Творческий проект "Старый город"

Разделы: Технология


Задачи:

  • Познакомить учащихся с деревянным строительством на Руси, видами, внутренним устройством и внешней отделкой жилых помещений, выявить преемственность в строительстве с давних времён; учить детей работать с различными историческими источниками, расширять словарный запас учащихся; дать толкование архаизмов, встречающихся при описании жилища.
  • Развивать внимание, память, творческие способности, художественный вкус, интерес к искусству, истории.
  • Воспитывать любовь к родному краю, русской литературе.
  • Оборудование. Плакат с изображением избы, макеты дворцов, теремов, церквей, изб, книга В.Немерова “Чита”, видеосказка “Сказка о рыбаке и рыбке”, набор цветной бумаги и картона, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, постановка задач.

Учитель: - Сегодня мы завершаем творческий проект “Старый город”.

Давайте вспомним с чего всё началось.

Дети: - Из пластиковых бутылок и пластилина мы сделали дворцы, терема, церкви.

Оформили их тесьмой, бисером, узорами. Составили макеты вместе, украсили композицию клумбами. И задумались над тем, что чего-то в нашей композиции не хватает. Поставили вопрос: кто жил в теремах и дворцах? (богатые люди)

Подумали, а где же будут жить простые люди? Решили для них построить избы.

Учитель: Ребята, посмотрите на дворцы, терема. Как они красивы!

В избах жили бедные люди. Но свои жилища они тоже украшали. Как они украшали свои дома? На уроке мы ответим на этот вопрос. Ваша задача: суметь красиво оформить избу и составить композицию.

3. Подготовительная беседа.

Учитель: - Опишите, пожалуйста, дома, квартиры, в которых вы живёте.

Дети: - Дома панельные или кирпичные, с несколькими подъездами. В некоторых домах есть лифты. Этажей от трёх до десяти. В квартирах – комнаты, кухни, ванные, туалеты, большие окна.

Учитель: - Мы с вами живём в хороших современных домах со всеми удобствами. Как вы думаете, давно ли строят такие дома?

Дети: - Не знаем.

Учитель: - Дома, в районе, в котором мы живём были построены 50 лет назад. А вообще каменное строительство на Руси существует около 200 лет. Первые единичные постройки появились ещё раньше. Что же было до этого?

Дети: - Строили дома из дерева.

Учитель: - Откуда можно получить информацию об этом?

Дети: - Из летописей, старинных книг, археологических раскопок, песен, сказок. Учитель: - Давайте возьмём доступный нам источник информации сказку А.С.Пушкина “Сказку о рыбаке и рыбке”. На примере этой сказки проследим, как жили люди на Руси.

- Где жили старик со старухой?

Дети: - В землянке.

Учитель: - Это самое простое строение из дерева. Землянка была небольшой, пол ниже

уровня земли, крыша немного выше уровня земли. Внутри обязательно была печь, но она топилась по-чёрному. Не было тогда труб, дымоходов, по которым уходил дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше. Окон в землянке не было, свет попадал через дверь. Освещалось жилище лучиной. Было это около 1000 лет назад.

(Демонстрируется фрагмент видеосказки.)

Учитель: - Где захотела жить старуха?

Дети: - В избе.

Учитель: - Из какого материала строили избы?

Дети: - Из дерева.

Учитель: - Почему именно из дерева?

Дети: - Кругом было много лесов.

Учитель: - Правильно. Вплоть до XVIII века все постройки – жилые дома, мостовые, хозяй- ственные помещения, церкви строили из дерева. Вот так выглядел наш родной город Чита. (Учитель показывает Читу – деревянную, страницу из книги В. Немерова “Чита”.)

Как вы думаете, каждый ли человек мог сам срубить себе дом?

Дети: - Нет.

Учитель: - Помогали соседи. Люди обращались к мастерам – плотникам. В отличие от землянки избы были более просторными, имели окна, внутри избы была печь с трубой. В избах стояли лавки, скамьи, на которых и спали, стол, сундуки для хранения вещей.

Избы украшали деревянной резьбой.

(Демонстрируется фрагмент видеосказки.)

Учитель: - Где захотела жить старуха дальше?

Дети: - В тереме.

Учитель: - Кто жил в теремах?

Дети: - Бояре.

(Демонстрируется фрагмент видеосказки.)

Учитель: - Где старуха мечтала жить дальше?

Дети: - Во дворце.

Учитель: - Кто жил во дворце?

Дети: - Царская семья.

(Демонстрируется фрагмент сказки.)

4. Новая тема. Оформление избы.

(О том, как украшали избы, рассказывают подготовленные ученики-мастера. При изложении материала используется плакат с изображением избы.)

1 ученик

В избах старались особенно украсить ту сторону, которая “смотрела” на улицу. Эта сторона дома называется фасадом. Фасад - это лицо дома. Лицо избы можно сравнить с лицом девушки. У избы два окна, как два глаза. Девушка красит ресницы, наносит тени на веки. А мастера украшали окна узорчатыми резными наличниками. Ставни тоже украшали резьбой.

