Тип урока: урок оценки и коррекции знаний; повторения, обобщения, формирования знаний, умений, навыков.
Цели урока:
Ход урока
Сообщение учащимся темы и целей урока. (1 мин.)
Проверка домашнего задания. (4 мин.)
По готовому домашнему заданию (заранее решённому учителем на доске) выполнить самопроверку и поставить оценку в тетрадь, а также в оценочный лист:
Докажите, что функция F(х) = 3х4 есть первообразная для функции f(х) = 12х3 на промежутке (- ?; + ?).
РЕШЕНИЕ: По определению первообразной F? (х) = f (х). Значит, F? (х) = (3х4)? = 3•4•х3 = 12х3 = f (х) для всех х (- ?; + ?).
2. Вычислите интеграл
РЕШЕНИЕ:
= 4(sin - sin) = 4•= 2.
3. Вычислите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями у = х + 3, у = 0, х = 1 и х = 3.
РЕШЕНИЕ:
Нарисуем линии, заданные уравнениями и заштрихуем криволинейную трапецию, площадь которой будем находить.
SАВСД=
Ответ: 10.
4. (дополнительное задание для сильных учащихся). Фигура, ограниченная линиями у = -2х + 8, х = -1, у = 0, делится линией у = х2 – 4х + 5 на две части. Найдите площадь каждой части.
Решение: Рассмотрим функцию у = х2 – 4х +5.
у = х2 – 4х +5 = (х2 – 4х + 4) – 4 + 5 = (х – 2)2 + 1, т.е. графиком данной функции является парабола с вершиной К(2; 1).
S?АВС= .
SАВКМЕ=
S1 = SАВКМЕ + S?ЕМС, S1 =
S2 = S?АВС – S1, S2 = = .
Ответ: и .
3. Задание на дом. ( 1 мин.)
Раздать карточки с домашним заданием ( 4-ое задание для более подготовленных учащихся).
- Найти общий вид первообразных для функции у =.
- Вычислите интеграл
- Вычислите площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями у = cos x, у =0, х = , х = .
- Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями у = х2 – 1 и у = 1 – х2 .
4.Повторение теоретического материала. (10 мин.)
Учащиеся задают вопрос и называют ученика, который будет отвечать на этот вопрос. Если ученик ответил правильно, то он должен задать свой вопрос и т.д. Если ответ не будет получен, то отвечать придётся тому ученику, который задавал вопрос. Учащиеся должны следить за тем, чтобы один и тот же вопрос не повторялся два раза и отвечающие тоже.
Перечень возможных вопросов:
- Сформулируйте признак постоянства функции.
- Сформулируйте основное свойство первообразной.
- В чём заключается геометрический смысл основного свойства первообразной?
- Сколько правил нахождения первообразных ты знаешь? Назови их.
- Дайте определение криволинейной трапеции.
- Сформулируйте теорему о площади криволинейной трапеции.
- Что называют интегралом?
- Запишите на доске формулу Ньютона-Лейбница и дайте объяснение каждой буквы.
- Где можно использовать применения интеграла?
- В чём заключается геометрический смысл интеграла?
5. Устная работа. (9 мин.)
Какие из функций , , , являются первообразными для функции ?
Найдите общий вид первообразных для функций: а) у =7,5; б) ; в).
Скажите, как найти с помощью интеграла площадь фигуры Ф?
4. Сравните и , если графики функций у1= f(x) и у2= g(x) изображены на рисунке. у
5. Выберите, площадь какой из фигур, изображённых на рисунках а), б), в) вычисляется с помощью интеграла .
Представьте площадь заштрихованной фигуры как сумму или разность площадей Криволинейных трапеций, ограниченных графиками известных вам линий.
б) (SBMC = SEBMCD - SEBCD )
в)
(SBMC=SABCD – SABMCD)
г)
(SBMCE = SABMCED – SABED)
д)
(SOMCN = SOMCD – SONCD)
7. Один ученик несколько раз решал одну и ту же задачу: “Для функции f(х)= 2х – 4 найдите первообразную F(х), график которой проходит через точку В( 1; 1). Начертите график функции F(х)”. И каждый раз получал разные решения, но только одно из них верное. Найдите его с помощью рассуждений.
