План-конспект учебного медиазанятия

Разделы: Информатика


План-конспект интегрированного учебного занятия в компьютерном классе по предмету “Беседы о хореографии” при изучении раздела “Русские сезоны”, предназначен для детей 7 класса (4 года обучения).

Занятие проходит в разделе темы “Русские сезоны”.

Восьмое занятие: учащиеся имеют представление об атмосфере, царившей в столичных театрах России в конце XIX, в начале XX века. Знакомы с творчеством А.А. Горского, С.П. Дягилева, М. Фокина.

Умеют включать, выключать компьютер, создавать папки, работать с файлами.

Следующие занятия посвящены исполнителям балетных спектаклей, балетмейстерам, участвующим в период второго и третьего Русских сезонов. После прохождения данного раздела учащиеся будут иметь представление о сложившейся ситуации в балетном мире начала XX века, знать балетные спектакли, поставленные в этот период, а также выдающихся исполнителей и балетмейстеров.

Форма занятия – групповая, наполняемость группы - 9 человек.

Цель:

  1. Повторить пройденный материал.
  2. Познакомить с биографией и творчеством Анны Павловой.

Задачи:

  • Повторить особенности I Русского сезона;
  • Познакомить с биографией и творчеством Анны Павловой;
  • Закрепить навыки работы с компьютером;
  • Показать изменение изображения при разных значениях атрибутов;
  • Воспитание патриотизма при изучении новой темы;
  • Развитие навыков самостоятельной работы при закреплении изученного материала.

Оборудование:

  • Экран
  • Проектор
  • Компьютер (ноутбук)
  • Оборудованный компьютерный класс (ОС “Windows”, Microsoft Office (PowerPoint))
  • Видеосюжет
  • Фотографии
  • Раздаточный дидактический материал для выполнения домашнего задания

Ход занятия

I. Организационный момент (3 мин)

Подготовка детей к занятию: рабочие тетради, ручки.

Фанфары, на экране видео заставка (0,20 мин).

Появляется фото Анны Павловой.

Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей балета начала XX века. И одной из ярких представительниц, которой гордилась вся Россия. Для балета, для всех танцующих она была идеалом, для художников, композиторов, балетмейстеров она была вдохновением. Итак, легенда русского балета - Анна Павловна Павлова. Но чтобы лучше узнать ее жизнь давайте окунемся в культурную жизнь России конца XIX, начала XX века.

II. Повторение (5 мин)

Задача: Повторить особенности I Русского сезона

Работа в группе (4 мин)

- В этом нам поможет кроссворд.

Задание детям:

На экране Кроссворд с 7 вопросами (сопровождается слайдовой презентацией) (Приложение 1). Педагог задает вопрос группе, дети поднимают руку, называют ответ.

Название театра. Это один из старейших и крупнейших музыкальных театров России. Его называли первоначально Петербургским большим театром, или Камерным театром – именно здесь давались с 1783 г. Первые оперные трупы: Этот театр был императорским. Императорским по своей идеологии, психологии и всему своему укладу. На сцене этого театра новаторские принципы в балете начала 20 века связаны с именем балетмейстера М.Фокина (“Павильон Амиды”, “Шопениана”)

Мариинский

Человек, который помог русскому балету не только сохраниться, но и сохранить свои русские традиции конца XIX нач XX века. Знание записи танцев сыграло большую роль в определении судьбы этого человека. В свое время он записал постановку Петина балет “Спящая красавица” и именно поэтому ему предложили поставить этот балет в Москве, что он и сделал за три недели. В балете “Лебединое озеро” он практически заново поставил 1-й акт, сохранив, однако, все лучшее, что было в хореографии Петина и Иванова. В других балетах он стремился средствами балета указать на недостатки общества.

Горский

Русский театральный деятель. Он отлично знал живопись, театр, историю художественных стилей. Он считается организатором Русских сезонов

Дягилев

Словарное слово. Артист балета, исполняющий первые роли и партии в балетных спектаклях и сольные номера.

Солист

Подведение итога по повторению (1 мин)

- Итак, мы вспомнили основных деятелей русского балета периода конца XIX начала XX века и событие, которое состоялось в 1909 году – I Русский сезон. Но, говоря о I Русском сезоне, об огромном успехе участников этого события, нельзя не сказать об Анне Павловне Павловой – легенде русского балета, волнующей сердца деятелей искусства до сих пор.

