Русский язык 4 класс Цели:
Оборудование: Элементы театральных декораций, наглядность к уроку, магнитофон, компьютер, мульти-медийный проектор 1. Постановка учебной задачи. Учитель - Сегодня речь пойдет о глаголе. Наша задача систематизировать знания об этой части речи и построить алгоритм морфологического разбора глагола. Откройте тетради, запишите тему урока. - Скучно? Неинтересно? Дети-… 2. Подготовка к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний. Учитель - Тогда я приглашаю вас в волшебный мир театра. Когда вы играете, то перевоплощаетесь. Мы с вами выступим в роли зрителей, актеров. Занавес закрыт (закройте глазки). Со звонком вы должны занять свои места в зрительном зале. (Дети закрывают глаза, звучит звонок, дети открывают глаза, учитель в маске Дроссельмейера под музыку начинает читать монолог) Учитель - Ходит маятник со скрипом. Меньше стука, вот в чем штука. Трик -и -трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьет звонок: бим-и-бом! – подходит срок. Бьют часы и в срок и кстати на погибель мышьей рати, а потом слетит сова, раз -и - два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука - вот в чем штука. Тик–и -так и трик- и –трак! - Из какой сказки этот монолог и кому он принадлежит? Дети - Гофман « Щелкунчик и Мышиный король», песенка часовщика Дроссельмейера Учитель - Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если у тебя есть глаза, ты многое можешь увидеть, удивиться и узнать. (На экране появляются по очереди слова: увидеть, удивиться, узнать) Предлагаю отправиться в эту страну, где живет глагол, чтобы решить задачу нашего урока. Но я не могу начать отсчет времени. Почему? Дети - Нет циферблата, единиц времени. Учитель - А ведь только часы с особым циферблатом волшебной страны помогут нам решить задачу урока. Что будем делать? Дети - Чинить, выполнять задания... 3 Изучение нового материала. Учитель - Действительно, герои сказок, чтобы достичь своей цели должны выполнить какие-то задания. Вспомните, какое чувство помогло Мари преодолеть все испытания? Дети - Любовь. Учитель - Образуйте однокоренной глагол. Дети - Любить. Учитель - Подберите синонимы. Дети - Обожать, боготворить, души не чаять, уважать, питать слабость, быть неравнодушным, жалеть, не надышаться. Учитель - Молодцы, хорошие слова подобрали. Я вам предлагаю глаголы: боготворить, полюбить, симпатизировать записать в порядке усиления действия. Учитель - Проверьте. У вас на партах лежат театральные маски, если вы выполнили задание верно, возьмите маску с улыбкой. Учитель - Что объединяет эти глаголы? Дети - Н. ф., суффикс ть и т. д. Учитель - Как по другому назвать неопределенную форму глагола? Дети - Инфинитив. Учитель - Мы поместим инфинитив на самое главное и почетное место на циферблате. Как вы считаете, куда? Дети - Там, где 12 часов, это: начало всех чудес, начало отсчета, начало всего… Учитель - На какие две группы можно разделить? Докажите. Дети – Вид .... Спряжение… Учитель - Что вы можете сказать об этих признаках глагола? Дети - Неизменяемые признаки глагола (постоянные) Учитель - Мы и не заметили, как выполнили два задания. Молодцы. Не будем терять времени, начнем выполнять следующее задание. У вас на партах лежит текст прочитанного мною монолога. Выпишите глаголы из текста. (самостоятельная работа) Учитель - Формы одного и того же глагола выпишите один раз. Дети - На какие две группы их легче всего разделить? Дети - По виду (совершенный или несовершенный). По спряжению(I или II спряжение.) По числу (единственное или множественное). Учитель - Можно изменить число глаголов? Поясни, докажи. Дети … Учитель - Подумайте, на какие 3 группы можно разделить данные глаголы? Дети - По времени (настоящее время, прошедшее время, будущее время). Учитель - Можно изменить время глаголов? Поясни, докажи. Дети … Учитель - Определите число и время глаголов. (самостоятельная работа) Учитель - Предлагаю поменяться тетрадями, проверьте, если сомневаетесь, правильные ответы на экране. (взаимопроверка тетрадей) Учитель - Если вся работа выполнена правильно, подарите соседу маску с улыбкой, если нет - другую маску. Учитель - Какие еще изменяемые признаки можете назвать? Дети – Лицо у глаголов в наст. вр. и буд. вр., род у глаголов в пр. вр. Учитель - Обратите внимание на наш циферблат. Почему кружки разного цвета? Дети - Постоянные морфологические признаки и непостоянные. Учитель - Незаметно пролетело время. Конец первого действия. Антракт. (учитель звенит в колокольчик) 4. Физминутка Игра «Пластический этюд» Учитель - Я называю предмет или человека, а вы по очереди говорите, какое действие он совершает. Мы все это действие воспроизводим. Дети… Художник… лыжник… лиса… корабль… орел… паровоз… Учитель - Вы замечательные актеры. (учитель звенит в колокольчик) Учитель - Прошу занять свои места в зрительном зале. 5. Творческая работа. Учитель - Звезда. Ночь. Тишина. Что это? Дети - … Может быть рассказ? Можно представить и нарисовать картинку; одна тема: покой, тишина, умиротворение. Учитель - Это картинка застывшая. Перед нами чарующая неподвижность, но не забылись ли мы, не потеряли ли мы свое стремление к движению? Подумайте, как ее оживить? Дети - Глаголами, существительными, прилагательными. Учитель - Создайте декорацию, напишите небольшой связный текст, используя известные вам литературные приемы. (самостоятельная работа) Учитель - Послушаем, какие у вас получились зарисовки? Учитель - Незаметно для себя вы выступили в роли художника-постановщика. В первом предложении подчеркните грамматическую основу. Какой частью речи выражено сказуемое? Какой можно сделать вывод? Дети - Сказуемое выражается глаголом. Учитель - Что узнали? 6. Закрепление. Учитель - Теперь циферблат наших часов приведен в порядок. Какая задача стояла сегодня перед нами? Дети - Систематизировать знания о глаголе, построить алгоритм морфологического разбора глагола. Учитель - Пользуясь тем порядком, который мы навели в механизме часов, выполним морфологический разбор глагола. Прочитайте первое предложение. Назовите глагол. В роли Дроссельмейера выступит … ( к доске вызывается ученик) Будешь следить за последовательностью выполнения алгоритма, а в роли Мари выступит…. ( к доске вызывается ученик) Я думаю, ты преодолеешь еще одно испытание и выполнишь морфологический разбор глагола. А мы, зрители, будем помогать и выполнять эту работу в тетради. Дети – Ходит - гл., ходить, несов. В., 11 спр.,в ед. ч.,в н. вр., 3 скл., сказуемое. Учитель - Ребята, смотрите, что наделал мышиный король напоследок. Он оторвал глагол от его морфологических признаков. Поможем исправить запись? Работать будем в группах. Найдите из группы глаголов тот, которому соответствуют данные признаки. ( Ученики делятся на 3 группы, каждой группе дается 6 глаголов и 1 карточка с морфологическими признаками глагола. Задача детей найти глагол, которому соответствует данный морфологический признак и прикрепить глагол и его морфологический признак на доску. ) Дети - Участвовали – гл., участвовать, несов. в., I спр., во мн. ч., в пр. вр., сказуемое. Дети - Живет – гл., жить, несов. в., I спр.; в ед. ч., в наст. вр., 3 лицо, сказуемое. Дети - Найду – гл., найти, сов. в., I спр.; в ед. ч., в буд. вр., 1 л., сказуемое. Учитель – Молодцы ... - Самостоятельно выполните морфологический разбор глаголов: выступишь, писал, научит. (Это оставшиеся 3 глагола из 6 данных) 7. Домашнее задание Учитель - Напишите небольшое сочинение – отзыв на наш урок, используя данные глаголы: участвовали, найду, говорит, выступишь, писал, научит. 8. Итог (На экране поочереди появляются слова: увидели, удивились, узнали) Учитель - Что интересное вы увидели на уроке? Дети… Учитель - Чему удивились? Дети… Учитель - Что узнали? Дети… |
Оборудование
Запись на доске числа, темы урока.
маска музыка
часы без циферблата
маски
на циферблате появляется первое деление
на циферблате появляются второе и третье деление
тексты с монологом Дроссельмейера из сказки
на циферблате появляется четвертое деление
на циферблате появляется пятое деление
маски
на циферблате появляются шестое и седьмое деления звонок
звонок
тетради
на циферблате появляется восьмое деление Часы с циферблатом
Текст
6 глаголов (участвовали, найду, выступишь, писал, говорит, научит) и 3 морфологических признака. на доске восстановленные записи
|
Литература
1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. – М., Просвещение 1996.
2. Зеленина Л.М., Т.Е. Хохлова Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. –М., Просвещение 2002.
3. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредованный фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста. Психологический журнал. 2003 №4.
4. На берегах лингвистики. Занимательный задачник по русскому языку./под ред. Чесноковой Л.Д. –М., Просвещение, 1996.
5. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. – М., 2002.
6. Психология детей младшего школьного возраста/ под ред. Реана А.А. - М., 2003.
7. Словарь синонимов русского языка/под ред. Алиева Т.С. – М., ЮНВЕС. – 2001.