1).

После комментария в журнал выставляются оценки.

Работа в статических парах. Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.

Проверка.

Самопроверка

Выявление учителем за короткий промежуток времени знаний у большинства учащихся класса, установление типичных недостатков и их ликвидация.
III. Мотивационный

этап.

4 мин.

Мотивация, актуализация и активизация опорных умений и навыков учащихся. Определение темы урока.

– Как вы думаете, как себя ведут молекулы в веществе?

Диалог с учащимися по обсуждению выдвинутых гипотез.

– Что мы будем изучать на уроке?

– Какова тема урока?

Учитель побуждает ребят к постановке познавательных и образовательных целей.

– Продолжим заглядывать внутрь вещества. Какими еще свойствами обладают молекулы?

– Внесем “черный ящик” (в ящике находится долька апельсина).

Проблемный вопрос.

Что в “черном ящике”?

Что помогло нам ответить на этот вопрос?

Целеполагание.

– А другие вещества могут сами смешиваться друг с другом?

– Вы встречались с такими ситуациями? Приведите примеры.

– Как вы относитесь к такому явлению?

– Нужно ли его изучать?

– Что бы вы хотели узнать о поведении молекул в веществе?

– Какие источники информации мы будем использовать?

– Какая тема нашего урока?

– Заготовьте место для записи темы урока. Позднее мы это сделаем.

Открывается заранее приготовленный плакат с эпиграфом.

Учитель (наизусть) выразительно, проникновенно, читает слова эпиграфа.

“В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – чашечке цветка”.

В.Блейк.

Ребята выдвигают гипотезы относительно поставленной проблемы.

Диалог с учащимися по обсуждению выдвинутых гипотез.

Дети самостоятельно определяют тему. Предполагаемый вариант темы записывается на доске.

В беседу вовлекается как можно больше учащихся.

Учащиеся высказывают любые мнения, какими бы они не были, например, запах апельсина смешался с воздухом.

Дети приводят примеры смешивания веществ.

 

Ребята определяют для себя, нужны ли им знания о молекулах, какие знания и для чего.

Осуществляется личная актуализация знаний.

Смешивание веществ (предполагаемый ответ)

Ученики подводятся к пониманию глубокой философской связи между микромиром и миром, в котором мы живем.

Формулировка противоречия в терминах “желаемое – действительное”. Формулировка цели учащимися: необходимо новое понятие для объяснения многих процессов в природе, быту и технике.
IV. Организационно–деятельностный этап.

15 мин.

Сформировать у учащихся конкретное представление о понятии “диффузия”, его сущности, зависимости от физических параметров (температуре, агрегатном состоянии вещества). “Создание” нового знания.

Эксперимент 1.

Учитель предлагает классу провести эксперимент.

– Будем брать разные вещества, соединять их, не перемешивая, и наблюдать, образуется ли через какое то время смесь. Как вы думаете, каков будет результат эксперимента?

У нас на демонстрационном столе находятся:

А) Две колбы с водой и раствором медного купороса.

Б) Колба с ваткой, смоченной духами.

Аккуратно сольем жидкости, а колбу с духами откроем. Какой результат нас ожидает?

А как смешиваются твердые тела?

Будем следить за экспериментом, а в это же время посмотрим видеофрагмент о смешивании твердых тел.

Учитель:

Продолжим наблюдение за жидкостями ,однако посмотрите, что получилось в колбе, куда аккуратно налили воду и купорос неделю назад.

Анализ результатов опыта.

Какие результаты мы получили?

Эксперимент 2.

Учитель предлагает провести эксперимент с диффузией при разных температурах, сделать выводы.

А теперь посмотрим, как влияет на смешивание веществ температура.

Будем нагревать смесь воды и медного купороса. Как вы думаете: это повлияет на результат?

В это время учитель организует работу над определением диффузии.

Учитель:

– Это новое для нас явление. Оно называется диффузия.