III. Изучение нового материала (20 мин)

Задача: Познакомить с биографией и творчеством Анны Павловой

Рассказ педагога в сопровождении слайдовой презентации и видеосюжетов (20 мин) (Приложение 2)

Для знакомства детей с новым материалом используется специально подготовленная слайд-презентация, видеоматериал

Дети по ходу объяснения педагога фиксируют в тетради основные даты в хронологическом порядке.

Будущая балерина появилась на свет чуть ли не на два месяца раньше положенного срока. Было морозное январское утро 1881 года, когда у бедной швеи, подрабатывающей иногда стиркой, родилась девочка. Ребенок был столь слаб, что ни соседки, суетившиеся возле кровати молодой матери, ни сама роженица не надеялись, что младенец будет жить. Однако, вопреки мрачным прогнозам, девочка выжила. Ее крестили и нарекли Анной в честь святой, праздник которой в тот день значился в церковном календаре. Отца свого Анна не помнила. Матвей Павлов, простой солдат? умер, когда дочери едва исполнилось два года, не оставив после себя ни наследства, ни орденов, ни генеральского чина.

Когда Анне исполнилось восемь лет, мать объявила, что они поедут в Мариинский театр.

Увиденное и услышанное потрясло воображение девочки. Во втором акте группа мальчиков и девочек танцевала “Вальс цветов”.

– Хотела бы ты так танцевать? – спросила мама Анну.

– Нет. Я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает Спящую Красавицу. Когда-нибудь и я буду так танцевать, и в этом же театре.

Мать посмеялась, назвала дочь глупенькой, не подозревая, что та уже нашла свое призвание в жизни. На следующее утро только и было разговоров, что о театре и о танцах. Анна “заболела” балетом.

После слез и настоятельных просьб мать повела девочку в балетную школу. В тот год ее не приняли. Но в десять лет придирчивые педагоги с трудом приняли в класс Императорской балетной школы: у нее была сгорбленная спина, малокровие. Часто повышалась температура, девочка кашляла, в общем, была чересчур хрупка, вовсе не для суровой школы балета. Педагоги сдались только на ее усиленные просьбы. Седоусый строгий Мариус Петипа несколько раз пристально поглядев на нее, наконец произнес какие то слова вполголоса, по-французски, и щелкнул пальцами. Комиссия переглянулась и вынесла положительный вердикт.

Видео фрагмент

Уже со второго года обучения маленькая Павлова познала это несказанное волшебство большой сцены, секрет ее магии, нередко участвуя в вечерних спектаклях, небольших дивертисментах и вставных номерах – вариациях, которые были столь модными в балете.

Выпускной спектакль застенчивой молчуньи Анечки Павловой был для нее и первым в качестве корифейки – то есть постоянной танцовщицы в составе труппы императорского театра. Премьера его состоялась на сцене Мариинского театра 11 апреля 1899 года. Назывался этот одноактный балет “Мнимые дриады” и был больше похож на огромный концертный номер с вариациями, танцами и адажио из разных балетов, стройно объединенных увертюрой в стиле восемнадцатого столетия.

Вступив на службу на сцене Императорского театра раннею весною 1899 года, уже 19 сентября того же года корифейка Анна Павловна* (*для благозвучия на сцене было изменено ее отчество – автор.) Павлова успешно танцует небольшую партию в балете “Тщетная предосторожность”, затем получает сольные партии в балетах: “Спящая красавица” (феи Кандиды), “Эсмеральда”, “Жизель” в хореографии М. Петипа.

Ее выступления сразу заметили и театральные критики и избалованная публика.

Видео фрагмент

В 1902 году она получила звание второй солистки.

В 1905 году – Анна Павлова получила звание балерины.

Блистательно, всегда с особым пылом, танцевала Павлова на сцене Мариинки, в Киеве и Варшаве любимую свою Никию в “Баядерке”. Петипа в паре с Нижинским, и зрители с удивлением отмечали про себя, что видят на сцене именно страдающую, трагически любящую, страстную индийскую девушку-танцовщицу, а не некую балерину “госпожу Павлову”. “Жизель” Адана была поставлена Мариусом Ивановичем Петипа, по просьбе Кшесинской, специально с тонким расчетом на Павлову. Она одна умела создавать на сцене “трагично-романтические, бестелесные создания, будто парящие в воздухе” (М. Кшесинская. “Воспоминания”.)

Душа ее сраженная любовью, безраздельно царила в танце Павловой. Совершенство техники, уже освоенной, отступило на второй план. Душа. Это было необычно, ново. Это - потрясало. Приводило в восторг. Восторженно говорили о “новом дыхании русского балета”. Искусственно-вычурная техника итальянских балерин медленно отходила в прошлое. В балетном танце все сильнее просыпалась и начинала властвовать Магия чувств. То, что неизменно притягивает и привораживает.

