Коррекционно-развивающие задачи на уроках математики как средство повышения познавательной активности обучающихся в классах с ЗПР

Разделы: Математика


Описание опыта работы

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы коррекционно-развивиющего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и к социальному окружению.

В резолюции Всероссийской научно-практической конференции, проходившей в Москве в 2000 году, органам управления образования рекомендовано рассматривать коррекционно-развивающее образование детей с трудностями в обучении как приоритетное направление современной образовательной практики.

Дети с задержкой педагогического развития (ЗПР) – это дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией.

Для них характерно:

  • отставание темпа психомоторного развития;
  • расторможенность (гиперкинетическое поведение);
  • фонетико-фонематические нарушения;
  • отставание в развитии речи;
  • расстройство артикуляции;
  • нарушение функции активного внимания;
  • ограничение объема внимания, фрагментарность;
  • недостаточность концентрации внимания;
  • недостаточность произвольной памяти;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • инфантилизм.

Группа детей с ЗПР крайне неоднородна. Дети приветливы, как правило, общительны, крайне внушаемы и подражательны. При задержке педагогического развития имеет место обратимость интеллектуального дефекта (в отличие от умственной отсталости). Дети с ЗПР способны принимать и использовать помощь, переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

Учитывая перечисленные особенности детей с ЗПР, ставятся следующие коррекционные цели:

  1. Коррекция ощущений, восприятий, представлений.
  2. Коррекция памяти.
  3. Коррекция внимания.
  4. Коррекция самооценки.
  5. Коррекция речи.
  6. Коррекция мышления.
  7. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Эти цели поставлены всеми учителями школы, работающими в классах с ЗПР.

Для успешного обучения математике в классах с ЗПР необходимо сделать труд школьника источником радости, снять заниженную самооценку ребенка в освоении данного предмета. Успешность обучения в любом классе зависит от отношения учащихся к учебной деятельности, поэтому в классах с ЗПР очень важен принцип мотивации к учению.

Для развития познавательного интереса к изучаемому предмету большое значение имеет методика преподавания материала. А коррекционно-развивающие задания – это упражнения, направленные на исправление и развитие высших психических функций. Это задания, вызывающие интерес к процессу познания, активизирующие деятельность ребенка и помогающие легче усвоить учебный материал. Познавательная деятельность станет главным стимулирующим принципом в освоении учебного материала по предмету.

Работая в классах с ЗПР необходимо использовать такие задания, которые способствуют:

  • развитию мыслительных операций;
  • развитию логики;
  • умению анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
  • развитию речевых умений и навыков;
  • расширению кругозора;
  • имеют практическую направленность.

Приведу примеры такого рода заданий для учащихся 5-6-х классов.

1. Ученик переписал числовое выражение, значение которого равно 58, но забыл поставить скобки. У него получилось:

6 * 8 + 20 : 4 – 2 = 58

  • Где в этом выражении должны стоять скобки?

Расставляя в том же выражении скобки разными способами, можно получить другие ответы.

  • Какие?

2. Вырежьте 16-ть одинаковых квадратов четырех цветов - по 4-е квадрата каждого цвета. Сложите из них квадрат 4*4 так, чтобы одинаковые цвета не повторялись:

  • ни в строчках, ни в столбцах;
  • ни в строчках, ни в столбцах, ни на диагоналях.

Зарисуйте решения в тетрадь, используя цветные карандаши.

3. Уловите закономерность в следующем ряду чисел:

  • 16, 18, 20, 22, …
  • 3, 9, 27, …

и допишите следующие два числа.

4. Имеющиеся на столе геометрические фигуры: круг, цилиндр, квадрат, куб, прямоугольник, треугольник, шар, параллелепипед - распределите по группам. Объясните свой выбор.

5. Изготовьте из спичек и пластилина куб и вычислите его объем.

6. Составьте задачу по данному уравнению: (X +12)*3 = 66.

7. Сколько из следующих чисел уменьшаются, если их прочитать справа налево: 1991, 2323, 2112, 2222, 3131, 2332, 5252?

8. Лена рисует цветных котят: сначала голубого, потом зеленого, потом желтого, потом черного, снова голубого, зеленого, желтого, черного и так далее…Какого цвета двадцать шестой котенок?