  1. Найди в тексте учебника определение диффузии. Прочитай его.
  2. Проговори определение своему товарищу.
  3. Прослушай, как это делает твой сосед.
  4. Проговорите определение всем классом.
  5. Запиши определение в тетрадь на память.
  6. Проверь свою запись с записью учебника.

– А теперь вернемся к нашему опыту. Что вы заметили?

Учитель ставит учебную проблему.

Какие свойства молекул обеспечивают смешивание веществ?

Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?

Учитель предлагает провести игру “Я молекула” (физкультминутка – учебная игра, см. Приложение 2).

– Так как же назывался наш урок?

Учитель совместно с детьми проводит подведение итогов работы по “созданию новых знаний”

Итак, ребята, подведем итоги нашей работы.

Что мы узнали о молекулах?

Что происходит с веществами при их взаимодействии?

От чего зависит диффузия веществ?

Ребята выдвигают предположения о результатах эксперимента (мы увидим в колбе смесь и почувствуем запах).

Один из учеников у доски ставит опыты.

Учащиеся смотрят видеофрагмент

“Диффузия”. (4 мин)

Дети обращают внимание на то что, граница между жидкостями не изменилась, а запах уже есть.

Записывают результат наблюдений.

Предполагаемые выводы: Вещества смешиваются. Газы смешиваются быстро, жидкости медленнее, а в твердых телах смешивание происходит очень медленно.

Ученики совместно с учителем работают над определением диффузии, затем записывают его в тетрадь.

Ребята делают выводы по результатам опыта.

Предполагаемый вывод: при повышении температуры диффузия протекает быстрее.

В процессе игры, дети, исполняя роль молекулы, приходят к пониманию следующих фактов:

Движением молекул объясняются многие явления природы (испарение, давление, смешивание веществ).

Дети подводят итоги:

Молекулы движутся, вещества диффундируют.

Ученики корректируют тему урока и записывают ее в тетрадь на заготовленное место.

“Движение молекул. Диффузия"

Дети делают выводы:

  1. Молекулы движутся.
  2. Вещества диффундируют.
  3. Диффузия протекает в газах быстро, жидкостях медленнее, твердых телах очень медленно.
  4. При повышении температуры увеличивается скорость диффузии.
Наличие продукта интеллектуальной деятельности – формулировки определения нового понятия “диффузия”.
V. Этап закрепления знаний.

12 мин.

Установить факт осознанного усвоения понятия. Формировать умения объяснять поведение тел на основании факта движения молекул.

Диагностировать возможность перехода к следующему этапу урока.

Включение новых знаний в систему ранее изученного материала.

Формировать навыки решения качественных задач на применение новых знаний.

Применение нового знания.

Учитель организует работу по первичному закреплению новых знаний.

А) Объясните движением молекул поведение тел в следующих ситуациях:

1. Частики дыма “висят” в воздухе.

2. Художник смешивает на палитре разные краски для получения нужного оттенка.

3. Природный газ при неправильной эксплуатации может разорвать баллон, в котором он находится.

4. Белье разного цвета, замоченное вместе, закрасилось.

5. Огурцы через несколько дней после того, как их положили, просолились.

6. Шарик раздувается при наполнении его газом.

7. В воде любого водоема растворен воздух.

8. Для составления гербария растения высушивают.

Б) Физический диктант “Веришь – не веришь” (см. Приложение 3)

Учитель предлагает ребятам карточки с верными и неверными утверждениями по вариантам. Верные утверждения отмечаются знаком +, неверные знаком – .

В) Учитель: презентация “Диффузия в природе, быту, технике” (см. Приложение 4).Вам предстоит в каждой картинке слайда найти проявление диффузии.

На слайде даны изображения:

  • Подводный мир с его обитателями;
  • Клубника;
  • Гуси, пасущиеся на лугу;
  • Приготовленные продукты питания;
  • Декоративная свеча;
  • Банки с консервированными овощами;
  • Электродуговая сварка;
  • Жидкокристаллический монитор ноутбука;
  • Запуск космического корабля.
Ученики

Дают объяснения природных явлений на основе полученных знаний.

Ученики заполняют карточки и осуществляют самопроверку при помощи ключа, заранее заготовленного на доске.

