Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители его много знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское общество всё больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.
Педагогика современности рассматривает определенные условия, при которых обеспечивается самоценность дошкольного детства, проявление потенциальных возможностей творческого развития личности. К ним относятся, прежде всего, среда развития и воспитания ребенка. Среда – природная, информационная, культурная – рассматривается не только как социальный феномен, но и как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и социализация личности.
Отечественные педагоги и деятели культуры видели в создании эстетической благоприятной для детей среды большие возможности в развитии их художественных способностей и творческой одаренности. Впервые об этом сказал А.Ф. Лазурский, об этом писали также А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, позднее – В.А. Сухомлинский. Известно, что Л.Н. Толстой в своей педагогической теории и практике уделял большое внимание созданию среды, которая, по его мнению, способствует культурному развитию ребенка и активизирует его творческую деятельность.
Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое “поле” ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия развития личности, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты.
Погрузившись в теорию вопроса, я сделала вывод, который заключается в том, что одной из тенденций современного времени является усиление внимания к проблеме художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Эта тенденция влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, обуславливает необходимость раскрытия особенностей создания среды для художественно-творческого развития и воспитания детей.
Исходя из выше сказанного, предметно-пространственную среду в своей группе я проектировала в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры.
Одним из компонентов художественно-творческого комплекса является мини-центр “Мастерская маленького волшебника”, который насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Доступность и свобода выбора обеспечена каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники, открывать для себя неизведанное. Так однажды увлеченно занимаясь созданием волшебных волчков, дети, играя и экспериментируя с ними, увидели настоящее чудо и открыли для себя процесс создания оранжевого, зеленого, фиолетового цветов.
В мини-центре “Островок чудесных превращений” каждый ребенок может попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы. Дети с удовольствием включаются в активную изобразительную деятельность, используя различные материалы, смешивая разные приемы и техники. “Давай играть в художников” - говорит Алёна Насте, предлагая рисовать на настольных мольбертах. Быстро разворачивается творческая мастерская. Дети увлечены! Моя задача – тонко, чутко направлять неповторимую индивидуальность каждого ребенка, его особый изобразительный стиль…
Все произведения, выполненные детьми, обыгрываются, включаются в уже знакомую среду, дополняют ее и создают новые самостоятельные выставочно-игровые островки. А для гостей группы устраиваются экскурсии в “Страну творческих идей”.
Детям нравится озвучивать своих героев, они увлеченно придумывают различные ситуации, которые могут произойти с героями их рисунков, персонажами в лепке, аппликации, конструировании. Однажды мы вместе сделали открытие – если можно музыку изобразить, значит, рисунок можно пропеть, он словно ноты. Детей очень увлекает такое пение!
Известно, что творения детей часто требуют комментария самих авторов, ведь многое в них остается “за кадром”. Тогда разворачивается “Театр детского творчества”. Он несет в себе концепцию объединения всех творческих сил и проявлений ребенка, а также всех видов его разнообразной деятельности (игра, музыка, пластика, изодеятельность и т.д.). В результате начинают летать бабочки и птички, “оживают” лесные жители, в танце кружатся снежинки, а то и вовсе – затевается диалог между узорчатыми буквами или беседа цифр в необычных нарядах. Это всегда экспромт. Ребенок, по желанию выбирает себе роль участника или зрителя.
В мини-центре групповой театральной гостиной есть всё необходимое: куклы, атрибуты, декорации для разных видов театра. На импровизированной сцене, каждый ребенок может прочитать любимое стихотворение, изобразить героя или сценку из литературного произведения. Играя в театр, дети становятся и режиссерами, и актерами своих спектаклей, в которых учатся воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства. В результате такой творческой деятельности они легко и непосредственно включаются в театральное действие; свободно, непринужденно общаются друг с другом; у детей развивается мышление, образная речь, воображение.
Наблюдая за детьми-актерами, хочется отметить, как они меняются, когда в их адрес звучат аплодисменты, у детей появляется здоровое тщеславие, чувство самодостаточности. А дети-зрители могут вовремя дать совет, подсказать режиссерскую идею или интересный приём, который сделает спектакль живее и интереснее.
Моя роль заключается в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, явлений, событий, в выборе близкого интересам ребенка содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка.
