Урок русского языка по теме: "Правописание непроизносимых согласных" (закрепление). 3-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока.

  • Обобщить знания о написании непроизносимых согласных в корне слова;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Продолжить работу по развитию интереса к предмету;
  • Развивать творческое мышление;
  • Устную и письменную речь.

Оборудование. Полоски с транскрипцией слов, карточки с устойчивыми выражениями для работы в парах, учебник русского языка (3 класс (1-4),автор А.В. Поляков), карточки для индивидуальной работы по вариантам.

Ход урока

I. Повторение пройденного.

На доске записаны слова в два столбика.

В школе я
В магазине я
На улице я
В транспорте я
Дома я
кто? пешеход
ученик
покупатель
пассажир
дочка

Учитель. Начнём урок с игры “Кто я?”. Соедините слова так, чтобы получились предложения. Обратите внимание на смысловую связь.

Дети. В школе я ученик. В магазине я покупатель. На улице я пешеход. В транспорте я пассажир. Дома я дочка.

Учитель. Что объединяет все слова в правом столбике?

Дети. Все слова – одушевлённые существительные, так как они отвечают на вопрос “Кто?”.

Учитель. Как вы думаете, какое из написанных существительных лишнее?

Дети. Лишнее существительное - дочка, т.к. оно женского рода, относится к 1 склонению. Все остальные существительные – мужского рода и относятся ко 2 склонению.

Дети. А ещё можно назвать лишним словом слово “Пешеход”, так как оно сложное, у него две основы, а остальные слова имеют одну основу.

Учитель. Какие орфограммы встретились в словах правого столбика?

Дети объясняют орфограммы и доказывают правильность их написания.

Учитель. Выпишите слово к схеме

Дети. Это слово дочка.

Учитель. Подберите однокоренные слова к нему и докажите.

Дети. Дочь, дочерний, доченька, удочерили. Эти слова имеют одно лексическое значение и корень.

Учитель. Назовите морфологические признаки существительного дочка.

Дети. Кто? Существительное, нарицательное, неодушевлённое, стоит в единственном числе, женского рода, 1 склонения, Им. пад.

II. Введение материала по теме урока.

Учитель. На доске – начала пословицы. Помогите составить её.

Ученье – лучшее … обеспеченность
богатство
состоятельность

Что можно сказать об этих словах?

Дети. Это слова – синонимы, так как они близки по смыслу.

Учитель. Выберите слово, которое подходит грамматически и точно выражает смысл пословицы.

Дети. Ученье – лучшее богатство.

Учитель. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети. Для грамотного, образованного человека, ученье – лучшее богатство.

Учитель (закрывает доску). Запишите пословицу по памяти.

Дети записывают пословицу.

Учитель. Обратите внимание на слово “богатство”. Что вы заметили?

Дети. Расхождение правописания и произношения.

Учитель. Кто догадался, какая же орфограмма сегодня на уроке будет в центре нашего внимания?

Дети. Мы думаем, что непроизносимые согласные в корне слов.

Учитель. Молодцы! Правильно!

Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

III. Новый материал.

Учитель. Поиграем в игру “Поймай слово”. На доске раскиданы полоски с транскрипцией слов.

Что вы заметили?

Дети. Не совпадает произношение с написанием.

Учитель. Вам нужно правильно записать эти слова. Как проверить? Какое правило нужно вспомнить?

Дети. В некоторых словах согласные звуки [Т], [Д], [Л], [В] не произносятся, но пишутся. Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

Дети объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова.

Учитель. Какое слово для себя из этих слов вы бы записали первым? Почему?

Дети. Мы думаем, что это слово – счастливый. Ведь каждый человек хочет быть счастливым. Это слово очень важное для каждого из нас.

Учитель. Составьте с этими словами словосочетания.

Дети. Счастливый человек, грустный малыш, доблестный воин, капустный лист.

Учитель. Какая между ними связь?

Дети. Согласование.

IV. Закрепление.

А. Комментированное письмо (1 ученик у доски записывает, всё проговаривает и объясняет).

Учитель. Что обогревает землю? Как называется ряд ступенек, идущих вверх? Как называется растение, цветущее на болоте? Как называют того, кто приносит весть? Человек, постоянно завидующий. Человек, любящий повелевать. Относящийся к кости. Речь, которая звучит, произносится.

Дети. Солнце, лестница, тростник, вестник, завистливый, властный, костный, устная.

Всё подробно объясняется.

Учитель. Придумайте и запишите предложение со словом солнце.

Дети. Солнце обогревает нашу планету.

Учитель. Дайте характеристику этого предложения.

Дети. Это предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое.

Учитель. Разберите по членам предложения.

Дети разбирают предложение по членам предложения.

Б. Работа в парах.

Учитель. На каждой парте лежит карточка с устойчивыми выражениями. Проведите стрелки и объясните эти выражения.

Карточка.

У меня на сердце камень… переживаю за кого-то, очень больно за кого-то
Сердце кровью обливается… плохо, тяжело на душе
Уйти с тяжёлым сердцем… мне нравится человек, я его люблю
Этот человек мне по сердцу… уйти сильно расстроенным
Скажу, положа руку на сердце… искренне, с любовью
Подарил от чистого сердца… честно, искренне, без утайки

Дети объясняют.

Учитель. Какое слово повторялось?

Дети. Это слово сердце.

Учитель. Что такое сердце?

Дети. Жизненно- важный орган человека.

Учитель. Какая орфограмма в этом слове? Докажите.

Дети. Непроизносимая согласная (все доказывают).

V. Работа с учебником.

Учитель. Перечислите ещё раз правила на стр. 115, 116 (учебник 3 кл., автор А.В. Полякова). Откройте упражнение 237 на стр. 120. Выпишите слова на наше правило.

Дети выписывают и всё объясняют.

VI. Самостоятельная работа.

Учитель. Вы будете работать самостоятельно по вариантам. У каждого из вас карточка с текстом, в котором есть ошибки. Нужно найти ошибки, исправить их и записать текст верно.

Карточка 1 варианта.

На смену ненасной погоде пришли ясные дни. Вновь засияло в голубом небе сонце. Вспыхнула прозрачная радуга. Прелесные цветы распахнули звёзные лепески.

Карточка 2 варианта.

Позняя осень. Туманная дымка протянулась на окресными полями. Грусно желтеет запоздалый цветок. Ещё зеленеет на месных пасбищах травка. На краю леса краснеет прелесная рябина.

Дети записывают текст по вариантам, письменно объясняют пропущенные орфограммы.

Учитель. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга (взаимопроверка тетрадей).

VII. Итоги урока.

Учитель. Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную перед собой цель?

Дети. Да! Мы закрепили правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

VIII. Домашнее задание

Учитель. Придумайте и запишите как можно больше слов с непроизносимыми согласными, которые характеризуют человека.

Приложение