Просматривая картинки слайда, ребята находят явление диффузии в различных ситуациях, отраженных на картинках. Ответы могут быть следующими:

  • Морская вода – раствор солей, рыбы в ней могут жить, так как в воде растворен кислород. Некоторые морские обитатели выпускают красящее вещество с целью защиты и маскировки от хищников.
  • Приятный запах от клубники, мы чувствуем вкус ягод и другой пищи, благодаря диффузии;
  • Гуси, поедая траву, получают различные питательные вещества, которые всасываются в пищеварительном тракте;
  • При пропаривании соль, специи быстро проникают в продукт. Тесто получается при диффузии воды, дрожжей, сахара, соли.
  • Цвет воска свечи получили благодаря диффузии.
  • Проникновение соли в овощи

при консервировании;

  • Металлы свариваются, так как диффундируют, находясь в жидком состоянии;
  • диффузия в жидких кристаллов;
  • При запуске космических кораблей в воздух выбрасывается огромное количество выхлопных газов, дыма и пыли.
Умение с помощью знания о движении молекул и определения диффузии объяснять различные процессы в природе, быту и технике.

Умение применять полученные знания в различных ситуациях.

VI. Рефлексивно- оценочный этап.

5 мин.

Включить ассоциативное мышление – сопоставление явления природы с собой.

Дать анализ успешности учебной деятельности учащихся через овладение ЗУН и способами деятельности.

Учитель: “А сейчас вашему вниманию предлагается задание “Я молекула”

– Соотнеси то, что ты узнал о движении молекул с поведением человека и опиши, от чего они зависят.

Вопросы – ориентиры:

– Как меня называют?

– Где мое место?

– Какая я?

– Как я себя чувствую в холоде, тепле, жаре?

– Можно ли в поведении людей встретить ситуацию, схожую с явлением диффузии?

– Трудно ли вам было себя сравнить с молекулой?

– Ребята, а какое сейчас у вас настроение. Давайте поблагодарим, друг друга за плодотворную работу на уроке и подарим друг другу улыбку. Спасибо вам за наше сотрудничество.

Многие дети успешно отождествляют себя с молекулой, перевоплощаются, фантазируют.

Некоторым необходимы вопросы – ориентиры.

Отождествление себя с молекулой. Выявление сходства в поведении молекул и человека.

Формулировки новых знаний.

Выявление причин успеха и неуспеха.

Рефлексия.

VII. Задание на дом.

2 мин.

На основе выявлены результатов, дать домашнее задание, которое закрепляло бы и развивало полученные знания и подготавливало бы к последующему изучению материала, развивало бы интерес к предмету. Учитель комментирует домашнее задание.

Прочитать текст с 69 п. 27.

Проверить свои знания, пользуясь вопросами с70.

Экспериментальное задание с 71(по желанию).

Для любознательных ребят – “Броуновское движение” п. 1.с. 148

Физика 7 класс (Перышкин А.В.)

Дети записывают в дневник задание, постановка вопросов по содержанию и выполнению домашнего задания. Принятие домашнего задания. Точность и корректность вопросов.

Литература:

1. Буров В.А. “Фронтальные экспериментальные задания по физике”. – М.: “Просвещение”, 1981 г.

2. Громов С.В, Н.А. Родина “Физика”, 7 кл., – М.: “Просвещение”,2001 г.

3. Козлова Н.Д. (ред.) “Я иду на урок физики”. – М.: “Первое сентября”, 1998 г.

4. Лукашик В.И. “Сборник задач по физике”. – М.: “Просвещение”, 1995 г.

5. Перышкин А.В, Н.А. Родина “Физика”,7 кл., – М.: “Просвещение”, 1995 г.

6. Решанова В.И. “Развитие логического мышления учащихся при обучении физике”. – М.: “Просвещение”, 1985 г.

7. Шалаев И.К. (ред.) Хрестоматия по эффективности управления школой: мотивационный программно – целевой подход. – Барнаул: БГПУ, 2003 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4 (презентация)