Цели:
- сформировать представление о звуке [ч’], как о мягком непарном согласном;
- развивать фонематический слух, логическое мышление;
- воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
- способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.
ХОД УРОКА
1. Речевая разминка.
1. Артикуляционные упражнения.
Подготовить язык для говорения.
2. Скороговорка.
До города
Дорога в гору,
От города с горы.
2. Повторение пройденного материала.
Работа с лентой букв: гласные, обозначающие твёрдость согласного звука, гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
– Буквы Я, Е – когда они обозначают два звука?
– Когда буквы Я, Е указывают на мягкость согласного звука?
– Какие согласные бывают только звонкими? Как их ещё называют? (Сонорные.)
– Какие согласные буквы обозначают парные глухие и звонкие согласные звуки?
3. Мобилизующий этап.
На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: черепаха, мячик, летчик, зайчик, мальчик
– Назовите изображенные на доске предметы и постарайтесь их запомнить. (Дети хором называют предметы. После этого учитель просит детей закрыть глаза и делает перестановку предметов.)
– Откройте глаза. Скажите, что изменилось?
– В какой последовательности были изображены предметы первоначально?
– Какие предметы поменяли свои места? (Дети отвечают.)
4. Актуализация знаний учащихся
– С помощью чего вы назвали изображенные предметы? (Мы назвали предметы с помощью слов.)
– Чем отличается предмет от слова?
– Найдите лишнее слово. (Слово черепаха, т.к. это слово состоит из четырех слогов, а все остальные – из двух; черепаха, потому что слово оканчивается на гласный звук, а другие слова – на согласный; слово черепаха начинается со звука, который в других словах находится в середине слова.)
5. Постановка темы и целей урока
– Произнесите первый звук исключенного слова и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово черепаха начинается со звука [ч’] . Значит тема урока – “Звук [ч’] и буква, которая его обозначает”.)
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формируется с использованием опорных слов: познакомиться…, учиться отличать…, учится читать…. Цель нашего урока – познакомиться со звуком [ч’] и буквой, которая его обозначает; учиться отличать звук [ч’] и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.)
6. Работа над новым материалом.
1. Характеристика звука после слого-звукового анализа слова черепаха.
– Произнесите слово черепаха, выделяя в нём первый звук.
– Дайте характеристику этого звука.
– Согласный, глухой, всегда мягкий.
2. Артикуляция
– Давайте произнесём ещё раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
– Можно ли его спеть?
– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
– Давайте произнесём звук [ч’] в слиянии с гласными а, о, у.
– Что вы заметили?
– Как произносится новый звук? Сделайте вывод.
Вывод: (Звук [ч’] обозначает мягкий звук.)
– А теперь закройте ушки и произнесите ещё раз новый звук. Каким вы слышите этот звук? ( Звук [ч’] глухой.)
– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, непарный глухой, всегда мягкий звук.)
3. Определите позицию звука [ч’] в словах: чайник, плечо, чемодан, ночь, речка, часы, челка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, матч, печать.
– Сегодня у нас в гостях черепаха Тортила. (На доске иллюстрация с изображением черепахи Тортилы.) Из какой сказки она к нам пришла? Кто автор этой сказки?
– Что подарила черепаха Тортила Буратино? (Черепаха подарила ключик.)
– Где в слове ключик находится звук [ч’]?
– От какого слова образовалось слово ключик? (От слова ключ.)
– Как называются эти слова? (Родственные.)
– А какой ключ вы представляете, когда произносите это слово? (Гаечный ключ, ключ от замка, скрипичный ключ и т.д.)
(Многозначность слова ключ.)
– Буратино ключиком открывал потайную дверцу в коморке папы Карло, а мы с вами ключиком откроем сундучок, в котором находятся задания для сегодняшнего урока. Итак…
1 задание.
Послушайте рассказ “На даче”. и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ч’].
На даче
Летом Вова и Надя жили на даче. Утром они пили чай с булочками и печеньем, а потом бежали на речку. На речке Вова ловил удочкой рыбу, а Надя качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вова читал Наде сказку “Курочка Ряба”.
– Где жили летом дети?
– Как их звали?
– Что они делали утром?
– Куда они бежали?
– Чем Вова ловил рыбу?
– Что делала Надя?
– Что читал Вова вечером сестре Наде?
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы весёлые лучи,
Мы резвы и горячи.
А сейчас мы потянулись…
И за парты вновь вернулись.
4. Знакомство с новой буквой.
– Мы сейчас перелистаем записную книжечку черепахи Тортилы, на каждой странице которой есть какая-либо буква. Как только вы увидите новую букву, сразу хлопайте в ладоши.
– А кто знает, как называется эта буква? (Это буква “че”.)
– На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– Посмотрите, где находится буква Ч на ленте букв. Почему она в зелёном квадратике?
5. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.
2 задание.
– Черепаха предложила нам прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве. (Чтение слогов.)
– Хорошо справились с заданием нашей героини.
– Вы, наверное, заметили, что в сочетаниях ча, чу, написаны совсем не те гласные, которые нам слышатся. Мы уже знаем, что звук [ч’] всегда мягкий. В слогах ча, чу не надо обозначать мягкость предшествующего согласного, а нужно запомнить, что ча принято писать с буквой а, а в слоге чу пишется всегда буква у.
3 задание. Слоговое лото.
– Придумайте слова со слогами ча и чу.
4 задание.
– О чем в этом задание пойдет речь, вы определите сами, отгадав загадку.
За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце:
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы)
А теперь откройте учебники на стр. 128–129.
– Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли сказать, что рисунок можно разделить на две части? Почему? (Левая часть отражает старину, а правая современность.)
– Какие часы вы знаете из тех, что изображены на стр. 128?
– В старину пользовались солнечными, песочными, водными часами. А в наше время? Давайте узнаем, какие ещё есть часы, прочитав текст на стр. 129.
– Какие виды часов вы запомнили?
– Для чего человеку нужны часы?
– Можно ли в наше время обойтись без часов?
– Расскажите, как работали солнечные часы?
– Почему они оказались не совсем удобными?
– А теперь ещё раз прочитайте вполголоса текст и поставьте точку под словами, в которых есть буква Ч.
Назовите эти слова.
– А на иллюстрации есть слова, в которых находится буква Ч? Назовите.
5 задание.
Следующее задание, которое вам предлагает черепаха Тортила “Грамматическая арифметика”. Мы с вами будем вычитать, и прибавлять, но не цифры, а буквы.
Часть–Ь+ушко–О+А = Частушка
Чудеса–А+ный = Чудесный
7. Итог урока. Рефлексия.
– Итак, с каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку. Какой буквой он обозначается?
– Черепаха Тортила благодарит вас за выполненные задания и хорошую работу на уроке.
(Учитель словесно оценивает деятельность учащихся, благодарит их за хорошую работу, внимательность, наблюдательность.)
– На изображенной горке укажите место, где вы находитесь.