Классный час по теме: "Культура чаепития"

Разделы: Классное руководство


Цель: практическое закрепление изученного материала по воспитательной программе.

Оборудование: три журнальных столика, два полных чайных сервиза, несколько суповых тарелок, несколько чашек и блюдец с разными рисунками, две льняных и целлофановых скатертей, льняные и бумажные салфетки. Два комплекта столовых и чайных приборов.

Каждая команда подготовила для себя эмблемы, девиз и домашнее задание. Подготовлены заранее выступления врача и гостьи-китаянки. Ребята и родители принесли сладости к чаю. Приглашены учителя в качестве жюри.

Оформление: ребята заранее нарисовали несколько плакатов с тематикой классного часа. Стены класса украшены нарисованными самоварами, чашками и чайниками, развешаны баранки.

Парты расставлены вдоль стен, по центру класса стоят парты для двух команд.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1 ЭТАП. Вступительное слово классного руководителя о работе по воспитательной программе. Представление жюри, которое будет оценивать команды по тех бальной системе.

2 ЭТАП: Представление команд.

– название;
– девиз;
– приветствие.

Оценивание команд, объявление полученных баллов.

Классный руководитель:

– Чай очень популярный напиток по всему миру и у нас в России. Впервые, чай в нашей стране начали употреблять при царе Алексее Михайловиче в качестве лекарства. В дальнейшем этот напиток стал одним из самых любимых и распространенных. Сейчас мы кипятим воду для чая в чайниках, а раньше наши предки использовали для этого чудесный агрегат – самовар, который считался украшением каждого дома. (Показ иллюстрации или настоящего самовара)

– А какая страна считается родиной чая? О появлении чая существует множество легенд. С одной из легенд нас познакомит наша гостья, из далекого Китая.

3 ЭТАП: Экскурсия в прошлое.

Заранее подготовленная девочка, в костюме китаянки рассказывает легенду о появлении чая.

Легенда:

Жил некогда в Китае мудрый монах Даррама. Целые дни проводил он в молитвах и размышлениях. Однажды Даррама увидел во сне Будду и потрясенный виденным дал обет молиться не смыкая глаз дни и ночи. Как-то раз Даррама не выдержал, веки незаметно сомкнулись, и он крепко уснул. Проснулся монах в ужасе: он нарушил обещание, данное самому богу. Но виноваты во всем его веки – ведь они закрылись и вызвали сон. И Даррама отрезал свои веки и бросил их на землю. А весной в том самом месте, где упали веки мудреца, вырос зеленый куст, чьи листья обладали чудесным свойством: они прогоняли сон. Так в старинной китайской легенде рассказывается о рождении чайного растения.

Слагались и другие легенды о рождении чая, но каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай. Данное когда-то чаю название “китайская травка” – неверно и ошибочно. Чай делают вовсе не из травы, а из листьев, от которых он получил свое название. Молодой листочек по-китайски называете “тцай-йе”. Отсюда и произошло слово чай”.

У него есть еще определение “байховый”: Это тоже китайское слово. “Бай-хоа”, что в переводе значит “белая ресничка”. И действительно, одна сторона чайного листа покрыта тоненькими серебристыми волосками, похожими на белые реснички. В настоящее время в чайной промышленности байховый означает рассыпной в отличие от чая прессованного. Почти 5000 лет известен китайский чай.

Классный руководитель:

– В настоящее время существуют особые правила чаепития, которые воспитанный человек должен знать и не нарушать. Сейчас мы проверим, знают ли эти правила участники нашей игры?

4 ЭТАП: Вопросы командам.

– Что значит “воспитанный человек”?

– Можно приходить в гости без предупреждения?

– Как вы поступите, если все же к вам пришел неприглашенный гость?

– Если вы пригласили, гостей на чай, как вы будите одеты?

– Может ли хозяйка приглашать к столу, когда все гости еще не пришли?

– Как вы рассадите гостей, если приглашены девочки и мальчики?

– Можно ли разговаривать шепотом за столом?

Классный руководитель: иногда гости приходят к чаю с подарками. Знаете ли вы, как нужно дарить и принимать подарки?

– Как принято вручать подарок?

– Если вам вручили подарок, как вы поступите – тут же развернете или отложите в сторону?

– Когда дарят книгу, надо ли ее подписывать?

– Нужно ли красиво оформлять подарок?

Жюри объявляет баллы.

5 ЭТАП: Конкурс “Найди ошибку!”

Каждая команда разыгрывает сценку с ошибкой для соперников.

Жюри объявляет баллы.

6 этап: Конкурс “Ждем гостей на чай!”

По одному игроку от каждой команды сервируют стол к чаю, выбирая из предложенных предметов на их взгляд, необходимые.

Классный руководитель:

– Пока ребята сервируют столы, я хотела бы задать вам вопрос.

– Сейчас чай для нас обычный и любимый напиток. Как вы думаете, а полезно ли пить чай для здоровья?

Выслушиваются ответы, и приглашается для выступления врач. (Заранее подготовленный ребенок, в белом халате)

– Сейчас чай один из любимых наших напитков и неспроста. Прежде всего, у чая очень мягкий, неповторимый аромат, и не с чем несравнимый вкус. Но помимо чудесного вкуса, чай – это богатейшая аптека. Чайный лист содержит стимулирующие вещества, полезные для желудка кислоты, эфирные масла. В свежих листьях чая содержится в 4 раза больше витамина С, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном.

Чай содержит много биологически активных веществ, таких как кофеин-алколоид. Он возбуждает деятельность центральной нервной системы, повышает умственную работоспособность, стимулирует сердечную деятельность.

В чае содержится пантотеновая кислота, витамины С, В1, В2, Каждый раз употребляя чай, вы насыщаете организм витаминами. Поэтому, я авторитетно, как врач, рекомендую вам употреблять чай по утрам, отправляясь в школу.

Классный руководитель:

– Спасибо, уважаемый врач, за очень познавательное выступление. Я думаю, все ребята теперь будут отдавать предпочтение чаю, а не лимонаду.

– А теперь проверим домашнее задание. Командам и болельщикам нужно было подготовить поговорки и загадки о чае и чаепитии.

– Соревнуются команды называя поговорки. Болельщики помогают своей команде, принося дополнительные очки. (За каждую поговорку 1 балл.)

– болельщики команде соперников загадывают загадки. (За каждую отгаданную загадку 1 балл.)

Варианты поговорок:

“Пей чай – удовольствие получай”.

“Самовар кипит – уходить не велит”.

“Выпей чайку – забудешь тоску”.

“Чай пить – не дрова рубить”.

Варианты загадок:

Медный бес на стол залез,
Стоит ферт подбоченевшись (Самовар)

Чего во рту не удержишь? (Кипяток)

Носит воду
Хозяину в угоду,
При нем живет,
Пока не упадет. (Чашка)

Пузатый, носатый
На плите сопел.
Потов вдруг
Песню запел. (Чайник)

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
– Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Был листок зеленым-
Черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)

Жюри объявляет баллы.

Классный руководитель:

– А теперь возвращаемся к конкурсу “Ждем гостей на чай!”

Участник от каждой команды рассказывает, почему накрыл стол именно таким образом. Классный руководитель выступает в роли эксперта, указывая на ошибки, если они есть.

Жюри объявляет баллы.

Классный руководитель подводит итоги классного часа. Благодарит участников команд и наиболее активных участников игры. В это время жюри подводит итоги.

Объявление команды победительницы.

Чаепитие.