Молодые педагоги и завучи часто имеют проблемы с детьми, которые не усваивают стандарт. Их вниманию предлагается данный материал.
Все профессиональные функции педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении, прямо или косвенно подчинены задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка.
Для выполнения своих функциональных обязанностей педагог должен обладать определенным уровнем компетентности, который позволит ему эффективно осуществлять свою деятельность.
Научные основы индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и воспитания были заложены КД Ушинским в его работе “Человек как предмет воспитания”. Обращаясь к учителям великий педагог писал: “Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить”.
На индивидуальном подходе к учащимся основывается педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать учиться успешно. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением. При изучении индивидуальных возможностей можно выделить следующие недостатки:
- отсутствие планирования предстоящей деятельности
- нарушение этапа ориентировки в задании
- снижение интереса по мере взросления, пассивность данной категории школьников
- затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового
- затруднения в понимании, связанные с нарушением развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, а также склонностью к стереотипным способам выполнения заданий
- затруднения в понимании, связанные с ослаблением познавательной деятельности
- затруднения в понимании, обусловленные уровнем владения техникой чтения и письма
- несвоевременная коррекция легастении у ребенка
- отсутствие толерантности к окружающим
На основании проведенных исследований можно выработать направления коррекционной работы.
Мне и моим педагогам помогают данные диагностики. Учителя составляют индивидуальные планы работы со слабоуспевающими детьми на основе диагностик.
Требования к учителю, работающему с проблемными детьми
- создавай в классе благоприятный психологический климат
- не раздражайся, будь терпелив и настойчив
- требуя, учитывай реальные возможности ученика
- каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы
- учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку
- учи посильным приемам регуляции поведения
- диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения
Информация о ребенке.
ФИ ученика | Дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации | Дети с высокой наследственной отягощенностью в сфере психических заболеваний (психозы, неврозы) | Дети с гипер динамическим синдромом | Дети, находящиеся в условиях депривации (неудовлетворенности) | Дети, из неблагополучных семей |