Цель: знакомство с произведением, развитие навыков выразительного чтения, речи учащихся, дать дополнительные сведения о яблоне, развитие творческих задатков учащихся в стихосложении.
1 .Целеполагание.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Е. Благининой “Яблонька” и будем учиться сочинять стихи.
Учитель: Е. Благинина замечательная детская писательница. Она родилась в деревне среди широких лугов и таинственных лесов. Когда маленькой Леночке было 8 лет, как вам, она начала писать первые стихи. Ее стихи рассказывают обо всем: о летнем дожде, о птицах, о землянике, о желтых осенних листьях, т.е. о родном крае, родной природе.
Сегодня мы познакомимся с ее стихотворением “Яблонька”.
2. Первичное чтение стихотворения учащимися.
- Какие мысли, чувства у вас рождались, когда вы слушали стихотворение?
- Понравилось ли оно вам?
3. Повторное чтение
- Прочитаем еще раз стихотворение в полголоса и обратим внимание, как автор относиться к яблоньке.
(Называет “яблонька” (уменьшительно- ласкательное значение), от которого “глаз не отвести”)
- Как вы понимаете выражение “глаз не отвести”? (Дерево очень нравится) - А почему? (Яблоня красива во время цветения)
- А вы видели цветущую яблоню? (Рисунок 1)
- Какого цвета у нее цветки? (Яблоня – фруктовое дерево семейства розоцветных с шаровидными сладкими или кисло- сладкими плодами. Бывает садовая, бывает дикая (лесная) яблонька)
- А когда цветут деревья? В какое время года?
4.Задание
Посмотрите на картину и подумайте, с чем можно сравнить яблоньку?
- облако
- белоснежка
- красавица
- Как вы думаете, для чего писатели, поэты используют сравнения в своих произведениях? (чтобы сделать образ более точным, выразительным, красочным, чтобы вы могли легче представить описываемый предмет).
5.Физминутка.
Ветер веет нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
6. Вернемся к стихотворению
- Как выглядит "дерево, когда отцветет?
- Как об этом говорит автор? - зачитайте.
(станет проще и бедней) - Что это значит? (осыпятся лепестки)
А меняются ли наши чувства, когда мы смотрим на опавшие лепестки?,(да, грустим, но не надолго)
- Почему? (зачитайте)
- А что является плодом яблони? (Рисунок 2)
7.Работа над орфограммой слова “ яблоки”
(Показ картинок)
Вам было дано домашнее задание поговорить с близкими о яблоне, о яблоках.
- Что интересного вы узнали? Что новое можете рассказать? (Высказывание учащихся)
Учитель: В Ростовской области произрастает более 20 сортов яблони. В зависимости от срока
созревания плодов сорта делятся на летние, осенние и зимние.
7а. Чтение стихотворения 3- й раза.
Что хотел автор сказать этим стихотворением? Идея?
( Чем лучше ухаживать, тем лучше плоды, тем больше урожай) (Рисунок 3)
8. Сегодня на уроке вы попробуете стать поэтами и сочинить свое стихотворение о яблоне весной.
На доске рифмы:
- ... весна
- ...ото сна
- ...цветет
- ...народ
- Подумаем, какое по смыслу слово можно связать со словом “весна”? (пришла, ушла, настала)
- Какое слово уточнит - какая весна? (ранняя, теплая, веселая)
- Какое слово по смыслу связано “ото сна”? (проснулась) кто?
- Что цветет? (яблонька)
- Украсим сравнением (белоснежка)
- Какие чувства испытывает народ, глядя на цветущую яблоньку? (радуется, любуется, удивляется)
Пришла веселая весна.
Сады проснулись ото сна.
Белоснежка- яблонька цветет -
Удивляет деревце народ.
9.Итог урока
- Что узнали нового?
- Что особенно понравилось в уроке?