Из простой балерины-танцовщицы с заученными характерными па Павлова стремительно вырастает в великую артистку, истинную жрицу балетного искусства.

В 1909 году она участвует в проекте “Русские сезоны” и становится очень знаменитой.

Первый балетный русский сезон проходил в Париже в театре “Шатле”. В репертуар были включены такие постановки как “Половецкий стан” из оперы “Князь Игорь”, “Павильон Армиды” на музыку Черепнина, “Праздниство” - дивертисментная сюита на музыку русских компазиторов, “Сильфиды” - музыка Шопена, балет “Клеопатра”

Видео фрагмент

В 1910 году Анна перешла на положение гастролерши и создала собственную трупу, которая с триумфальным успехом выступала во многих странах. В гастрольных репертуарах она сохранила балеты: “Тщетную предосторожность”, “Жизель”, “Коппелию”, “Пахиту”, а также концертные номера и балеты на музыку П.И.Чайковского и А.К. Глазунова

В ее трупе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры: “Ночь”, “Вальс-каприз”, “Стрекоза”, “Калифорнийский мак”.

Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 году “Прелюды” на музыка Листа, “Семь дочерей Горного короля” на музыку Спендиарова

В 1913-1914 Павлова выступает в Петербурге и в Москве, это последние ее выступления в России.

Ее упорство в работе доходило до того, что Павлова выходила на сцену с температурой, совершенно больная, даже и с растянутыми упражнениями связками, со сломанною ногой, как это было, например, во время гастролей в США.

Видео фрагмент

Уходя навсегда, в хмурое утро 23 января 1931 года, в своем лихорадочно-пылком предсмертном воображении хрупкая Павлова всего лишь готовилась к очередному выходу на сцену.

В этой балетной жизни она сыграла много ролей:

  • Пахита в балете “Пахита” (1907)
  • Раймонда в балете “Раймонда”
  • Жизель в балете “Жизель”
  • Китри в белеете “Дон Кихот”
  • Флора в балете Р. Дриго “Пробуждение Флоры”
  • Диана в балете “Царь Кандавл”
  • Снег в балете “Камарго”
  • уральский танец в балете “Конек-Горбунок” вместе с Гердтом
  • испанский танец в балете “Щелкунчик”
  • Вакханка в балете “Времена года”
  • Бинт-Анты в балете “Дочь фораона”
  • Вариация “Шампанское” в балете “Виноградная лоза”
  • Эвника в балете “Эвника”
  • Сильфида в балете “Шопаниаде”
  • Береника в балете “Египетские ночи”
  • Армида в балете “Павильон Армиды”
  • Лебедь в балете “Умирающий лебедь”

Легенда русского балета - Анна Павловна Павлова волнует сердца деятелей искусства и до сих пор. В ее честь был поставлен балет “Моя Павлова” на сборную музыку балетмейстером М. Пети. Снят художественный фильм “Анна Павлова” (1983), документальный фильм “Анна Павлова” (1985), написаны картины, созданы скульптуры, выпущена юбилейная монета.

Закрепление нового материала.

Задача: Закрепить полученные знания, а также навыки работы с компьютером

1) Задание: (1 мин)

Открыть свои папки, запустить демонстрацию “Анна Павлова” , ответить на вопросы.

- Задание вы можете найти в своих папках. Давайте вспомним, где они находятся (Q://АТВ/ФУЭТЕ/____)В ваших папках лежат файлы, которые вам необходимо открыть и ответить на вопросы. (Приложение 3)

2) Самостоятельная работа. (9 мин)

Воспитанники садятся за компьютеры, работают самостоятельно. Педагоги следят за выполнением задания, делают комментарии, указывают на недочеты, оценивают, хвалят. В случае возникновения вопроса учащийся может обратиться к педагогам или сверстнику. Если ребенок допускает ошибку, презентация показывает фрагмент с содержанием правильного ответа.

Итог занятия. (5 мин)

Форма организации – рефлексия.

- Итак, сегодня на занятии мы вспомнили деятелей искусства конца XIX - начала XX веков, а также познакомились с талантливой Балериной Анной Павловной Павловой и узнали как складывался ее творческий облик на русской сцене.

- Можно ли считать Анну Павлову примером для подражания?

- Понравилась ли вам Павлова как творческая личность?

- Симпатизируете ли вы ей? Почему?

Домашнее задание

На дом выдаются карточки с заданием для самостоятельной работы. (Приложение 4)