Цели:
- помочь учащимся понять сложность взаимоотношений в этом мире;
- осознания самих себя и своего места в мире;
- понимания других людей.
Задачи:
- познакомить с рассказом Х. С. Тавасшерна “Ручей”;
- развивать умение анализировать художественное произведение; умение самостоятельно добывать знания в результате отбора и анализа информации;
- самовоспитание культуры учащихся в общении в малых группах;
Методы: метод ассоциации, стратегия “Чтение текста с остановками”, методика работы с текстом по Н. Н. Светловской, мастерская.
Оценка: эссе “Ручей”, афиширование.
Ход урока
1. Индуктор.
Цель: создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету обсуждения.
- Звучит запись магнитофона “Шум ручья”.
- Беседа по услышанному: - Вы сейчас слушали магнитофонную запись. Что услышали? Что это были за звуки?
Сбор ассоциаций - чувств “цепочкой” на услышанное (восторг, покой, мечта).
Самоконструкция. Эссе “Ручей”. (Самостоятельная работа)
- Напишите эссе, в котором опишите ручей, какие чувства он вызывает, каким вы его представляете.
Учащиеся пишут эссе на листках по форме напоминающих ручей.
Чтение эссе.
2. Работа с текстом.
- Учитель: ваши работы были замечательными. Ручей никто сейчас не видел, а только по услышанной записи, по воспоминаниям, а кое-кто и используя свою фантазию, стал автором этих работ.
- Сегодня мы услышим ещё одну авторскую версию о ручье, которую написал Х. С. Тавастшерна.
Откройте учебники на стр. 151. Читать текст будем необычным способом, используя белый лист, который можно двигать вниз только по ходу чтения.
Чтение 1 части.
- О чём рассказал нам автор? Ответы “цепочкой” воспроизводя текст.
- Совпали ли ваши предположения о ручье?
Чтение 2 части.
- Кто главные герои? (Ручей и Ель)
- Составление сравнительной характеристики главных героев.
- О чём мог печалиться ручей?
Групповая работа. – Объединитесь в группы, порассуждайте и выдвиньте свою версию причины печали ручья.
Стратегия “Предположение”.
Чтение 3 части.
- Давайте сверим наши предположения. ( Чтение авторского варианта)
- Ребята, Ель далее будет давать советы Ручью, как остаться чистым, а что вы бы могли посоветовать? (Советы детей)
Чтение 4 части учителем.
- Повторное чтение детьми по стратегии “Чтение с остановками” - Беседа по 1 строке. Как эти слова можно применить к человеку?
На доске в ходе анализа появляется схема:
Рисунок 1.
- Определение понятия ЛЮБОВЬ. Составление схемы. Коллективная работа.
Рисунок 2.
Заполнение сравнительной характеристики героев.
Ручей Ель 1. Непоседа.
2. В его сердце нет покоя.
3. Мечтал стать другим.
4. Думал только о себе.1. Старая.
2. Внимательная.
3. Участливая.
4. Любящая.
5. Настоящий друг.
Чтение 5 части. Поступок Ели.
Чтение самостоятельно.
- Ваши ощущения после прочитанного? (Ответы детей)
Чтение заключительной части.
Беседа по прочитанному.
Социализация (работа в группах)
1 группа. Творческая работа. Из бумаги, делая аппликацию, воссоздать образ ручья, его места в лесу.
2 группа. Ручей на переднем плане. Его печаль, причины печали.
3 группа. Мечта осуществилась.
4 группа. Составление эссе о значении дружбы, любви для человека.
Афиширование.
Цель: воспроизведение текста (пересказ с опорой на аппликацию).
4 группа. Итог всего произведения.
Рефлексия.
- Что было в мастерской интересным?
- Как вы чувствовали себя в ней?
- Что особенно удалось?
- Над чем надо ещё поработать?