6. Тренировочные упражнения (в форме теста) - 15 мин.
Вычислить интеграл:
а) . Ответы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) .
б) . Ответы: 1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Выберите, для какой из функций функция F(х) = 2х + х3 является первообразной: а) f(х) = 2 + х3; б) f(х) = х3 +х4; в) f(х) = 2 + 3х2.
Индивидуальная работа по карточкам (для быстрой проверки карточки составляла таким образом, чтобы номер карточки совпадал с ответом)
Задание: вычислить площадь фигуры, ограниченной линиями
- № 1. у = 2х, у = 0, х = 0, х = 1.
- № 2. у = 2 – х3, у = 1, х = -1, х = 1.
- № 3. у = 5 – х2, у = 2х2 + 1, х = 0, х = 1.
- № 4. у = 2sin x, х = 0, х = p , у = 0.
- № 5. у = 2х – 2, у = 0, х = 3, х = 4.
- № 6. у = 3х2 + 2, у = 0, х = -1, х = 1.
- № 7. у = х2 + 1,5, у = 0, х = 0, х = 2.
- № 8. у = ; у = 2х; х = 4.
- № 9. у = х2 + 2, у = 0, х = -1, х = 2.
- № 10. у = 2х + 3, у = 0, х = 0, х = 2.
7. Работа в парах. (по карточкам) - 10 мин.
Ваша задача состоит в том, чтобы каждый, работающий в паре был занят своей работой, а именно вычислением площади одной из криволинейных трапеций, из которых состоит заштрихованная фигура, и общими усилиями смогли бы вычислить площадь всей фигуры.
На доске учитель записывает схему, пустые клетки которой заполняются по мере выполнения задания (Схема может быть другой или их может быть несколько – по рядам или количеству работающих пар.):
S1 + S2 + S3 + S4 + S5 = 38
ОТВЕТ
S1 + S2 + S3 + S4 + S5 = 38
- + + + +
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ №1
Задание: вычислите площадь заштрихованной фигуры
(Например, первый ученик вычисляет площадь фигуры, ограниченной линиями у=4-х2, у=0 и х=0; второй ученик вычисляет площадь фигуры, ограниченной линиями у= 4 – х, у = 0 и х = 0. Каждый из них сообщают результаты учителю для заполнения схемы. Затем находят сложением своих результатов площадь всей фигуры и результат сообщают учителю.)
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 2
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 3
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 4
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
КАРТОЧКА ДЛЯ ПАРЫ № 5
Задание: Вычислите площадь заштрихованной фигуры
Самостоятельная работа 20 мин.
“5” - за верно решённые 1, 2 и 3б) задания
“4” - за верно решённые 1, 2 и 3а) задания
“3” - за верно решённые 1 и 2 задания
Вариант – 1
1° . Найдите общий вид первообразных для функций
а) ; б) .
2° . Вычислите интеграл: а) ; б) .
3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) у = х2+1, у = 0, х = - 1, х = 2.
б) у = 4 – х2 и у = х + 2.
Вариант – 2
1° . Найдите общий вид первообразных для функций
а) ; б) .
2° . Вычислите интеграл: а) ; б) .
3. Вычислите площадь фигуры, ограниченной линиями:
а) у = х2 + 2 , у = 0, х = - 1, х = 2.
б) у = 4 – х2 и у = 2 – х .
9. Взаимопроверка 5 мин.
Учащимся предлагается поменяться тетрадями и проверить самостоятельную работу соседа по парте по готовому шаблону, который выдаёт учитель. Оценку поставить в тетрадь и оценочный лист по критериям. Сообщённым учащимся перед самостоятельной работой.
10. Итог урока, выставление оценок. 5 мин.
За первый урок учащиеся получают оценку как среднее арифметическое оценок, полученных на каждом этапе урока. За второй урок учащиеся получают оценку за самостоятельную работу.
Домашняя работа | |
Повторение теории | |
Устная работа | |
Тренировочные упражнения | |
Работа в парах | |
Итоговая оценка | |
Самостоятельная работа |
Оценочный лист_____________________