9. Из набора чисел 1, 2, 3, …17 вычеркнуты все четные числа, а также все такие числа X, что 19 – X делится на 3. Сколько чисел осталось?

10. Найдите площадь своей квартиры.

Не обойтись на уроках в классах с ЗПР и без использования игровых форм:

Игровых заданий, деловых игр.

Игра - творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, что бы не подвести товарищей по игре.

Поэтому использование игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.

Приведу пример деловой игры в 9 классе на уроке геометрии.

Тема: “Площади многоугольников”

Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний к решению задач.

Воспитательная цель: ориентация учащихся на профессию строителя.

В начале урока учитель знакомит учащегося 9-го класса со строительным производством и одной из наиболее распространенных строительных профессий – столяра.

I этап. Строительное производство сегодня – это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку досчатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т.д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правила эксплуатации деревообрабатывающих станков, знание технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.

Постановка задачи. Учитель объявляет, что сегодня все ученики будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75?8м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобедренных трапеций. Размеры плиток указанны.

Правила игры.

Учащиеся разбиваются на три бригады. Избираются бригады.

Первая бригада – столяры. Им нужно изготовить плитки указанных размеров в таком количестве, что бы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций одинаковое количество.

Вторая бригада – поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.

Третья бригада – паркетчики. Что бы проконтролировать поставку надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.

Каждая команда приступает к практическим вычислениям.

Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний и суметь применить их на практике.

Часть коррекционно - развивающих заданий должны иметь психологическую направленность.

Цель которых: убрать агрессивность, развитие моторики, концентрация внимания, снятие эмоциального напряжения, повышение самооценки.

К таким заданиям отношу:

  • психогимнастику (развитие моторики, работа над осанкой, зрением)
  • логопедию (различное проговаривание, артикуляционные и дыхательные упражнения)
  • арттерапию (терапия искусством)
  • музыкотерапия

Приведу примеры:

1. 5 класс. Тема “Чтение и запись натуральных чисел”.

В этой теме предусматривается, в частности, ознакомление учащихся с римскими цифрами. В начале урока демонстрируется слайд с изображением памятника Петру I в Санкт-Петербурге, знаменитого Медного всадника. В этот момент очень важно установить в классе приподнятую атмосферу. Она создается звуками величественных аккордов Первого концерта для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского. Всего 2-3 минуты звучит музыка, но класс уже притих и с интересом ждет, что будет дальше.

Замолкает музыка и учитель начинает свой рассказ.

Вы видите памятник первому российскому императору Петру I. К началу его правления Россия безнадежно отставала от передовых стран Европы, но он преобразовал почти всю жизнь страны. При нем создавались металлургические и горные заводы, верфи, пристани, каналы. Он руководил постройкой флота, созданием регулярной армии. Организовал академию наук. Основал на берегу Балтийского моря новую столицу – Петербург.

Скульптор Фальконе воплотил в этом монументе самую суть деятельности Петра, что прекрасно выразил А.С.Пушкин, как бы обращаясь к Петру у подножья Медного всадника:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Посмотрите внимательно на памятник, ребята, и попытайтесь расшифровать надпись на его гранитном постаменте:

PETRO PRIMO
CATHARINA SECUNDA
MDDCLXXXII

Смысл первых двух строк учитель может сообщить ребятам сразу. Они означают: “ Петру Первому – Екатерина вторая”.

А что означает вторая строчка? С этого вопроса и начинается собственно урок математики.

Ученики узнают на уроке о римских цифрах и рассматривают таблицу их значений. Урок заканчивается тем, что дети устанавливают: на памятнике записано число 1782( год открытичя монумента).

2. Физминутка на уроке математики в 5 классе:

Тема урока может быть любая. Разминка проводится под музыку. Ребята с учителем ( в классах с ЗПР по 10-12-ь человек) становятся в круг. Учитель берет мяч, задает вопрос по теме, называет имя ученика и бросает ему мяч. Если ученик знает ответ, он называет его и бросает мяч учителю. В случае если ученик не знает ответ, тогда он называет имя другого ученика и бросает ему мяч. И тогда на этот вопрос отвечает он и мяч передает учителю. И так далее.

Из изложенного можно сделать вывод, что систематическое использование коррекционно – развивающих заданий на разных этапах изучения материала является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся.Эти задания положительно влияют на качество знаний, умений и навыков учащихся, позволяют развивать ребенка.