Ход урока
1. Организационный момент
2. Работать над чётким проговариванием слов
Дети хором и индивидуально читают скороговорки.
ба – ба – ба – из окна торчит труба
жа – жа – жа – есть иголки у ежа
за – за – за – уходи домой коза
ло – ло – ло – на улице тепло
му – му – му –молока кому?
ре – ре – ре – метём сор во дворе
су – су – су – очень холодно в лесу
та – та – та – у нас дома чистота
чу – чу – чу – молоточком я стучу
3. Проверка домашнего задания
Учитель. - Что готовили к уроку?
Дети. Выразительное чтение стихотворений Граубина “Шишкопад”, Бирюковой “Сентябрь”, Золотухиной “Лужи – зеваки”.
Несколько детей читают стихотворения.
Учитель. – О каком сне пишет Граубин в стихотворении “Сон”?
Дети. Природа засыпает в сентябре, октябре, ноябре. Если взять первые буквы названий месяцев, то получится слово “Сон”.
Учитель. - Подберите рифмы к словам “осень”, “дождь”, “ветер”, “лужа”.
На доске
осень – восемь
дождь – гость
ветер – третий
лужа – стужа
4. Творческая работа
Дети под руководством учителя коллективно сочиняют стихотворение с использованием записанных рифм.
Утром, часов в восемь,
Прилетела осень:
Зачастил вдруг дождь –
Наш незваный гость.
Сильный – сильный ветер
Дует уж час третий
Скоро станут лужи
Стеклянными от стужи.
Учитель. – Какое название дадим этому стихотворению?
Дети. “Осень”
“Пришла осень”
“Вот и пришла осень”
Учитель. – Выберите наиболее подходящее.
“Вот и осень пришла”
- Прочитайте стихотворение ещё раз.
Дети выполняют задание.
5. Тема урока
Учитель. - Многие известные поэты посвятили свои произведения этой прекрасной поре. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Алексея Константиновича Толстого “Осень”. Откройте учебник и самостоятельно прочитайте его.
Дети выполняют задание.
- Какое настроение вы чувствуете у автора?
Дети. Грустное.
Учитель. – Почему?
Дети. Листья облетели, сад бедный.
Учитель. – Поэт нарисовал картину унылую или красочную?
Дети. Можно сказать, что эта картина красочная – кругом жёлтые листья и ярко – красные кисти рябин.
Учитель. – Почему же тогда настроение грустное?
Дети. Грустное потому, что уходит лето, но краски осени могут быть яркими.
Учитель. – Какой темп чтения этого стихотворения – медленный, мелодичный или будем читать громко, торжественно?
Дети. Будем читать в спокойном темпе.
Учитель. – Почему нужно читать в спокойном темпе? Что об этом говорит?
Дети. Представим, что листья плавно кружатся в воздухе.
Учитель. – Каким словом можно заменить словосочетание “кисти ярко – красные”?
Дети. Ветки, гроздья.
Учитель. – Чем для людей знаменательна эта пора?
Дети. Сбор урожая, дети идут в школУчитель.
Два ученика выходят к доске и выразительно читают стихотворение.
6. Физкультминутка
Ветер подул: “У – у – у!” (все дуют)
Кусты низко нагнул (наклоняются)
Листья запорхали (машут руками)
Как бабочки на карнавале (кружатся)
7. Тема урока (продолжение)
Учитель. – Теперь мы познакомимся с зарисовкой осеннего пейзажа современного писателя – натуралиста Пескова, но сначала словарная работа.
Учитель объясняет слова, записанные на доске:
Учитель по учебнику “Капельки солнца” читает зарисовку Пескова “Листья падают с клёнов”.
Учитель. – Почему автору кажется, что полёт листьев сопровождает музыка?
Дети. Листья кружатся в воздухе, как будто танцуют, поэтому кажется, что листья водят хоровод под музыкУчитель.
Учитель. – Не только писатели и поэты, но и художники, композиторы посвящают своё творчество этому времени года.
Репродукция картин И. С. Остроухова “Золотая осень”. Звучит пьеса “Времена года” -
“Октябрь” П. И. Чайковского.
Учитель. – Представьте себя в этом парке вместе с девочкой, с женщиной из рассказа Пескова, вместе с ними понаблюдайте и послушайте листопаДети.
- Удалось ли вам мысленно перенестись в лес, услышать осеннюю мелодию?
Дети. Да
Учитель. – Прочитайте этот рассказ “по цепочке”.
8. Итог урока.
Учитель. – Что мы делали на уроке?
Дети. Сочиняли стихотворение, читали стихи и рассказ про осень, слушали осеннюю музыкУчитель.
Учитель. – Какими красками можно изобразить осень?
Дети. Красными, жёлтыми.
Учитель. – А если дождь, слякоть?
Дети. Синими, серыми.
Учитель. – Что нового узнали на уроке?
Дети. Познакомились с новыми словами.
Учитель. – Чему учились?
Дети. Учились сочинять стихотворение.
9. Домашнее задание.