ЦЕЛИ:
- показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи;
- на примере анализа поэтического и живописного образа приоткрыть смысл художественных приёмов;
- создание атмосферы сотрудничества и поиска, побуждающей к диалогу;
- через слово и музыку продолжить формирование поэтического
- вкуса и образного мышления;
- пробудить фантазию детей, создать условия для рождения
- художественного образа;
Тип урока: комбинированный
Обеспечение занятия:
1. Магнитофон.
2. Картины о зиме.
3. Музыкальные композиция Вивальди, П. И. Чайковского
1. Организация класса.
2. Предкоммуникативная фаза.
Учитель: - Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.
Звучит музыка.
Учитель: - Закроем глаза и шепотом произнесем: зима.
Учитель: - Какое чувство возникло?
Дети: - Стало холодно.
Учитель: - А кто видел как шёл первый снег? Расскажите нам о нем.
Учитель: -Чем пахнет снег? (свежесть, холодом, сыростью, зимой)
Дети: - Холодом, свежестью, сыростью, зимой.
Учитель: - Иногда люди говорят: “как снег на голову свалился”
Как понимаете это выражение? (внезапно, неожиданно)
Расскажите, какие вы видели снежинки? (ажурные, нежные, серебристые, пушистые, кружевные, лёгкие)
Дети: - Ажурные, нежные, серебристые, пушистые, нежные, кружевные, лёгкие.
Учитель: - С чем бы вы могли сравнить снежинки?
Карточки: белые как…, лёгкие будто…. , ажурные словно…
Учитель: - Добавь подходящие по смыслу слова.
Учитель: - Что же делают снежинки?
Дети: - Кружатся, ложатся, летают, падают.
Учитель: - Когда мы говорим: снежинки танцуют, шепчутся, грустят, плачут?
Дети: - В сказках.
Звучит вальс. Дети встают и изображают снежинок.
Учитель: - К нам прилетели снежинки, плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.
Дети садятся в круг.
Игра “День-ночь”
Все закрывают глаза, тот до кого дотрагиваюсь, называет любое “снежное” слово. Условие – не повторять!
Возвращаются на свои места.
Учитель: - Как бы вы прочитали фразу: “Тишина, даже ветка не хрустнет”
Учитель: - А как произнесёте эту строку: “Дремлет снег под сказку сна”
Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали берёзки, нарядились ели в теплые шубки. Сколько приятных впечатлений дарит нам зима.
Дети рассказывают приготовленный материал о зимних месяцах, читают пословицы.
Учитель: - Что такое пословица?
Дети: - Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Звучит музыка.
Учитель: - Постарайтесь соотнести музыку с состоянием зимней природы
дети слушают музыку, рассматривают картины)
Учитель: - Каким увидели лес?
Дети: - Неподвижный, белый, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный.
Учитель: - А кто хозяйка этого загадочного леса?
Дети: - Зима
Учитель: - Как можно её назвать? (кружевница, морозная, снежная, волшебница)
Дети: - Кружевница, морозная, снежная, волшебница.
Учитель: - А что услышали? (ветер)
Дети: - Ветер.
Учитель: - Что делает ветер в лесу?
Дети: - Баюкает, дует, шумит, поет грустную песню, завывает.
Учитель: - Лес окутан, окован, опутан, околдован, заколдован.
Есть ли разница в значении этих слов?
- Зима чародейка…
Учитель: - Добавь новые слова.
3. Коммуникативная фаза.
На доске портреты А. С. Пушкина, Ф. И Тютчева.
Учитель: - Эти поэты по разному увидели зиму.
Прослушивание стихотворений в записи.
Обмен мнениями после прослушивания.
Учитель: - У каждого свое мнение. Они похожи и различаются чем-то, потому что все вы чувствуете и думаете по-разному. Я предлагаю вам поработать очень серьёзно с этими текстами. Вы будете не просто читателями со своими ощущениями, а читателями внимательными, думающими, исследователями. Вот так изобразим это:
Учитель: - Вам предстоит перечитать внимательно строки стихотворений, обратить внимание на каждое слово, на знаки препинания, попробовать понять настроение авторов, какие чувства испытывает герой, что он переживает, ощущает.
Выберите одно из стихотворений, над которым хотелось бы поработать (образуются группы).
Но необходимо повторить. Продолжи.
Синоним - (разные по своему звучанию, но близкие, хотя и не одинаковые по смыслу слова)
Сравнение – (выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается с другим)
Метафора – (скрытое сравнение, когда свойством одного предмета, чаще человека, животного переносятся на другой неживой предмет)
Олицетворение – (изображение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа)
Учитель: - Какую работу должен предварительно провести чтец, чтобы выразительно прочитать стихотворение?
Составление плана работы:
1. Понять картину жизни.
2. Понять и определить настроение рассказчика.
3. Выявить ритм, рифму в стихотворении.
Работа в группах по этому плану и дополнительно по карточкам.
Ф. Тютчев | А. Пушкин |
1. Подбери синоним к слову чародейка. 2. Как понимаешь значение слов - ослепительной красотой? 3. Определи метафоры в стихотворении. 4. Какое состояние природы нарисовано поэтом. |
1. Расположи слова в порядке нарастания
действия: пурга, вьюга, метель, буран. 2. Определи метафоры в стихотворении. 3. Сравни картины зимнего вечера и яркого солнечного утра. |
4. Послекоммуникативная фаза.
Учитель: - Попробуем сравнить два стихотворения, понять точку зрения их авторов, чувства, настроения.
Учитель: - Что общего в этих стихотворениях?
Учитель: - Во всем ли эти стихи похожи, или есть разница? Какой увидел зиму Пушкин, Тютчев?
Дети: - Радостной, озорной, весёлой.
Дети: - Безмолвная, неподвижная, лишена жизни.
Анализ стихотворений группами.
Учитель: - Вам, читателям, настроение какого рассказчика ближе? Покажите в цвете.
Учитель: - Если же обратиться к музыке (звучит музыка) можно заметить… Дети: - Настроение зимней природы меняется.
Учитель: - А как вы думаете авторы согласны со своими рассказчиками?
Дети: - Ответить на этот вопрос трудно, чтобы ответить, надо знать больше о самих поэтах.
5. Выразительное чтение стихотворений.
6. Подведение итога урока.