Урок обучения грамоте по теме: "Звук [ч']. Буквы Ч, ч" (программа "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление;
  • воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

ХОД УРОКА

1. Речевая разминка.

1. Артикуляционные упражнения.

Подготовить язык для говорения.

2. Скороговорка.

До города
Дорога в гору,
От города с горы.

2. Повторение пройденного материала.

Работа с лентой букв: гласные, обозначающие твёрдость согласного звука, гласные, обозначающие мягкость согласного звука.

– Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука?

– Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?

– Какие согласные бывают только звонкими? Как их ещё называют? (Сонорные.)

– Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?

3. Мобилизующий этап.

На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: черепаха, мячик, летчик, зайчик, мальчик

– Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить. (Дети хором называют предметы. После этого учитель просит детей закрыть глаза и делает перестановку предметов.)

– Откройте глаза. Скажите, что изменилось?

– В какой последовательности были изображены предметы первоначально?

– Какие предметы поменяли свои места? (Дети отвечают.)

4. Актуализация знаний учащихся

– С помощью чего вы назвали изображенные предметы? (Мы назвали предметы с помощью слов.)

– Чем отличается предмет от слова?

– Найдите лишнее слово. (Слово черепаха, т.к. это слово состоит из четырех слогов, а все остальные – из двух; черепаха, потому что слово оканчивается на гласный звук, а другие слова – на согласный; слово черепаха начинается со звука, который в других словах находится в середине слова.)

5. Постановка темы и целей урока

– Произнесите первый звук исключенного слова и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово черепаха начинается со звука [ч’] . Значит тема урока – “Звук [ч’] и буква, которая его обозначает”.)

– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формируется с использованием опорных слов: познакомиться…, учиться отличать…, учится читать…. Цель нашего урока – познакомиться со звуком [ч’] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [ч’] и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)

6. Работа над новым материалом.

1. Характеристика звука после слого-звукового анализа слова черепаха.

– Произнесите слово черепаха, выделяя в нём первый звук.

– Дайте характеристику этого звука.

– Согласный, глухой, всегда мягкий.

2. Артикуляция

– Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесём звук [ч’] в слиянии с гласными а, о, у.

– Что вы заметили?

– Как произносится новый звук? Сделайте вывод.

Вывод: (Звук [ч’] обозначает мягкий звук.)

– А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук? ( Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)

3. Определите позицию звука [ч] в словах: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать.

– Сегодня у нас в гостях черепаха Тортила. (На доске иллюстрация с изображением черепахи Тортилы.) Из какой сказки она к нам пришла? Кто автор этой сказки?

– Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Черепаха подарила ключик.)

– Где в слове ключик находится звук [ч]?

– От какого слова образовалось слово ключик? (От слова ключ.)

– Как называются эти слова? (Родственные.)

– А какой ключ вы представляете, когда произносите это слово? (Гаечный ключ, ключ от замка, скрипичный ключ и т.д.)

(Многозначность слова ключ.)

– Буратино ключиком открывал потайную дверцу в коморке папы Карло, а мы с вами ключиком откроем сундучок, в котором находятся задания для сегодняшнего урока. Итак…

1 задание.

Послушайте рассказ “На даче”. и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ч].

На даче

Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку “Курочка Ряба”.

– Где жили летом дети?

– Как их звали?

– Что они делали утром?

– Куда они бежали?

– Чем Вова ловил рыбу?

– Что делала Надя?

– Что читал Вова вечером сестре Наде?

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись.

4. Знакомство с новой буквой.

– Мы сейчас перелистаем записную книжечку черепахи Тортилы, на каждой странице которой есть какая-либо буква. Как только вы увидите новую букву, сразу хлопайте в ладоши.

– А кто знает, как называется эта буква? (Это буква “че”.)

– На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

– Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она в зелёном квадратике?

5. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.

2 задание.

Черепаха предложила нам прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве. (Чтение слогов.)


– Хорошо справились с заданием нашей героини.

– Вы, наверное, заметили, что в сочетаниях ча, чу, написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук [ч’] всегда мягкий. В слогах ча, чу не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, а нужно запомнить, что ча принято писать с буквой а, а в слоге чу пишется всегда буква у.

3 задание. Слоговое лото.

– Придумайте слова со слогами ча и чу.

4 задание.

– О чем в этом задание пойдет речь, вы определите сами, отгадав загадку.

За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце:
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы)

А теперь откройте учебники на стр. 128–129.

– Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть отражает старину, а правая современность.)

– Какие часы вы знаете из тех, что изображены на стр. 128?

– В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. А в наше время? Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 129.

– Какие виды часов вы запомнили?

– Для чего человеку нужны часы?

– Можно ли в наше время обойтись без часов?

– Расскажите, как работали солнечные часы?

– Почему они оказались не совсем удобными?

– А теперь ещё раз прочитайте вполголоса текст и поставьте точку под словами, в которых есть буква Ч.

Назовите эти слова.

– А на иллюстрации есть слова, в которых находится буква Ч? Назовите.

5 задание.

Следующее задание, которое вам предлагает черепаха Тортила “Грамматическая арифметика”. Мы с вами будем вычитать, и прибавлять, но не цифры, а буквы.

Часть–Ь+ушко–О+А = Частушка

Чудеса–А+ный = Чудесный

7. Итог урока. Рефлексия.

– Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?

– Черепаха Тортила благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.

(Учитель словесно оценивает деятельность учащихся, благодарит их за хорошую работу, внимательность, наблюдательность.)

– На изображенной горке укажите место, где вы находитесь.