2 ученик

Девушка делает причёску, красит волосы. У домов тоже есть прическа. Дома имеют кровлю (крышу), на которой есть “конёк”. Эту деталь называют так потому, что здесь устанавливают такую деталь как “конь” или “петух”. Есть у избы верхняя часть здания под крышей. Её называют лобовая часть. Она украшается резными досками. Это причёска избы. Вход в избу со стороны улицы не делали.

5. Самостоятельная работа.

Учитель: - Итак, приступайте к оформлению изб. Удачи вам! Обращайтесь за помощью к мастерам.

6. Оценка работы.

Учитель: - Дома украшены. Как вы оцениваете свою работу?

(Слово мастерам.)

7. Завершение творческого проекта.

Учитель: - А теперь наступил самый долгожданный момент урока. Сейчас мы завершим наш творческий проект “Старый город”. Главным архитектором я назначаю Потапову Катю.

Ей помогут мастера.

- Как бы вы назвали наш город?

8. Итог.

Учитель: - А теперь слово историку. (Ученик в роли историка.)

- Каждый человек должен знать историю своего народа. Узнать прошлое нашего Забайкалья мы можем посетив краеведческий музей. Я приглашаю вас на экскурсию в наш музей.

Учитель: - Слово архитектору. (Ученик в роли архитектора.)

- Как бы не были красивы современные здания, наше внимание всегда привлекают старые здания, особенно деревянные, украшенные резьбой. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по городу “Чита – узорчатая”. Вы познакомитесь с памятниками деревянного зодчества в нашем городе.

Учитель: - Слово фотографу. (Ученик в роли фотографа.)

- Фотографов всегда привлекает красивое. Красив наш старый город. Я хочу его сфотографировать на память.

Учитель: - Урок окончен. Спасибо за работу!

Творческий проект “Декоративные композиции из соломки”.

Задачи:

1) Учить пользоваться техникой аппликационной работы с соломкой, дать представление о традиционной роли соломы в крестьянском быту.

2) Развивать внимательность, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые.

3) Воспитывать способность к сотрудничеству, взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих).

Оборудование. Работы с применением соломы (панно, шкатулки, шляпы, корзины и т.д.), соломенные ленты, клей, шило, ножницы, копировальная бумага, белая бумага, фанера, толковый словарь.

Ход работы

Урок №1

1. Сообщение темы. Постановка задач.

Учитель: - Сегодня мы начинаем работать над творческим проектом “Декоративные композиции из соломки”. Аппликацией из соломы можно украсить закладки, поздравивительные открытки, коробки, изделия из папье-маше.Мы будем делать аппликацию из соломы на фанере покрытой чёрным лаком. Вы должны будете составить эскиз работы.

2. Беседа.

Учитель: - Солома – прекрасный материал для создания декоративных композиций. Познакомимся с новым учебным материалом. Обратимся к толковому словарю. Найдите толкование слова “солома”. “Солома – стебли хвойных злаков, оставшиеся после обмолота”. Велика роль соломы в крестьянском быту.

(Рассказ подготовленных ребят.)

1 ученик

Солома одевала и обувала крестьянина, кормила и лечила, согревала и укрывала от непогоды. Поедет он по дрова или в город – положит под бок ворох соломы, не замёрзнет в пути. А замочит валенки – обязательно набьёт их соломой, чтобы не сели и не потеряли форму. Нечем матрас набить – выручит солома. Скотине подстелить, хлев утеплить, крышу покрыть – опять нужна солома. Соломой утепляли деревянные стены жилища.

2 ученик

Солома наделялась особым магическим свойством. Крестьяне верили, что в ней заключена благотворная сила. Жницы украшали головы венками из соломы. К народным праздникам изготавливали соломенное чучело, которое сжигали на костре, топили в воде, разрывали и разбрасывали по полям. Их “смерть” символизировала хороший урожай будущего года.

3 ученик

Обрядное творчество зародило основу соломоплетения, сформировало основные ремесленные и художественные приёмы этого вида декоративно – прикладного искусства. Из соломы плетут плоские (маты, шторы, половики ) и объёмные (корзины, шляпы и др.) предметы, выполняют аппликации.

В нашей стране и во многих странах мира (Вьетнам, Япония, Китай и др.) с давних времён солома широко используется в народных художественных промыслах.

Как необычны и красивы, выразительны фигурки, плетённые из соломы умельцами Белоруссии и Прибалтики, неповторимы узоры аппликации из соломы на шкатулках, рамках и других предметах. Аппликации из соломы, выполненные художниками-профессионалами, нередко становятся произведениями искусства.

(Рассказ сопровождается демонстрацией работ с применением соломы.)

Учитель: - Сегодня к нам на урок пришёл Иван Петрович, дедушка Смирнова Ромы. Он уже много лет делает аппликации из соломы. Иван Петрович поделится с нами секретами своего мастерства.

Рассказ Ивана Петровича:

- Работать с соломой очень интересно. (Иван Петрович показывает ребятам свои работы.) Чтобы использовать солому в качестве поделочного материала, нужны ровные немятые стебли. Для работы пригодна солома ржи, пшеницы, овса, а также риса. Солому кладут в посуду с крышкой, заливают кипятком, закрывают плотно крышкой и оставляют на сутки. Распаренную солому разрезают концами острых ножниц вдоль и разглаживают утюгом. Таким образом получают соломенные ленты.