Мои маленькие художники делают свои первые успехи, приобретая личный опыт в дизайн - деятельности в мини-центре “Я – дизайнер”, который оснащен разнообразным полифункциональным материалом. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, дополнить, сделать своими руками. Порой творческий замысел “выводит” кисть маленького творца, начинающего дизайнера, из плоскости листа на различные полуобъёмные и объёмные формы (воздушные шары, изделия из солёного теста, гипса и других материалов). Рисунками покрываются различные окружающие предметы, ткани, сухие листья, плоды растений, камешки. В результате помещение превращается в разноцветный “волшебный город” (то в подводное царство Русалочки, то в пряничную избушку, то в королевство осенней фантазии). Это одновременно и выставка, и мастерская, и игровая комната. Такая среда очень привлекает детей, дает им творческую энергию, пробуждает интерес, эмоциональный отклик. Таким образом, сами дети принимают активное участие в создании эстетической предметно-пространственной среды группы в сотворчестве с педагогом.
Помогают в этом и существующие в группе традиции, такие, как “Портрет группы”, когда в течение года панно с изображением детей видоизменяется, дополняется новыми элементами, новым содержанием во взаимосвязи с “текущей жизнью” (то “Мы – чемпионы”, то “Наш карнавал”, то “Улыбнемся солнышку” и т.д.). А также - традиции “Пять минут с искусством”, “Прекрасное у нас в гостях”. Вспоминается, какое впечатление произвело на детей появление в группе фарфоровой куклы в богатом старинном платье, с кружевным зонтиком. Девочки долго мечтательно ее рассматривали, представляя себя в столь привлекательном наряде, а мальчики тщательно изучали нашу гостью, бережно перебирая кружева, складки и тесемки. Выводы были такими: “Она как живая!”, “Очень красивая!”, “На маму мою похожа!”, “Я вырасту – буду такой красивой!”. Созерцая красоту, произведения искусства, дети постигают мир прекрасного, учатся замечать его в окружающем.
Большое внимание я уделяю дизайну в оформлении интерьера детских помещений, понимая, что ощущения и настроения детей от окружающей среды играют немаловажную роль в их развитии, так как насколько приятно, комфортно, уютно каждому ребенку зависит его желание играть, общаться, познавать новое. Вводя детей в мир человеческой культуры и вместе с тем, создавая для них условия наибольшей комфортности, все помещения группы оформляются “по законам красоты и гармонии”. Это особенно актуально и ценно для жителей Крайнего Севера – будь то взрослый или ребенок, живущих в суровых климатических условиях, учитывая серость, бледность и однообразие зимнего городского пейзажа. Созданная “по законам красоты” среда, способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса, естественному образованию у них эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создает эмоционально-положительное отношение к группе, детскому учреждению, желание посещать его.
Переполненные эмоциями, дети делятся своими впечатлениями с родителями. Наши родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок стал личностью умной, общительной, способной творить, чтобы он нашел свое место в мире, занимают активную жизненную позицию: они и советчики, и организаторы, и участники интересных дел. А дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в себе. Часто вечером родители с улыбкой и интересом заглядывают к нам в группу. Вход открыт для всех! И уходит усталость рабочего дня, когда мама или папа “растворяются” в совместном творчестве со своим ребенком и его друзьями. Так и хочется с радостью сказать: “Вот, компания, какая!”
Так детский сад становится своеобразным “мостиком творчества”, культурным центром, как для детей, так и для их семей, дает возможность родителям наших воспитанников в реализации своих талантов, получая удовлетворение родительских ожиданий, а с другой стороны – обогащая воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.
Художественно-творческий комплекс развития детей, конечно, не ограничивается пространством одной группы. В зону творческой активности ребенка включены такие компоненты детского сада, как художественно-игровой центр и театральная студия “Золотой ключик”. Каждый из компонентов художественно-творческого комплекса выполняет свою специфическую миссию и в то же время все они связаны единой целью, направлениями и формами работы. (Рисунок № 1)
Я убеждена в том, что создание оптимальной предметно-пространственной среды, включающей разнообразные компоненты художественно-творческого комплекса развития ребенка, обогащает и направляет его творческую активность, обеспечивает комфорт личности ребенка. Именно здесь и происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социального опыта ребенка.
В целом можно сказать, что комплексная предметно-пространственная среда обогащает детей широким спектром эстетических впечатлений, создает основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.