Цель: практическое закрепление изученного материала по воспитательной программе.
Оборудование: три журнальных столика, два полных чайных сервиза, несколько суповых тарелок, несколько чашек и блюдец с разными рисунками, две льняных и целлофановых скатертей, льняные и бумажные салфетки. Два комплекта столовых и чайных приборов.
Каждая команда подготовила для себя эмблемы, девиз и домашнее задание. Подготовлены заранее выступления врача и гостьи-китаянки. Ребята и родители принесли сладости к чаю. Приглашены учителя в качестве жюри.
Оформление: ребята заранее нарисовали несколько плакатов с тематикой классного часа. Стены класса украшены нарисованными самоварами, чашками и чайниками, развешаны баранки.
Парты расставлены вдоль стен, по центру класса стоят парты для двух команд.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1 ЭТАП. Вступительное слово классного руководителя о работе по воспитательной программе. Представление жюри, которое будет оценивать команды по тех бальной системе.
2 ЭТАП: Представление команд.
– название;
– девиз;
– приветствие.
Оценивание команд, объявление полученных баллов.
Классный руководитель:
– Чай очень популярный напиток по всему миру и у нас в России. Впервые, чай в нашей стране начали употреблять при царе Алексее Михайловиче в качестве лекарства. В дальнейшем этот напиток стал одним из самых любимых и распространенных. Сейчас мы кипятим воду для чая в чайниках, а раньше наши предки использовали для этого чудесный агрегат – самовар, который считался украшением каждого дома. (Показ иллюстрации или настоящего самовара)
– А какая страна считается родиной чая? О появлении чая существует множество легенд. С одной из легенд нас познакомит наша гостья, из далекого Китая.
3 ЭТАП: Экскурсия в прошлое.
Заранее подготовленная девочка, в костюме китаянки рассказывает легенду о появлении чая.
Легенда:
Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Целые дни проводил он в молитвах и размышлениях. Однажды Даррама увидел во сне Будду и потрясенный виденным дал обет молиться не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал, веки незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе: он нарушил обещание, данное самому богу. Но виноваты во всем его веки – ведь они закрылись и вызвали сон. И Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной в том самом месте, где упали веки мудреца, вырос зеленый куст, чьи листья обладали чудесным свойством: они прогоняли сон. Так в старинной китайской легенде рассказывается о рождении чайного растения.
Слагались и другие легенды о рождении чая, но каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай. Данное когда-то чаю название “китайская травка” – неверно и ошибочно. Чай делают вовсе не из травы, а из листьев, от которых он получил свое название. Молодой листочек по-китайски называете “тцай-йе”. Отсюда и произошло слово чай”.
У него есть еще определение “байховый”: Это тоже китайское слово. “Бай-хоа”, что в переводе значит “белая ресничка”. И действительно, одна сторона чайного листа покрыта тоненькими серебристыми волосками, похожими на белые реснички. В настоящее время в чайной промышленности байховый означает рассыпной в отличие от чая прессованного. Почти 5000 лет известен китайский чай.
Классный руководитель:
– В настоящее время существуют особые правила чаепития, которые воспитанный человек должен знать и не нарушать. Сейчас мы проверим, знают ли эти правила участники нашей игры?
4 ЭТАП: Вопросы командам.
– Что значит “воспитанный человек”?
– Можно приходить в гости без предупреждения?
– Как вы поступите, если все же к вам пришел неприглашенный гость?
– Если вы пригласили, гостей на чай, как вы будите одеты?
– Может ли хозяйка приглашать к столу, когда все гости еще не пришли?
– Как вы рассадите гостей, если приглашены девочки и мальчики?
– Можно ли разговаривать шепотом за столом?
Классный руководитель: иногда гости приходят к чаю с подарками. Знаете ли вы, как нужно дарить и принимать подарки?
– Как принято вручать подарок?
– Если вам вручили подарок, как вы поступите – тут же развернете или отложите в сторону?
– Когда дарят книгу, надо ли ее подписывать?
– Нужно ли красиво оформлять подарок?
Жюри объявляет баллы.
5 ЭТАП: Конкурс “Найди ошибку!”
Каждая команда разыгрывает сценку с ошибкой для соперников.
Жюри объявляет баллы.
6 этап: Конкурс “Ждем гостей на чай!”
По одному игроку от каждой команды сервируют стол к чаю, выбирая из предложенных предметов на их взгляд, необходимые.
Классный руководитель:
– Пока ребята сервируют столы, я хотела бы задать вам вопрос.
– Сейчас чай для нас обычный и любимый напиток. Как вы думаете, а полезно ли пить чай для здоровья?
Выслушиваются ответы, и приглашается для выступления врач. (Заранее подготовленный ребенок, в белом халате)
– Сейчас чай один из любимых наших напитков и неспроста. Прежде всего, у чая очень мягкий, неповторимый аромат, и не с чем несравнимый вкус. Но помимо чудесного вкуса, чай – это богатейшая аптека. Чайный лист содержит стимулирующие вещества, полезные для желудка кислоты, эфирные масла. В свежих листьях чая содержится в 4 раза больше витамина С, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном.
Чай содержит много биологически активных веществ, таких как кофеин-алколоид. Он возбуждает деятельность центральной нервной системы, повышает умственную работоспособность, стимулирует сердечную деятельность.
В чае содержится пантотеновая кислота, витамины С, В1, В2, Каждый раз употребляя чай, вы насыщаете организм витаминами. Поэтому, я авторитетно, как врач, рекомендую вам употреблять чай по утрам, отправляясь в школу.
Классный руководитель:
– Спасибо, уважаемый врач, за очень познавательное выступление. Я думаю, все ребята теперь будут отдавать предпочтение чаю, а не лимонаду.
– А теперь проверим домашнее задание. Командам и болельщикам нужно было подготовить поговорки и загадки о чае и чаепитии.
– Соревнуются команды называя поговорки. Болельщики помогают своей команде, принося дополнительные очки. (За каждую поговорку 1 балл.)
– болельщики команде соперников загадывают загадки. (За каждую отгаданную загадку 1 балл.)
Варианты поговорок:
“Пей чай – удовольствие получай”.
“Самовар кипит – уходить не велит”.
“Выпей чайку – забудешь тоску”.
“Чай пить – не дрова рубить”.
Варианты загадок:
Медный бес на стол залез,
Стоит ферт подбоченевшись (Самовар)
Чего во рту не удержишь? (Кипяток)
Носит воду
Хозяину в угоду,
При нем живет,
Пока не упадет. (Чашка)
Пузатый, носатый
На плите сопел.
Потов вдруг
Песню запел. (Чайник)Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)Был листок зеленым-
Черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)
Жюри объявляет баллы.
Классный руководитель:
– А теперь возвращаемся к конкурсу “Ждем гостей на чай!”
Участник от каждой команды рассказывает, почему накрыл стол именно таким образом. Классный руководитель выступает в роли эксперта, указывая на ошибки, если они есть.
Жюри объявляет баллы.
Классный руководитель подводит итоги классного часа. Благодарит участников команд и наиболее активных участников игры. В это время жюри подводит итоги.
Объявление команды победительницы.
Чаепитие.