Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.
Значит в уроке:
- принципы должны четко проявляться на каждом этапе;
- цели урока должны реализовываться;
- структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.
Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.
В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.
Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.
Применение современной педагогической техники “Конструктор” апробировано в общеобразовательной школе № 4.
Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:
- Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
- Изучение разных приемов и их комбинаций.
- Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.
- Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.
- Создание собственного “Конструктора” уроков. (Смотри таблицы 2,3 в приложении)
Работа по алгоритму строится следующим образом:
Обозначение основных разделов урока может быть следующим:
- Начало урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление, тренировка, отработка умений.
- Повторение.
- Контроль.
- Домашнее задание.
- Конец урока.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.
Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.
При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.
Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, А.Гин привел возможную его форму (таблица 1). Конструктор, разработанный А.Гином (1) взят за основу при проектировании уроков природоведения и был разработан собственный конструктор уроков (таблица2), в который добавлены методические приемы, используемые в практике проведения уроков биологии.
Ниже приведены некоторые методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков.
1. Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по разному:
- Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
- Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
- Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
- Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
2. “Да-нетка”
Или Универсальная игра для всех.
Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.
“Да-нетка” учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать соучастников.
Например, на уроке “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:
- Это планета земной группы? - нет;
- Это планета – гигант? – да;
- Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
- Это самая большая планета? – да.
Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…
Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.
3. Удивляй! Отсроченная отгадка
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Например, на уроке “Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.
“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.
4. Фантастическая добавка
Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение\животное и рассмотреть его в реальном биоценозе.
Урок “ Луна – естественный спутник Земли”. Предлагается задание: “Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.”
Этот прием необходимо сделать более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных темах.
5. Идеальный опрос
Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономится время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5” (ученики поднимают руки) на “4”, на “3”? Спасибо…
6. Игра в случайность
Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора
Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…
Тема урока “Барометры. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах.” урок начинаем с “игры в случайность” – проверка выполнения домашнего задания в печатных тетрадях – кидается 4 кубика и сумма выпавших очков укажет на номер ученика в журнале, у которого проверить тетрадь или спросить об опыте, который делали дома.
7. Пресс-конференция
Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята составляют вопросы по заданной теме. Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на “кучки”: - вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке; - вот те, на которые можно найти ответ в литературе; - вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто. Дополнительно можно: организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам; - провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос; - организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам; - использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.
8. Графический диктант.
Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов-утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок ; не согласны значок ; если не знают - ____. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.
Графический диктант на уроке “Состав Воздуха. Значение воздуха”
- От грозы можно укрыться под высоким одиночным деревом.
- Одноименные заряженные тела притягиваются, а разноименные отталкиваются.
- Стекло хороший изолятор электрического тока.
- Электрический ток – это направленное движение заряженных частиц.
- Резина хорошо проводит электрический ток
- Густой лес, пещеры, подножия холмов – хорошие убежища во время грозы.
- Металлы – хорошие проводники электрического тока
- Батарейка, аккумулятор – это источники тока.
- В электризации участвует одно тело.
- Сверкание молнии при грозе – это химическое явление
- Молния гигантская электрическая искра
9. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам.Урок “Электрические разряды в природе” - необходимо разработать правила поведения во время грозы или на уроке “Шляпочные грибы” - памятку сборщика грибов.
10. Лови ошибку!
Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите для него время.
Конечно, данные примеры не исчерпывают всех вариантов применения приема. Группы могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками….
Итоговый урок по строению растений предлагаются задания по вариантам:
Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.
(1 вариант)
Покрытосеменные растения, или цветковые, относятся к низшим растениям. Цветковые растения имеют вегетативные (цветок и плод) и генеративные (корень и побег) органы.
Различают главную и стержневую корневые системы. Корень выполняет фотосинтезирующую функцию.
Почка – это зачаточные листья. Почки бывают вегетативные и генеративные.
Цветок – это видоизмененный побег. Венчик и чашечка – главные части цветка.
Из тычинок развиваются плоды. Плоды бывают сочные и многосемянные.
Найди ошибки и неточности в тексте, перепиши текст правильно.
После работы проводим самопроверку, на доске вывешиваем текст без ошибок и ребята проверяют свои тексты в тетрадях, ставят себе отметку.
Так же предлагаются и критерии отметок
10-9 верных ответов – отметка “5”;
8 ответов – отметка “4”;
5-7 ответов – отметка “3”.
Есть где развернуться фантазии учителя.
11. Вопросы – суждения к тексту.
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений:
Почему?., Как доказать?., Чем объяснить?., Вследствие чего?., В каком случае?., Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”.
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.
Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
12. Игра-тренинг
Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия… Логическая цепочка Формула: учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или большее участников, это может быть отдельный ученик или команда. Обычно провожу соревнование между рядами. На уроках, изучающих растения, животных, грибы, 1-й ряд называет слово: Крапива – астра - апельсин - ноготки – ирис – сирень – нивяник и т.д. Например, на уроке “Строение организмов” учащимся раздаются карточки, на которых написано: “Организм”, “Органы”, “Ткани”, “Клетки”, “Части клетки”, “Молекулы веществ”, “Атомы элементов”. Две группы по команде должны выстроиться в логическую цепочку. Выигрывает та команда, которая закончит первой. Или на доске составлена логическая цепочка с пробелами, дается задание заполнить пропущенные звенья логической цепочки: ядро - ? – атом - ? – вещество (урок “Разнообразие веществ”)
13. Конкурс загадок
- Загадки зачитываю сама.
- Загадки задают учащиеся своим одноклассникам.
- Загадки составляем вместе и индивидуально
На доске вывешиваю табличку – опору:
На что похоже? Чем отличается?
Или
Какой? Что такое же?
Или
Что делает? Что такое же?
На уроке “Характерные признаки растений” предлагается составить загадку о растении.
Что делает? Что такое же?
Дышит - человек
Питается - животное
Растет - гриб
А затем составляем загадку о растении: Дышит, но не человек, питается, но не животное, растет, но не гриб. Что это?
Работа с загадками помогает развивать наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы составлять и отгадывать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, читать дополнительную литературу.
14. Опрос-итог
Формула: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие в рефлексии урока.
- Что на уроке было интересным?
- Что узнали нового сегодня?
- А что на уроке было главным?
15. “Сочинялка”
На дом задаются творческие задания – написать сочинение – сказку.
Темы:“О чем рассказал ветер?”, “Сказка о капельке воды”, “Разговор деревьев о своем назначении”, “Спор овощей о витаминах”, “О чем мечтает боровик?” и другие.
16. Три уровня домашнего задания
Учитель одновременно задает домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать:
- частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
- чайнворды, кроссворды и т.п.;
- тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;
- плакаты – опорные сигналы;
- мнемонические формулировки, стихи и др.
На первом уроке по теме “Воздух” ребятам предложено задание оформить книжку – малышку по данной теме. Каждый ученик получил памятку “ Подготовить книжку-малышку по теме “Воздух”: загадки, пословицы, синквейны, ребусы, кроссворды и т.п. воздухе, погоде, осадках, ветре.”
17. Необычная обычность
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку… Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. Учитель задает домашнее задание необычным способом.
Урок “Осадки и их виды” - темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания: ветер, ураган, торнадо, польза ветра, вред ветра, загадки о ветре.
18. Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п. Обычно такое задание задаю после проведения урока контроля, когда и задание задавать не обязательно. Ребятам нравится данный прием.
19. Творчество работает на будущее
Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактический материалов. Урок “ Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды” - составить тест из 5 вопросов, на каждый вопрос 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.
20. “Самооценка”
Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:
- Моя мыслительная активность на уроке была ……….
- Больше всего мне понравилось ……………………….
- У меня пока не совсем получается…………………….
- Сегодня я понял(а), что думать ……………………….
- Сегодняшний урок показал мне ………………………
Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.
При подготовке уроков использую в работе таблицу “Конструктор уроков” и описание методических приемов. Для облегчения работы с конструктором в уголках клеток стоят цифры с № приема, описанного в перечне “Методические приемы” При составлении календарно-тематического планирования выделяю отдельную графу, в которой записываю формулу урока, которую использую при составлении поурочных планов (таблица 3).
Выводы и рекомендации по применению педагогической техники “Конструктор”
- Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:
- Значительно возрастает многообразие уроков.
- Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове.
- При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку уроков.
- При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания.
- Разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.
- Возрастает творческий потенциал учителя.
В ходе работы по данной теме возникло желание разработать вопросы для обсуждения во время игры “Точка зрения”, составить список учебных тем мозговых штурмов и задач для научно-исследовательской лаборатории, составить картотеку примеров “фантастических добавок” для использования в учебных темах по биологии.
Хочется предложить рекомендации по использованию педагогической техники “Конструктор”
- Составить собственную таблицу – конструктор урока, отразив в ней этапы урока или взять за основу таблицу, предложенную А. Гином.
- Составить описание методических приемов, используемых в педагогической деятельности.
- При составлении календарно-тематического планирования выделить отдельную графу, в которую записать формулы уроков.
- При подготовке к конкретному уроку руководствоваться данными материалами.