Урок русского языка по программе Л.В. Занкова: "Состевление монологического рассказа с элементами описания". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


План – конспект урока.

Тип урока: Урок введения новых знаний.

Вид урока: Интегрированный урок (по В.М. Лизинскому) русского языка и краеведения (региональный компонент).

Задачи:

  1. Познавательные: научить учащихся составлять монологический рассказ с элементами описания; обогатить словарный запас учащихся за счет выразительных средств языка; расширить кругозор учащихся о своем крае; заложить информационные навыки: работы со словарем, кинофрагментом, текстом.
  2. Развивающие: развивать воображение, мышление, внимание; формировать связную речь; научить учащихся составлять план.
  3. Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; повысить интерес к родному краю; воспитывать чувство гордости за родину; бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня необычный урок в преддверии знаменательной даты - 10 декабря.

Кто знает, чем знаменателен этот день для нашего Ханты-Мансийского автономного округа?

-10 декабря нашему округу исполняется 71 год.

II. Постановка цели.

- Сегодня будем говорить о животных нашего края. Попробуем составить монологический рассказ.

Что такое монолог? (работа со словарями в парах).

- Монолог - речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

III. Релаксация.

Звучит музыка "Птичьи голоса в лесу".

- Закрыли глаза, представили лес... Солнышко светит, ветерок листиками шуршит, на веточке повисла капелька росы. Послышался шум. На полянке появился зверек.

Шум затихает, музыка замолкает.

- Открыли глаза. Кого из зверей вы встретили?

IV. Изучение новой темы.

1.- Ребята из нашего класса побывали в зимнем саду школы №5 и видели зверьков, а каких - мы сейчас узнаем, посмотрев видеоролик. Внимание на экран, вы должны будете ответить на вопрос ребят (демонстрируется первая часть видеоролика).

- О каком животном будем сегодня говорить?

- (Заяц).

- Главный герой сегодняшнего урока - заяц. Рассмотрим его внешний вид, изучим повадки, питание, поговорим о местах обитания и о врагах (демонстрируется вторая часть видеоролика).

- Где живет заяц-беляк?

- Лиственные леса.

2. Словарная работа (Толковый словарь).

Ученик зачитывает из словаря определение слова "заяц" (Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами.).

- Кто такой заяц?

3. Работа с орфографическим словарем (работа в парах).

- На столах лежат словари, откройте их по закладке и найдите слово заяц.

- Какую безударную гласную нужно запомнить в слове заяц? (я).

- Какие родственные слова можно подобрать к слову заяц?

--- Зайчишка, зайчик, заячьи.

4. Работа с родственными словами.

- Работа в парах на карточках. В тексте вставить слова так, чтобы получился связный рассказ.

Карточка 1

Прочитайте текст.

Вставить и записать родственные слова так, чтобы получился связный рассказ.

Задумал (заяц) познакомить зверей со своей (заячьей) семьей. Эта была (зайчиха) с тремя (зайчатами). Забрался (зайка) на березовый пенек и зовет: “Звери, звери!

Завтра под березой (заячий) праздник”.

Справка: Заяц, заячий, зайчихой, зайчатами, зайка, заячий.

 Зачитываются и анализируются тексты детей.

- О ком говорится в тексте?

- О зайце.

- О чем текст?

- О гостеприимстве.

- Зачем использовали родственные слова?

- Текст получается ярким и понятным.

5. Физминутка.

Зайцы скачут:
Скок – скок – скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

6. Составление внешнего описания зайца-беляка, используя мультимедийные средства (части зайца показываются отдельно, затем общая картинка).

- Какие уши у зайца?

- Большие, широкие, длинные.

- Какие глаза у зайца?

- Большие, круглые, косые.

Справка: глаза у зайца не косые, он сильно разводит глаза в сторону, чтобы больше видеть.

- Какие лапы у зайца?

- Сильные, быстрые, задние лапы длинны, а передние лапы короткие.

- Какой окрас у зайца?

- Белый, серый.

-Как называется процесс, когда идет смена одной шубки на другую?

- Линька.

- Зайцы днем лежат под кустиками, и этот процесс называется – лежка.

7. Устное составление рассказа-описания по опорным словам, глядя на изображение зайца ( 2-3 ученика).

8. Работа по рядам. У каждого ряда свое задание, при выполнении которого таблички- ответы вывешиваются на доске.

- Первый ряд, опираясь на свои знания, составляет список врагов зайца.

- Второй ряд, опираясь на свои знания, записывают, чем питается заяц.

- Третий ряд получает раздаточный материал, прослушивая запись на магнитофоне, определяет повадки животного.

Карточка 2

Заметает следы, впадает в спячку, грызет ветки, грызет орехи, обгладывает кору осин, плавает, медленно бегает, быстро убегает от врагов.

9. Составление монологического рассказа (заслушиваются ответы учащихся с каждого ряда).

VI. Закрепление изученного. Творческая работа с использованием дифференциации.

1 группа. Составляют монологический рассказ по плану (2человека).

План:

  • Место обитания зайца.
  • Описание зайца.
  • Повадки зайца.
  • Питание зайца.
  • Враги.

2 группа. Работа над текстом (4 человека).

На столах лежат карточки. Дети выбирают новый материал о зайце.

Карточка 3

Прочитайте текст.

Определите, что нового узнали о зайце – беляке и подчеркните карандашом.

Живет в лесах на севере заяц-беляк. У него широкие, обросшие длинной шерстью лапы, напоминающие лыжи-снегоступы. Он бегает по глубокому снегу и не проваливается. Самка не остается со своими детенышами.

3 группа. Составление рассказа-загадки.

Дети придумывают сценку: “Ищу друзей”. Составляют рассказ-загадку о медвежонке и о его новом друге, чтобы ребята не сразу догадались, что это заяц-беляк.

4 группа. Работа над скороговоркой.

- Заяц очень известное животное. В народном творчестве часто используется этот персонаж.

1. Прочитайте запись на доске, и определите, к какому жанру относится эта фраза.

У зайца Бубы
Заболели зубы.

- Скороговорка.

2.Работа над пословицей.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

3.Работа над словами антонимами.

  • трусливый заяц – храбрый, смелый
  • старые зайцы – молодые
  • заботливая зайчиха – беззаботная

4.Работа над фразеологизмами.

Убить двух зайцев ( показ иллюстрации).

- Делать одновременно несколько дел.

5. Работа над многозначностью слова.

-Прослушав стихотворение, определите, какие еще бывают зайцы.

Прыгает как мячик
Незнакомый зайчик.
Зеркальцем взмахну –
Побежит он по стеклу.
И вприпрыжку по стене
Возвращается ко мне.
Едет зайка в трамвае.
Едет зайка, рассуждает:
“Если я куплю билет,
Кто я, заяц или нет?”

- Солнечный зайчик, безбилетник.

Выступление каждой группы.

V. Подведение итогов.

- Что бы вы хотели рассказать о зайце дома?

VI. Игра (при наличии свободного времени)

У вас потерялся заяц. Вам нужно составить объявление, чтобы его найти.

Выбирается несколько групп для игры