Воздействие учителя на ребенка безмерно. Слово, похвала или унижение создают вокруг него особую энергию, которую они сохраняют на всю жизнь.
Великое искусство – научить своих детей видеть неявное и слышать неслышное, относится бережно к самому слабому и беззащитному, в несовершенном видеть доброту.
Общеизвестно, что в массовой практике обучения любых предметов все еще преобладают объяснительно иллюстративные и репродуктивные формы обучения. При этом в лучшем случае, учащиеся овладевают знаниями на втором уровне усвоения, т. е. оказываются способными воспроизвести знания и применить их для анализа ситуаций, подобных рассматриваемым ранее на уроках, повторить объяснение учителя, действуя по образцу или аналогии.
В результате такого обучения формируются знания и тренируются специально – предметные умения, но крайне ограниченным оказывается опыт творческой индивидуальности и эмоционально – ценностного восприятия мира.
Я исхожу из простой мысли: подавляющее большинство детей от природы предрасположены к творческой деятельности. В обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия природы ребенка
Цель работы: обосновать важность творческого подхода в педагогической практике, как основного элемента здоровьесохранной педагогики.
Если внимательно рассмотреть основные принципы здоровьесохранной педагогики то детям с информационными патологиями, с незрелостями нервной системы, с нарушениями пространственного восприятия, с гипердинамичным синдромом показаны творческие уроки. Ведь только в них без труда совмещаются основные принципы здоровьесохранной педагогики: мультисенсорность, индукция и дедукция, двуполушарность, соблюдается эргономика урока.
Основные подходы при построении урока:
- привлекательная тема урока (загадки, ребусы, стихи, мелодии), отгадывая и узнавая которые ребенок с интересом “ входит” в урок.
- привлекательная цель урока. Причем привлекательная не для педагога, а для самих учащихся (учу ставить цель, причем не примитивную, а с элементами творчества)
- высокая мотивация. Начинается уже тогда когда ребенок сам перед собой поставил цель урока, а, следовательно, сам выбрал свою стратегию на весь урок.
- детям очень нравится прием “ модель поведения”: учащимся предлагается ключевое слово, на которое они придумывают слова, определяя тем самым свою “модель поведения” на урок (хорошо, когда количество букв в слове совпадает с этапами урока - слово можно превратить в бюллетень самопроверки).
П рофессионально
Е дино
Д ружелюбно
Ч естно
Т ворчески
Е мко
Новаторски
Интелегентно
Ярко
- этот приемом расширяется словарный запас, активизируется творчество, фантазия, позволяет провести рефлексию.
- для актуализации учебного материала использую аукцион, подиум, да, нет-ки.
- удивляй: хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Стараюсь находить такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Пример: всем известно, что сова – неясыть питается мышами – зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? ( Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до100 кг.) Так вот, одна сова за свою жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна.
- отсроченная отгадка
На следующем уроке речь пойдет об очень опасном заболевании, говорит учитель. – Как вы думаете - о каком? (Дети высказывают свои предположения.) Нет, продолжает учитель -когда Наполеон воевал с Россией, то в Альпы были посланы вербовщики, чтобы набрать солдат, не боящихся морозов. Вербовщики (нахальные, предприимчивые люди) вернулись трясущимися от страха. Они утверждали, что встречали целые деревни, заселенные кретинами. В армии они могли чистить только конюшни. Что же это за заболевание? Ваши предположения разберем на следующем уроке.
- синквейн
Часто использую прием “лови Ошибку”, рассказ – небылица.
Практичность теории, биология наука – практическая и без наглядности у нас нельзя. Помимо стандартного оборудования которое естественно устаревает- лабораторию пополняем силами ребят: изготавливаем влажные препараты, коллекции насекомых, чучела , гербарии.
- Особо хочется сказать о демонстрационной технологии, которая дает возможность ликвидировать пробелы с наглядностью, обогатить урок видео материалом, ведь не возможно изучать природу только по книге. Современные электронные учебники позволяют обогатить лабораторный практикум. творчество же ребят проявляется в том , что вместо компьютерных игр – они создают презентации уроков, которые демонстрируют всему классу.
- Очень нравится прием “Пресс – конференция”
Я намеренно неполно раскрываю тему, предлагаю школьникам задать дораскрывающие вопросы:
Репродуктивные – неинтересны, ответ на них –уже известен.
Расширяющие – позволяют узнать новое, уточнить известное.
Развивающие - вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Творчество работает на будущее .Ученики выполняют творческие задания по разработке дидактических материалов:
- частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
- чайнворды, кроссворды;
- лабиринты;
- “раскладушки”;
- перфокарты;
- плакаты – опорные схемы;
- крестики – нолики;
- лото.
Творческие элементы СОУ: иллюстрирование тетради, свертки, опора на рисунки, построение рисуночных сверток.
И, конечно же, помимо того, что это очень нравится ребятам, дает возможность всем без особых проблем проявить себя, а кому - то получить четвертную оценку. Все при этом чувствуют себя удовлетворенными. Да еще плюс ко всему мы укрепили иммунитет ребенка: он не так переживал, а как следствие меньше болел и выполняя посильное творческое задание комфортно чувствуя себя на уроке .