3. Объяснение последовательности работы.

1) Для выполнения аппликации нужно выбрать сюжет. При разработке композиции следует избегать сплошной заклейки изображениями из соломы, не усложнять работу мелкой деталировкой.

2) Переведение эскиза на белую бумагу – не менее ответственный момент в работе над аппликацией. Рисунок переводят по шаблону или с помощью копировальной бумаги. После чего детали эскиза вырезают.

3) Самое сложное в аппликации из соломы – это наклеивание на детали соломенных лент.

Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. При наклеивании их накладывают близко друг к другу, не допуская просветов. Когда наклейка хорошо высохнет, лишнюю солому срезают по краю бумажного изображения. Для аппликации из соломы пригодны различные клеи: казеиновый, БФ-2, ПВА. Клей намазывают на поверхность детали с помощью толстой соломины или спички. Поправляют неточно выложенные детали остриём канцелярского шила. Каждую приклеенную соломину плотно прижимают. 4) Заготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, наклеивают на фанеру и высушивают под грузом. Аппликации из соломы лучше сохраняются, если их покрыть лаком.

4. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Учитель: - Сегодня на уроке мы начинаем работу над первым этапом проекта. Вы должны предложить свою тему композиции, утвердить общую тему проекта и составить эскиз предстоящей работы.

(Учащиеся составляют эскизы работы, спорят, составляют общую композицию.)

5. Подведение итогов работы.

Урок № 2

1. Сообщение темы урока. Постановка задач.

Учитель: - Продолжаем работу над проектом. Сегодня на уроке вы будете наклеивать соломенные ленты на детали утверждённого эскиза.

2. Подготовка к работе.

(Повторение правил безопасности в работе с ножницами, с шилом.)

3. Самостоятельная работа в группах.

(Дети переводят детали эскиза на бумагу и вырезают их.)

4. Повторение правил наклеивания соломенных лент.

5. Самостоятельная работа в группах.

Распределение работы в группах. Наклеивание соломенных лент на детали.

6. Подведение итогов.

Урок №3

1. Сообщение темы, постановка задач.

Учитель: - Продолжаем работу над проектом. Ваша задача: аккуратно наклеить соломенные ленты на детали эскиза. Я хотела бы видеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу. Если потребуется помощь, обращайтесь, пожалуйста, ко мне. Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами.

2. Повторение правил наклеивания соломенных лент.

3. Самостоятельная работа в группах.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Учитель: - На следующем уроке мы завершим работу над проектом. Приготовьтесь к защите проектов.

Урок №4

1. Сообщение темы, постановка задач.

Учитель: - Сегодня мы завершаем работу над аппликацией. В конце урока будет защита проектов.

2. Повторение правил безопасности в работе с ножницами, с шилом.

3. Самостоятельная работа учащихся в группах.

(Учащиеся доклеивают соломенные ленты на детали эскиза, приклеивают их на фанеру и высушивают под грузом.)

4. Защита проектов. Подведение итогов.

1 группа

- Нашей аппликации мы дали название “Утро в деревне”. Дети поют песню:

img4.jpg (52817 bytes)

Утром только зорька над землёй встаёт,
Громко во дворе наш петушок поёт.
Петушок, погромче пой!
Разбуди меня с зарёй.

Завтра начинается у нас покос.
Выйдет на луга трудиться весь колхоз.
Петушок, погромче пой!
Разбуди меня с зарёй.

Утром мы решили все пораньше встать.
В день такой от взрослых нам нельзя отстать!
Петушок, погромче пой!
Разбуди меня с зарёй.

2 группа

- Свою композицию мы назвали “Сторожка лесника”. Лесника зовут Семён Петрович. Он работает в лесу лесником. Сейчас он обходит лес, смотрит всё ли в порядке: не срубили ли деревья, не появились ли в лесу браконьеры. Много работы у лесника. Он любит природу, животных и призывает всех людей бережно относиться к природе. Жизнь леса во многом зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определённые правила поведения.

Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Лес теряет свою красоту, если он захламлён. А осколки стекла и плохо затушенный костёр могут привести к пожару. Не следует рвать цветы в лесу. Ими нужно только любоваться.

Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережём
Наш земной природный дом!

3 группа

Наш творческий проект имеет название-призыв “Берегите животных!”.

Наша страна большая. Но богатства её природы небезграничны, а удивительная красота - ранима. В России разработана государственная программа по охране природы.

Эта программа должна строго выполняться! Если будут отравлены воздух и вода, растрачены полезные ископаемые, вырублены леса, погублены редкие растения и животные, страна наша не сможет стать богатой и счастливой, а люди добрыми и здоровыми.

Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.
А землю эту не щадя терзал за веком век
И брал всё только для себя “разумный человек”.

Сейчас же кинулись спасать природную среду.
Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть
Все те страдания, что земле приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды, коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек - всю Землю
Можешь только ты, разумный человек! (И. Трофимова)