План – конспект урока.
Тип урока: Урок введения новых знаний.
Вид урока: Интегрированный урок (по В.М. Лизинскому) русского языка и краеведения (региональный компонент).
Задачи:
- Познавательные: научить учащихся составлять монологический рассказ с элементами описания; обогатить словарный запас учащихся за счет выразительных средств языка; расширить кругозор учащихся о своем крае; заложить информационные навыки: работы со словарем, кинофрагментом, текстом.
- Развивающие: развивать воображение, мышление, внимание; формировать связную речь; научить учащихся составлять план.
- Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; повысить интерес к родному краю; воспитывать чувство гордости за родину; бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня необычный урок в преддверии знаменательной даты - 10 декабря.
Кто знает, чем знаменателен этот день для нашего Ханты-Мансийского автономного округа?
-10 декабря нашему округу исполняется 71 год.
II. Постановка цели.
- Сегодня будем говорить о животных нашего края. Попробуем составить монологический рассказ.
Что такое монолог? (работа со словарями в парах).
- Монолог - речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.
III. Релаксация.
Звучит музыка "Птичьи голоса в лесу".
- Закрыли глаза, представили лес... Солнышко светит, ветерок листиками шуршит, на веточке повисла капелька росы. Послышался шум. На полянке появился зверек.
Шум затихает, музыка замолкает.
- Открыли глаза. Кого из зверей вы встретили?
IV. Изучение новой темы.
1.- Ребята из нашего класса побывали в зимнем саду школы №5 и видели зверьков, а каких - мы сейчас узнаем, посмотрев видеоролик. Внимание на экран, вы должны будете ответить на вопрос ребят (демонстрируется первая часть видеоролика).
- О каком животном будем сегодня говорить?
- (Заяц).
- Главный герой сегодняшнего урока - заяц. Рассмотрим его внешний вид, изучим повадки, питание, поговорим о местах обитания и о врагах (демонстрируется вторая часть видеоролика).
- Где живет заяц-беляк?
- Лиственные леса.
2. Словарная работа (Толковый словарь).
Ученик зачитывает из словаря определение слова "заяц" (Зверек отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами.).
- Кто такой заяц?
3. Работа с орфографическим словарем (работа в парах).
- На столах лежат словари, откройте их по закладке и найдите слово заяц.
- Какую безударную гласную нужно запомнить в слове заяц? (я).
- Какие родственные слова можно подобрать к слову заяц?
--- Зайчишка, зайчик, заячьи.
4. Работа с родственными словами.
- Работа в парах на карточках. В тексте вставить слова так, чтобы получился связный рассказ.
Карточка 1 Прочитайте текст. Вставить и записать родственные слова так, чтобы получился связный рассказ. Задумал (заяц) познакомить зверей со своей (заячьей) семьей. Эта была (зайчиха) с тремя (зайчатами). Забрался (зайка) на березовый пенек и зовет: “Звери, звери! Завтра под березой (заячий) праздник”. Справка: Заяц, заячий, зайчихой, зайчатами, зайка, заячий. |
Зачитываются и анализируются тексты детей.
- О ком говорится в тексте?
- О зайце.
- О чем текст?
- О гостеприимстве.
- Зачем использовали родственные слова?
- Текст получается ярким и понятным.
5. Физминутка.
Зайцы скачут:
Скок – скок – скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два - нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
6. Составление внешнего описания зайца-беляка, используя мультимедийные средства (части зайца показываются отдельно, затем общая картинка).
- Какие уши у зайца?
- Большие, широкие, длинные.
- Какие глаза у зайца?
- Большие, круглые, косые.
Справка: глаза у зайца не косые, он сильно разводит глаза в сторону, чтобы больше видеть.
- Какие лапы у зайца?
- Сильные, быстрые, задние лапы длинны, а передние лапы короткие.
- Какой окрас у зайца?
- Белый, серый.
-Как называется процесс, когда идет смена одной шубки на другую?
- Линька.
- Зайцы днем лежат под кустиками, и этот процесс называется – лежка.
7. Устное составление рассказа-описания по опорным словам, глядя на изображение зайца ( 2-3 ученика).
8. Работа по рядам. У каждого ряда свое задание, при выполнении которого таблички- ответы вывешиваются на доске.
- Первый ряд, опираясь на свои знания, составляет список врагов зайца.
- Второй ряд, опираясь на свои знания, записывают, чем питается заяц.
- Третий ряд получает раздаточный материал, прослушивая запись на магнитофоне, определяет повадки животного.
Карточка 2 Заметает следы, впадает в спячку, грызет ветки, грызет орехи, обгладывает кору осин, плавает, медленно бегает, быстро убегает от врагов. |
9. Составление монологического рассказа (заслушиваются ответы учащихся с каждого ряда).
VI. Закрепление изученного. Творческая работа с использованием дифференциации.
1 группа. Составляют монологический рассказ по плану (2человека).
План:
- Место обитания зайца.
- Описание зайца.
- Повадки зайца.
- Питание зайца.
- Враги.
2 группа. Работа над текстом (4 человека).
На столах лежат карточки. Дети выбирают новый материал о зайце.
Карточка 3 Прочитайте текст. Определите, что нового узнали о зайце – беляке и подчеркните карандашом. Живет в лесах на севере заяц-беляк. У него широкие, обросшие длинной шерстью лапы, напоминающие лыжи-снегоступы. Он бегает по глубокому снегу и не проваливается. Самка не остается со своими детенышами. |
3 группа. Составление рассказа-загадки.
Дети придумывают сценку: “Ищу друзей”. Составляют рассказ-загадку о медвежонке и о его новом друге, чтобы ребята не сразу догадались, что это заяц-беляк.
4 группа. Работа над скороговоркой.
- Заяц очень известное животное. В народном творчестве часто используется этот персонаж.
1. Прочитайте запись на доске, и определите, к какому жанру относится эта фраза.
У зайца Бубы
Заболели зубы.
- Скороговорка.
2.Работа над пословицей.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
3.Работа над словами антонимами.
- трусливый заяц – храбрый, смелый
- старые зайцы – молодые
- заботливая зайчиха – беззаботная
4.Работа над фразеологизмами.
Убить двух зайцев ( показ иллюстрации).
- Делать одновременно несколько дел.
5. Работа над многозначностью слова.
-Прослушав стихотворение, определите, какие еще бывают зайцы.
Прыгает как мячик
Незнакомый зайчик.
Зеркальцем взмахну –
Побежит он по стеклу.
И вприпрыжку по стене
Возвращается ко мне.
Едет зайка в трамвае.
Едет зайка, рассуждает:
“Если я куплю билет,
Кто я, заяц или нет?”
- Солнечный зайчик, безбилетник.
Выступление каждой группы.
V. Подведение итогов.
- Что бы вы хотели рассказать о зайце дома?
VI. Игра (при наличии свободного времени)
У вас потерялся заяц. Вам нужно составить объявление, чтобы его найти.
Выбирается несколько групп для игры