Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний, а именно: умножению десятичных дробей;
- Способствовать развитию у учащихся математической речи, умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- Развивать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий.
Оборудование: Мультимедийный проектор (презентация на тему умножение десятичных дробей), дидактические карточки, плакаты-задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся. Проверка учебных принадлежностей, раздаточного материала. Внимание! Проведем умственную разминку. Восстановите цепочку вычислений (см. презентацию, слайды 2 и 3).
– Обратите внимание, какое действие наиболее часто встречается в цепочке? (умножение). И это не зря, так как сегодня мы начинаем изучение новой темы “Умножение десятичных дробей”.
В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.
– Как вы думаете, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?
Знать: правила умножения десятичных дробей (алгоритм).
Уметь: решать упражнения на умножение десятичных дробей.
Мотивация: а зачем эти знания необходимы? В науке и промышленности, в сельском хозяйстве и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связанно с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Поэтому и вам необходимо научиться умножать десятичные дроби.
II. Этап актуализации.
Прежде чем мы начнем изучать новый материал, давайте вспомним правило умножения десятичной дроби на натуральное число? (см. презентацию, слайд 4). Учащиеся повторяют алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число.
III. Этап изучения новых знаний.
А теперь проведем сравнение и аналогию и выведем алгоритм умножения десятичных дробей. (см. презентацию, слайд 4)
– Мы с вами знаем алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей, умножения десятичной дроби на натуральное число, который только что повторили. У всех них первый шаг алгоритма одинаков. Как вы думаете, в новом алгоритме, который мы сейчас выводим, первое действие изменится или останется без изменений? (без изменений)
– А где же теперь в полученном результате поставить запятую? Ведь теперь у нас и в первом множителе, и во втором есть запятая?
Выводим правило (алгоритм) умножения десятичных дробей. Закрепляем его формулировку по учебнику стр. 296, работаем с книгой.
IV. Этап закрепления.
А теперь подтвердим слова, что теория без практики мертва.
1. Решить упражнение с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях № 1370 а, 1370 ж.
2. К доске приглашаются 2 учащихся, которым предлагаются индивидуальные задания. Двое учащихся получают такие же задания для решения на местах. Остальные в это время решают задачу с учителем.
3. Задача№1 из карточки (см. презентацию, слайд 5).
Задача №1 Стороны одного прямоугольника 1,2 см и 6,6 см. Площадь второго прямоугольника в 2,5 раза больше площади первого. Найдите ширину второго прямоугольника, если его длина 4 см |
Учащиеся выполняют краткую запись условия задачи
1) 1,2 · 6,6 = 7,92(см2) – S1
2) 7.95 · 2.5 = 19,8(см2) – S2
3) 19,8 : 4 = 4,95(см2) – b2
Ответ: b2 = 4,95см
Проверка учеников, работающих по карточкам.
4. Физкультминутка.
Учащиеся выполняют комплекс упражнений на потягивание и расслабление мышц рук.
5. Самостоятельное решение с проверкой ответа. На доске вывешиваются таблицы с примерами и варианты ответов. Необходимо выбрать правильные ответы из предложенных вариантов.
Примеры:
?
?
?
(151,294)
(239,904)
(255,584).
Варианты ответов:
15,1294
239,914
255,584
239,904
151,294.
Задача№2 из карточки (см презентацию, слайд 6).
Задача №2 Высота прямоугольного параллелепипеда больше его ширины в 1,5 раза, а длина в 1,5 раза больше высоты. Найдите объем параллелепипеда, если его ширина 1,4 см. |
Учащиеся выполняют краткую запись условия задачи
1) 1,4 · 1,5 = 2,1 (см) – высота с
2) 2,1 · 1,5 =3,15 (см) – длина а
3) 3,15 · 1,4 · 2,1 = 9,261(см3) – объём V
Ответ: V = 9,261 см3
Если остается время, то предложить учащимся придумать пример на умножение десятичных дробей и решить его. Поменяться тетрадями с соседом по парте и выполнить проверку придуманных и решенных упражнений.
Этап подведения итогов.
– Чему научились в ходе урока.
– Активность учащихся.
– Оценки.
Этап домашнее задание.
Пункт 36. №1405 а–е, № 1406
Этап рефлексии. (см презентацию, слайд 7).
2 – неуверенность;
5 – радость;
7 – удовлетворение;
9 – безразличие.
Учащиеся на листах бумаги пишут цифру, соответствующую их ощущениям на конец урока и показывают учителю.